КАК БРАСЛЕТ, ПОДКЛЮЧЕННЫЙ К ИНТЕРНЕТУ И КОФЕМАШИНЕ, ИЗМЕНИТ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА, ОБСУЖДАЛИ В КАЗАНСКОМ IT-ПАРКЕ

В казанском IT-парке продолжается двухдневный всероссийский стартап-тур-2015. Казань — 4-я точка остановки «Сколково» из 12 по всей России в поисках инновационных проектов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышала на мероприятии, как местных стартаперов призывали расширять границы и искать глобальные рынки. «БИЗНЕС Online» выяснил, что в «Сколково» перекочевали уже 26 компаний из Татарстана.

Всероссийский стартап-тур – самый масштабный в России проект по поиску перспективных инновационных идей.

 

ОДНИХ ИННОВАЦИЙ НЕДОСТАТОЧНО

Суть питч-презентаций стартапов в том, что прошедшие отбор проекты имеют право приехать на одну из крупнейших в Европе IT-тусовок — Startup Village, она пройдет в июне в Москве, в «Сколково». Там соберутся все люди, что называется, «по теме», снова будут проведены презентации проектов. Уже после этого есть шанс, что стартап приглянется, например, инвестору, который захочет вложить деньги в проект.

 

Мероприятие проводится в Татарстане не впервые — два года назад тур приезжал в Набережные Челны, а год назад — в Казань. На открытии ивента вчера выступил премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. «Взаимодействие институтов, которые сегодня есть по продвижению инноваций, — это однозначно всегда синергетический эффект. Для меня очень приятно, что сегодня в зале не только татарстанцы, но и коллеги из других субъектов. Желаю побольше высказываний о том, что сегодня еще нужно для того, чтобы мы могли продвигать наши проекты, делать яркие вещи, которые были бы признаны не только в России, но и в мире», — сказал он. В зале присутствовали участники из Пензы, Самары, Чувашии, Марий Эл, Москвы, Удмуртии.

Несмотря на обилие действительно интересных спикеров (о них — ниже), само мероприятие было организовано довольно сумбурно. Объявлялись незапланированные в программе перерывы на 20 минут, панельная дискуссия про инновационный ландшафт России в обозначенное время так и не стартовала (да и позже тоже), пресс-брифинг был отменен, а выступления были перемешаны между собой.

 

Ильдар Халиков подчеркнул, что главная цель стартап-тура – решить, какие механизмы необходимы для того, чтобы проекты начинающих бизнесменов были признаны не только в России, но и во всем  мире.

Как и в прошлом году, на форум приехал Пекка Вильякайнен — советник президента фонда «Сколково», основатель компании Oy Visual Systems. «Инноваций как таковых недостаточно. Новых компаний недостаточно. Нам надо убедиться, что наши идеи лучшие на планете. Иногда вы считаете, что достаточно быть лучшими в Казани или России, но надо думать о том, чтобы сделать продукт лучшим в мире, — заявил он. — Есть задание для премьер-министра. Чтобы стать лучшими в мире, надо проводить сравнительный анализ. Если вы будете только в Казани, России, в кругу своих друзей, вероятно, что вы провалитесь. Надо убедиться, что вы знаете все о своих конкурентах на мировом уровне. Надеюсь, каждый губернатор, каждый декан убедится, что вы получаете максимум информации о том, что происходит вокруг вас. И надо, чтобы не было внутренних препятствий внутри региона. Ваши конкуренты и враги находятся вне Казани».

«ТЕХНОЛОГИИ НУЖНЫ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕКУ С НИМИ БЫЛО УДОБНО»

В течение первого дня тура проводились мастер-классы, например, по патентованию стартапов. В одном из залов представители крупных компаний рассказали о современных тенденциях развития информационных технологий.

По словам менеджера по развитию инноваций и предпринимательства Intel Алексея Николаева, огромная роль сегодня у интернета вещей — соединенных друг с другом устройств, взаимодействующих друг другом, с облачными сервисами. Это как устройства для корпоративных индустриальных применений, так и бытовые. «По предсказаниям в отчете компании Gartner 50 процентов устройств интернета вещей будет генерироваться небольшими копаниями. К концу 2020 года в мире будет 50 миллиардов подключенных устройств, — сообщил он. — Будут убираться барьеры». По его мнению, будущее за несколькими путями измерения, в том числе за маркетингом несуществующих пока еще продуктов, а также дизайном и промышленным дизайном.

