Какие направления работы будут приоритетны для космического кластера Фонда «Сколково»


   

В октябре прошлого года научную работу в кластере космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» возглавил доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СпбГУАП), специалист в области космической навигации Николай Михайлов. В интервью «Известиям» он рассказал о себе, о новых проектах и планах кластера на ближайшее будущее.

 

Николай, как вы начинали свою научную карьеру?

В 1990-х годах я стал участником совместного российско-немецкого проекта по созданию первого ГЛОНАСС/GPS-приемника для гражданской авиации. До того я работал в Германии. Помню, немецкие коллеги из концерна Daimler-Chrysler позвонили и сказали, что ищут человека, который сможет построить мостик между российской инженерной мыслью и немецкой производственной машиной. «У вас блестящие инженеры, — говорили они, — но они не очень сильны в методологии разработки инновационной продукции: в сроках, планах и графиках». Тогда это было действительно так — отрасль практически не получала финансирования, никаких новых разработок не создавалось, в профильных НИИ специалисты месяцами не получали зарплату... Неудивительно, что дисциплина стала хромать.

Таким образом, я вернулся из Германии в Россию, чтобы поучаствовать в проекте, который Daimler делал с Российским институтом радионавигации и времени (РИРВ). Немцы решили воспользоваться советской научно-технической школой и создать компанию на базе научных кадров РИРВа. И это удалось! Мы сделали совместный успешный проект.

Потом я основал одну из первых в стране частных научно-исследовательских компаний «СофтНав», компания зарабатывала наукоемкими разработками в области спутниковой навигации по заказу крупных зарубежных компаний. К началу 2000-х на государственном уровне выяснилось, что и ГЛОНАСС, и орбитальную группировку нужно восстанавливать, что нужно делать современные чипсеты (базовый элемент гаджетов, работающих с навигационными спутниковыми системами. — «Известия»)...

В России я стал читать курс лекций на кафедре, где сам учился в молодости в ГУАПе. Там я нашел четырех молодых ученых, которых пригласил работать в свою команду в «Сколково».

Расскажите, в чем заключается ваша работа в «Сколково»?

Одна из главных задач, которая передо мной стоит, — это создание Центра поддержки компаний, использующих возможности системы ГЛОНАСС. По сути это новое для фонда направление — решение о создании центра было принято совсем недавно, в конце декабря.

Для начала этот центр объединит порядка 10 компаний, которые будут связаны между собой производственной цепочкой, — это и резиденты, разрабатывающие «начинку» (чипы и микросхемы), и те, кто занимается проектированием оборудования, и те, кто создает навигационные приложения для различных гаджетов.

Несколько компаний — резидентов «Сколково», таких, как «Геостар» и «СПИРИТ Навигация», мы надеемся, будет работать в новом центре. Но большинство из будущих участников нам еще только предстоит найти, чем мы и будем заниматься в течение всего этого года. Мы будем искать интересные компании, которые разрабатывают новые технологические решения на базе возможностей, предоставляемых системой ГЛОНАСС, среди действующих участников рынка — предприятий малого и среднего бизнеса и среди студенческих стартапов. Главное условие — чтобы продукты этих компаний были нужны рынку и могли быть быстро и успешно коммерциализированы.

Одними из важнейших инструментов поиска, конечно, будут конкурсы. Например, уже в первой половине 2015 года пройдет конкурс NaviTerra по спутниковой навигации и системе ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли. — «Известия»). Также в этом году мы проведем конкурс по отбору инновационных компаний в партнерстве с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Надеюсь, что победители этих конкурсов станут резидентами «Сколково» и будут работать в нашем центре.

А какие возможности предоставит резидентам создаваемый центр?

Компаниям будет предоставлено помещение здесь, в «Сколково». Они смогут не только находиться рядом друг с другом и обмениваться опытом, информацией, взаимодействовать по производственным процессам но, самое главное, они получат доступ к оборудованию, необходимому для разработки систем спутниковой навигации, которым будет оснащен наш центр коллективного пользования. Оно чрезвычайно дорогостоящее (аппаратура стоимостью от сотен тысяч до миллиона долларов), и понятно, что компании малого и среднего бизнеса просто не могут позволить себе такую технику. Мы очень надеемся, что этот технопарк нам удастся открыть уже во II квартале 2015 года.

Расскажите о самых успешных компаниях-резидентах, которые уже работают на рынке навигационных систем. Они войдут во вновь создаваемый центр?

