Всероссийский стартап-тур,  крупнейший российский проект по поиску перспективных инновационных разработок и развитию компетенций начинающих стартап-команд в сфере высоких технологий, посетил Томск.


  

Екатерина Иноземцева.

Началось инновационное роуд-шоу в Ростове-на-Дону, впереди – еще три месяца и 11 городов, включая Минск и Алма-Ату. О том, как проходит это масштабное мероприятие и что от него ждать, мы поговорили с Екатериной Иноземцевой, директором по стратегии Фонда «Сколково».

  

2 февраля стартап-тур стартовал в Ростове-на-Дону. Чем запомнилось открытие?

Открытие этого мероприятия запомнилось большим количеством интересующихся. Это первый город тура в этом году, зарегистрировалось более 400 участников. Начало стартап-тура ознаменовалось приездом Президента Фонда «Сколково» - Виктора Феликсовича Вексельберга, который его открывал, и участием главы региона, в котором мы проводили наше мероприятие, губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева. Была совершенно чудесная панельная дискуссия про развитие инноваций, про то, как можно было бы интенсифицировать развитие инноваций именно в южном регионе. Тем самым мы наше мероприятие в этом году делаем не просто абстрактным о развитии инноваций вообще, а стараемся его связать со спецификой того региона, куда мы приезжаем. Первый город, Ростов-на-Дону – это был юг России, следующее мероприятие прошло в Томске – дискуссия была посвящена развитию инноваций в Западной Сибири. В ней приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Владимирович Дворкович, губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин, руководитель ФАНО Михаил Михайлович Котюков.

На первом плане слева направо: губернатор Томской области Сергей Жвачкин, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава ФАНО Михаил Котюков на открытии Стартап-тура в Томске. Фото: Sk.ru

Получается, что по заявкам вы уже можете видеть специфику в интересах регионов? Например, где больше биотехнологических или робототехнических разработок?

Пока рано делать такой вывод, это мы увидим в конце, когда все зарегистрируются. Регистрация для следующих городов будет идти в течение всех трех месяцев. Если говорить о специфике, в этом году в Ростове-на-Дону мы первый раз устроили дискуссию по новому направлению для фонда «Сколково» – сельское хозяйство. Это вызвало совершенно сумасшедший интерес. Второе, что бросилось в глаза – это огромное количество заявок и проектов, которые были представлены в области информационных технологий и, прежде всего, в области робототехники. Мы даже специально выделили в Ростове отдельный подтрек по робототехнике в рамках трека по информационным технологиям. Победители этого трека приглашены на конкурс Startup Village (в прошлом году эта стартап-конференци стала «Событием года в России» в категории «Наука» – прим. ред.) без дальнейших отборов и экспертиз.

В 2015 году стартап-тур расширил свою географию и уменьшил число городов, в которых будут проходить мероприятия. Чем вызвано такое решение?

В прошлом году, как вы справедливо заметили, мы были в 27 городах, и в каждый город приглашали на мероприятие жителей именно этого города. Соответственно, это дало возможность жителям 27 городов поучаствовать в нашем стартап-туре. В этом году нам захотелось привлечь большее количество людей, поэтому мы выбрали десять городов, которые распределены по федеральным округам. Соответственно, для участия в каждом этом городе приглашаются не только жители этого города: в Ростове-на-Дону мы ждали жителей всего Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также Крыма и Севастополя. В этом мероприятии принимали участие и ребята из Астрахани, и из Краснодара, и из Таганрога, из северокавказских республик. Получается, несмотря на то что формально количество городов уменьшилось, по факту охват расширился.

И ещё… В этом году мы поедем не только по городам России, но и в Казахстан и Белоруссию. В Алма-Ату – в марте, в Минск – в апреле. Таким образом, мы начинаем строить не только внутрироссийскую, но и межгосударственную систему инновационного движения.

При этом экономическая ситуация как-то влияет на проведение стартап-тура?

Наше мероприятие не требует каких-то особых условий и затрат. Мы тесно сотрудничаем с администрациями регионов, куда приезжаем, получаем от них полную помощь и поддержку. Если посмотреть, мы чаще всего выбираем технопарки, либо здание университета, либо что-то еще. Участие в наших мероприятиях абсолютно бесплатное, люди из регионов не должны за это ничего платить. Все спикеры, которые приезжают, тоже не берут деньги за свои выступления. Поэтому экономическая ситуация в стране с этой точки зрения на наше мероприятие не влияет.

А политическая?

Политическая тоже. Из иностранных участников у нас активно принимает участие Пекка Вильякайнен – идеолог всего движения и Советник Президента Фонда «Сколково». Инновации и политика в этой части совершенно не связаны. Но, естественно, сама проблематика, которая существует в экономике и политике, безусловно, находит отражение в дискуссиях, чего бы они не касались. Все чаще звучит тема импортозамещения, которая в прошлом году меньше затрагивалась. Ситуация изменилась и влияет на структуру инновационной отрасли в стране.

Советник Президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен обьявляет решение жюри Старта-тура в Томске. Фото: Sk.ru

В целом, что дает проведение стартап-тура фонду ‹‹Сколково››?

У нас есть несколько задач, которые мы решаем в рамках стартап-тура. Первая, если обратиться к самой миссии Фонда ‹‹Сколково››, создание благоприятных условий для развития инноваций, то стартап-тур – как раз одно из средств создания этих благоприятных условий. Приезжая в любой город любого региона, мы, прежде всего, рассказываем о том, чем мы можем помочь стартапам, технопаркам, университетам. При этом мы ведь приезжаем не одни. Наше мероприятие – это партнерское мероприятие, в котором принимают участие и другие институты развития. Мы вместе рассказываем о том, какая существует система поддержки стартаперского движения на федеральном уровне, причем на любой стадии – от стадии идеи до стадии коммерциализации результатов исследовательской деятельности.