 

 

Об интернете вещей говорил и Кирилл Островский — менеджер по развитию нового бизнеса Google. «В этом году ожидается рост рынка интернета вещей на 30 процентов. На каждого пользователя к 2025 году будет приходиться несколько умных вещей. Представьте — завтра у вас есть браслет, с которым вы спите. Он дает команду кофемашине. Когда вы просыпаетесь, кофе уже варится, — привел он пример. — Я смотрю на эти вещи как на то, что они могут вывести наш пользовательский опыт на новый уровень». По словам спикера, растет количество мобильных устройств, технологий. «Еженедельно обращаемся к нашим смартфонам и взаимодействуем с ними порядка 2 тысяч раз. Порядка 2 часов в день проводим в мобильном интернете. Скоро смартфон будет фактически вашим персональным помощником. Технологии будут развиваться в этом направлении, — сказал он. — Еще один тренд — данные. Особая актуальность будет у алгоритмов либо программного обеспечения, которое будет заниматься обработкой данных. Например, у нас есть инструмент Google Now — механизм на базе поиска. Он собирает всю информацию и старается на ее основе до того, как мы что-то попросили, предоставить ее. Алгоритмы призваны предвосхитить потребности».

Островский напоследок привел еще один пример из интернета вещей — это машина Google, которая не требует непосредственного участия водителя в движении. «Машина полностью автоматизирована, тестами доказано, что она быстрее, чем человек, реагирует на приближающуюся опасность — все благодаря боковым датчикам, которые работают как усовершенствованное боковое зрение», — рассказал он. Кроме того, машина отправляет владельцу машины информацию о погоде, пробках и т.д.

Обращаясь к стартаперам, Островский сказал, что если бы делал стартап, то думал, как может удовлетворить пользователя, как может быть актуален.

 

 

 «Мы вступаем в эру новых перемен, затрагивающих много аспектов нашей жизни. И все это очень быстрые изменения. 75 процентов рабочей силы в мире относится к millenials (миллениалы — поколение миллениума, или поколение Y, как называют их социологи, те, кто родился с 1980 по 2000 год — прим. авт.). 1,3 миллиарда людей уже есть в бизнесе и социальных сетях. Будет меняться структура общества, потребления, требований к продукции, — рассказал Вячеслав Гершов, директор по развитию бизнеса SAP Labs в России и СНГ. — Все мы сегодня знаем о технологических изменениях, облачных решениях, больших данных, мобильном доступе, социальных сетях, интернете вещей. Все это уже действует. Технологии нужны не сами по себе, а чтобы человеку было с ними удобно и как физическому лицу, и как бизнесу». По его мнению, нужна не только технологическая инновационность, а надо также пересматривать бизнес-модели.

 

 

«НАШИ ПРОЕКТЫ ЗА ДЕНЬГАМИ НЕ ЕДУТ»

Что касается заявок на отбор в рамках тура, бизнес-инкубатор казанского IT-парка представил 9 проектов (в прошлом году их было больше — 14). Это Domo Sapiens (аппаратно-программная платформа для систем «Умный дом»), RTSim (платформа для разработки тренажеров в нефтегазовом секторе), iGuard (автоматизация бизнес-процессов охранного предприятия), Soft Universe (конструктор бизнес-приложений), «Росконтент» (создание нового сервиса от ОАО «ЖД»), «Марабака» (сборка разных штук своими руками), Global Communication Technology (технология высокоскоростной безопасной передачи по средствам сегментации), «ВидБез» (система цифрового видеонаблюдения) и Qubix.io (конструктор для создания сайтов с помощью шаблонов).

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель бизнес-инкубатора IT-парка Ленар Халиков, большие шансы пройти стартап-тур у «Марабаки». «В основном проекты, заявляясь на Startup Village, ждут хорошего, быстрого пиара. Это одна из крупнейших конференций в Европе, на ней собирается много нужных людей, можно быстро о себе заявить. Об историях быстрых сделок после мероприятия я, к сожалению, не знаю. Наши проекты за деньгами точно не едут. Часть проектов либо уже привлекли финансирование, либо находятся в процессе структуризации сделок, и им интересен пиар», — сообщил он.

 

Бизнес-инкубатор казанского IT-парка представил 9 проектов (в прошлом году их было больше — 14) .

  

На вопрос о том, есть ли проекты с минимальным количеством конкурентов, Халиков отметил, что конкурентов не бывает только у плохих проектов. «Например, Qubix — система для быстрого создания сайтов. Проект еще официально не запущен, но о нем каким-то образом узнали преподаватели некоторых школ Англии и на своих уроках говорят работать именно на данных конструкторах, — сказал собеседник газеты. — RTSim — один из самых интересных проектов. Как известно, на всех опасных производствах персонал должен проходить обучение. Поскольку на реальном оборудовании сложно проводить обучение — завод, например, уже работает, процессы поменять нельзя, то ребята предлагают конструктор для предприятий. У проекта — больше 6 внедрений за несколько лет. Одно из последних внедрений — на заводе «Татнефти» в Татарстане».