Да. Как я уже сказал, некоторые игроки определены. Так, к нам уже присоединилась компания, которая занимается созданием приложений для навигации внутри помещений, «СПИРИТ Навигация». Она, кстати, уже получила грант Фонда «Сколково» в 30 миллионов рублей. Эта компания разрабатывает технологию позиционирования в помещениях — с помощью смартфонов и других носимых устройств — с точностью до метра без инфраструктурной поддержки. Отсутствие инфраструктурной поддержки означает, что навигация осуществляется в помещении, которое не оборудовано специальными устройствами — RF-ID метками, например. Можно сказать, что это революция в этом сегменте рынка — сегодня это одна из самых актуальных задач для «карманной» навигации. Согласитесь, удобно, когда смартфон помогает нам ориентироваться в магазинах, показывая путь к полке с нужным товаром, или когда гаджет сам строит маршрут в бизнес-центрах с учетом поворотов, лестниц и эскалаторов, а в аэропорту, например, показывает дорогу к стойке регистрации...

Многие компании предлагают свои технические решения, большинство связано с дорогостоящим оборудованием помещений. Поэтому будущее за теми, кто разработает самую простую и дешевую технологию, — они завоюют огромный рынок, потому что в такой технологии заинтересованы производители а, главное, пользователи смартфонов.

В этом же направлении работает и другой резидент «Сколково» — компания «РобоСиВи», которая делает навигационные сервисы для складских машин на основе компьютерного цифрового зрения. Она применяет эти новейшие разработки для ориентации роботизированных укладчиков и погрузчиков на складах. У компании уже появились первые коммерческие контракты.

Еще одна компания — «ГЕОСТАР Навигация» — делает для навигационных приемников чипсеты, которые используются на рынке телематических услуг связи на основе местоположения. Телематические терминалы не только определяют положение устройства, установленного, скажем, на автомобиле, но и передают координаты по каналам GSM на сервер для контроля и отображения местоположения.

Томская компания «Росинновации», создавшая первую в России мультимедийную платформу для информирования и развлечения пассажиров на транспорте, также будет работать в нашем центре. Платформа «ТранспортТВ», которую создали эти ребята, состоит из сети мультимедийных комплексов, использующих геотаргетинг, то есть отображение контента в привязке к местоположению транспорта. Координаты, естественно, определяются на основе все той же ГЛОНАСС/GPS.

То есть эти разработки помогут обычным людям пользоваться возможностями спутников «Глонасс»?

Да, и делать это при помощи обычного смартфона. Но для этого специалистам предстоит решить целый комплекс технологических задач: как сделать, чтобы обработка сигналов «влезала» в мобильные телефоны? Ведь увеличение числа наблюдений ведет к усложнению аппаратуры, увеличению ее габаритов и энергопотребления. Мы говорим о перспективном массовом рынке многосистемных и многочастотных приемников. Планируем проектировать мультисистемные чипсеты, работающие по сигналам российских спутниковых систем, которые смогут составить конкуренцию иностранным, а также решить проблему быстрого расходования энергии батареи вашего гаджета.

Можно ли ожидать в ближайшем будущем кардинальных изменений на рынке навигационных услуг?

Смотря каких, ведь существует среднеточная и высокоточная навигация. Довольно часто путают эти два понятия. Между тем высокоточная навигация помогает определить местоположение с точностью до сантиметров или даже миллиметров. На такую точность способны high-end-девайсы — геодезические, например. В этом направлении, думаю, не следует ожидать какого-то кардинального прорыва, потому что многое здесь уже сделано. Сейчас идет борьба за «последние» сантиметры и даже миллиметры. А вот что касается так называемой «среднеточки» — это довольно перспективное для инновационных решений направление. Среднеточная навигация дает возможность отслеживать перемещение, например, автомобиля (с точностью до нескольких дециметров). И эта возможность будет очень востребована на рынке. Например, страховыми компаниями — для точного определения виновного в ДТП. Уже даже термин появился соответствующий: «страховая телематика».

Давайте перейдем от частного к общему: каковы в принципе современные тренды развития космической навигации?

Я думаю, что в ближайшие пять лет основное направление, в котором будет развиваться навигация, — это объединение радионавигационных и спутниковых данных с другими источниками позиционирования: Wi-Fi, GSM с использованием микроэлектромеханических датчиков (MEMS-систем) — своего рода гибридизация «со всем, чем можно», о которой я уже говорил.

Есть и другой тренд: использование новых сигналов и модернизация оборудования под эту задачу. Сегодня мы можем наблюдать процесс создания европейской навигационной системы Galileo, китайской BeiDou и активной модернизации космических группировок — нашей ГЛОНАСС и американской GPS. Скоро у нас будет около 100 работающих навигационных спутников на орбите одновременно. И, что самое интересное, мы сможем «видеть» около половины из них на своих персональных гаджетах.

 
      

Источник: izvestia.ru