Помимо этого, мы на наши мероприятия всегда приглашаем региональных представителей. Это и представители региональных министерств, и технопарки. Соответственно, региональные стартаперы узнают о том, каким образом со стороны региона осуществляется поддержка стартаперского движения. Все это вместе позволяет нам как Фонду ‹‹Сколково›› достигать поставленной цели по развитию благоприятных условий.

С другой стороны, проводя конкурсы, отборы, мы, по сути, формируем потенциальных участников для инновационного центра ‹‹Сколково››. Если сегодня у студента есть просто идея, то придя на наше мероприятие, прослушав мастер-классы, сходив на так называемую ‹‹менторскую сессию››, где у любого есть возможность представить свою идею и получить обратную связь от приехавших с нами менторов, инвесторов, бизнес-ангелов, он сможет реструктурировать и улучшить свой проект. И тогда это уже будет потенциальный проект для фонда ‹‹Сколково››, который сможет попасть в фонд, получить поддержку и вернуться в регион для налаживания производства разработанного им продукта.

Таким образом, вторая задача, которую мы решаем, – это формирование будущих проектов. В любом случае, на наше мероприятие всегда приглашаются ведь не только стартаперы, но и представители региональных технопарков, ключевых индустриальных партнеров, компаний, которые работают в этом регионе, инвесторов. Все это позволяет создавать то самое предпринимательское сообщество в стране, ради создания которого мы и работаем.

Вы третий год проводите стартап-тур. Откуда к вам приходят участники?

У нас есть несколько источников привлечения участников на наши мероприятия. Прежде всего, это региональные технопарки-инкубаторы. Это те проекты, которые из стадии идеи уже перешли в какое-то конкретное воплощение. Второй источник, и, мне кажется, в Ростове-на-Дону это был наиболее мощный источник стартапов – это, конечно же, вузы. Это студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые. Третий источник – это более молодое студенчество, которое в большей степени приходит набраться опыта, чем поделиться им.

Что касается малого и среднего бизнеса, если это инновационные, технологические предприниматели, они чаще всего связаны с технопарками-инкубаторами. Мне кажется, для индустрии, не важно крупный это бизнес или средний, скорее интересно поучаствовать в нашем мероприятии в роли потребителя представляемых инноваций, для включения их в собственную производственную цепочку.

Несколько слов о программе стартап-тура в этом году. Какие мероприятия, на ваш взгляд, будут самыми интересными. Программа как-то меняется от города к городу? 

Конечно, есть определенная архитектура программы. Программа в целом рассчитана на два дня и состоит из нескольких частей. Первая часть – это выступления местных федеральных и региональных институтов развития. Вторая, большая часть – это мастер-классы, направленные на развитие предпринимательских качеств, навыков у самих стартаперов.

Крупная третья часть – это отраслевой трек, и она наиболее существенным образом меняется от региона к региону в зависимости от того, на чем специализируется регион. Здесь у нас будут и робототехнические классы, и мастер-классы, и семинары, посвященные развитию энергоэффективности, и мастер-классы, посвященные биомедицинским технологиям, сельскохозяйственным технологиям и так далее. Четвертая часть программы – это менторская программа, она будет идти во всех регионах. Это возможность для любого проекта, вне зависимости от того, отобран он в конкурс или нет, прийти и рассказать о своем проекте инвесторам и менторам.

Отдельно выделен научно-образовательный и университетский трек. Это в большей степени мастер-классы, целевая аудитория которых – молодые ученые. На нее приезжают и представители ФАНО, и представители Министерства образования в некоторых городах. Соответственно, она структурирована больше под это университетское сообщество.

Отдельное направление – конкурс. В этом году, в отличие от прошлого года, он не идет в один трек, а состоит из пяти разных треков: информационные, биомедицинские, энергоэффективные, промышленные технологии и материалы. Кроме того, в этом году у нас появилось новое направление – инновации для детей.

Перед конкурсом для того, чтобы было очевидно и понятно, зачем мы все это делаем, в каждый город мы приглашаем «выпускников» стартап-тура. Это те проекты, которые в прошлом и позапрошлом году принимали участие в туре, добились результата и могут на собственном опыте рассказать тем, кто еще только-только вступает на путь стартапа, что они получили в туре.

Мне кажется, что это интересный формат. В Ростове-на-Дону выступало два наших прошлогодних участника. Причем мы приглашаем не только тех, кто впоследствии стал резидентом «Сколково». Например, в Томске у нас выступала компания, которая участвовала не в туре, а в конкурсе, организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Тем самым мы показываем работу того самого «инновационного лифта», той самой взаимосвязи между всеми институтами развития. Как компания пришла на конкурс у себя в регионе, где она через два года – это информация из первых рук о том, как развиваются победители.

А что бы вы пожелали участникам стартап-тура?

Не пропускать мероприятие. Внимательно смотреть и слушать то, что происходит. Мы проводим сейчас не только интересную, но и полезную программу. Поэтому, ходить, приставать ко всем менторам, задавать вопросы. Если вы участник конкурса, то ни в коем случае не уходите из зала, после того как вы в течение своих пяти минут рассказали о своем проекте и получили обратную связь от членов жюри. Я считаю, что нужно оставаться в зале, слушать, как докладывают другие, какие вопросы им задают и учиться на чужих примерах и ошибках. Это очень хорошая возможность сильно продвинуться в собственном проекте и узнать много нового. 

Победители конкурса питчей в Ростове-на-Дону в рамках первого этапа Всероссийского стартап-тура. Фото: Sk.ru

    

Источник: polit.ru