Напомним, в прошлом году на питч-сессиях были презентованы 14 татарстанских стартапов. Приглашения к участию в международной конференции Startup Village в Иннограде «Сколково», минуя предварительный отбор, получили проекты RoadAR, DiaPark и легирующие добавки на основе модифицированных углеродных наноструктур. Сертификаты о прохождении первого этапа отбора в международную группу «100 инноваторов» молодежной программы форума «Открытые инновации» тогда получили проекты «ИНРОК», «Бифидумбактерин» и ReflowReader. Как уточнили нашей газете в «Сколково», резидентами (компании, имеющие официальный юридический статус «Участник «Сколково») являются 26 компаний из Татарстана. Из ярких проектов резидентов можно отметить «Эйдос Медицина», «Автодория», «РеалСпикерЛаб».

 

  

«ПОТОК СДЕЛОК НЕ СНИЖАЕТСЯ ДАЖЕ В КРИЗИС»

«Несмотря на то что сейчас очень сложная экономическая ситуация, все равно происходит большое количество сделок. Поток сделок не снижается. Только с начала этого года было совершено порядка 10 сделок, — рассказал «БИЗНЕС Online» управляющий партнер центра интеллектуальной собственности «Сколково» Антон Пушков. — У нас есть участники со всей России. Из Татарстана получил финансирование проект «Эйдос», который активно продает свою установку по всему миру».

По словам Пушкова, санкции, экономический кризис не могут не сказаться на отрасли, но рассматривать это нужно как возможности. То, что рубль подешевел по отношению к доллару, наоборот, стало преимуществом для российских проектов. «Никакого замедления вообще нет. Есть зарубежные инвесторы из Европы. Проявляет интерес Америка. Но сейчас я бы больше говорил о российских инвесторах и выходах на зарубежные рынки. Состоятельные люди все меньше вкладываются в квадратные метры, а все больше хотят поучаствовать в росте инновационных компаний», — сообщил собеседник газеты.

Газета «БИЗНЕС Online» также побеседовала с Вильякайненом.

— На какие проекты вы обращаете внимание — небольшие или только глобальные?

— Да, что касается меня, я инвестирую только в проекты, которые интересны для международного рынка. Это потому, что я считаю российский рынок достаточно маленьким. Кроме того, я инвестирую не только свои деньги, но и свое время. Если образец продукта может продаваться не только в России, но и в Европе, это хорошо. 

Пекка Вильякайнен: «Лучшие предприниматели — это победители, завоеватели. Они ничего не должны бояться»

   

— Не трудно ли находить инвесторов во время непростой экономической ситуации?

— Да, трудно. Большинство россиян считают, что лучшее вложение денег — покупка квартиры в Москве, потому что ежегодно ее стоимость будет расти на 50 процентов. Я не согласен с этим. Когда такое происходит, что-то не в порядке с экономикой. Думаю, сейчас все будет нормализоваться. Если цена квартиры будет расти на 2 - 3 процента, это нормально. В таких случаях люди начинают искать новые варианты для инвестирования. Это значит, что средний класс начинает думать, куда ему инвестировать 100 тысяч или миллион рублей.

— Вы приезжали в Татарстан в прошлые годы с этим же туром. Получали ли местные проекты в результате какое-то инвестирование?

— Достаточно много проектов получили инвестирование. Татарстан в целом очень активен в этом плане. Было то, что мне не понравилось. Когда я был два года назад в Набережных Челнах, один молодой человек сказал, что только у IT могут быть стартапы. Он сказал, что в Татарстане стартапы есть только в этой отрасли. Это не очень мудро. И я надеюсь, что в эти дни на питч-сессиях не будет такого.

— В одном из интервью вы говорили, что главное качество для предпринимателя — лидерство. Что еще можете назвать?

— Это так. Те, кто находится здесь, должны любить людей — это важное и широкое понимание лидерства. Лучшие предприниматели — это победители, завоеватели. Они ничего не должны бояться. Если ты предприниматель, у тебя ни в чем нет гарантий, касается это достаточного количества денег или распланированного завтрашнего дня. Ты должен быть терпим к вызовам. Еще одно, что касается лидерства, — понимание того, что хотят покупатели, потребители.

     

Источник: business-gazeta.ru