Руководитель Сколковского клуба бизнес-ангелов Евгений Таубкин о российском бизнес-ангельстве.

 

Я предлагаю порассуждать о российском бизнес-ангельстве... И не просто порассуждать, как о чем то абстрактном, а попробовать подвести итоги последних нескольких лет российского венчурного «бума» с точки зрения развития индустрии частных венчурных инвестиций в России. Хочу, кстати, сразу объяснить, почему я, во-первых, говорю венчурный «бум», а во-вторых, почему же здесь стоят кавычки. На мой взгляд, бум у нас начался в районе 2006-2007 годов, когда Государство Российское почему-то решило, что момент настал и именно сейчас необходимо дать толчок зарождающейся инновационной экономике. Создается Роснано и РВК, комиссии по инновациям и прочие сложные государственные институты. Позднее создается Фонд «Сколково». Активно и многие годы работает Фонд Бортника. Многие из созданных институтов начинают развивать постепенно модную тему поддержки зарождающейся индустрии частных венчурных инвестиций или бизнес-ангелов. Создают ассоциации и клубы. Пытаются развивать программы поддержки ангелов на государственном уровне через налоговые льготы и прочие окологосударственные пряники. Проходит 7 лет. Если задуматься, то очень немаленький срок. Но чего же удалось добиться за это время? Появилась ли в России устойчиво растущая «популяция» бизнес-ангелов?

Тут хочется вспомнить старый анекдот. Я уже не помню многих подробностей, но это вообще-то и не так важно. Заканчивается анекдот так. Главнокомандующий приказывает: «Приготовить всю нашу доблестную авиацию к атаке на врага!» На что помощник задает вопрос: «То есть все наши два самолета?» Возвращаемся к нашим бизнес-ангелам. Мы можем спросить любого человека, так или иначе связанного с венчурным рынком, а есть ли в России ангелы? Конечно есть, возмутится вопрошаемый. И сразу же перечислит – Игорь Рябенький и Игорь Мацанюк, Бородич и Фияксель, Синюшин и Гирин. Или несколько других фамилий. Проблема в том, что несколько последних лет ЛЮБОЙ респондент назовет ТОЛЬКО эти фамилии. И на любой тусовке вы встретите тоже кого-то из них. То есть за последние 7 лет поддержки инноваций у нас появилось человек 50 бизнес-ангелов? Это при 140 млн населения и нескольких сотнях тысяч только официальных долларовых миллионеров? Вот вам и инновационный «бум», тот что в кавычках. Многие конечно кинутся возражать, что существует еще и рынок «непубличных» бизнес-ангелов. Конечно да, конечно существует. Он намного больше, но поражающих воображение цифр мы там тоже, к сожалению, не найдем.

Теперь хочется порассуждать о причинах такого непрорывного прорыва. И о том, что же надо и что не надо делать для взлета наших российских бизнес-ангелов. Тут, кстати, я хочу сразу дистанцироваться от столь любимого всеми украинского политического и российского экономического кризисов. Про них и сказано уже всеми немало, и понимаем мы, что легко нам в ближайшее время не будет. В том числе и на венчурном рынке. Только не в этих кризисах кроется столь медленное развитие нашего венчура, ведь за последние годы кризисов не было и нефть была высока. Значит проблема не в кризисе. Ну, или не только в нем.
А как обстоят дела в стране давно победившего капитализма? США заявившая о 314 млн населения на конец 2014 года обладает как минимум 350+ тысячами активных бизнес-ангелов и более 600+ тыс. ангелами, сделавшими как минимум одну инвестицию. Плюс более 14 млн официальных миллионеров. В США бизнес-ангелов больше чем у нас официальных миллионеров, там они составляют 4% от всех миллионеров Северной Америки. А у нас тысячные доли процента от числа наших обеспеченных сограждан.

В чем же подвох? Опять мы плохие, а они хорошие? Надеюсь, что не в этом примере. Попробую объяснить свою мысль. Для того, чтобы ангельские инвестиции происходили, да еще и росли со временем, должна соблюдаться непрерывность цепочки:

КТО ИНВЕСТИРУЕТ – КУДА ИНВЕСТИРУЕТ – КАК ИНВЕСТИРУЕТ – ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРУЕТ

И вот именно в этой цепочке, а точнее в каждой ее составляющей кроются проблемы, к счастью, на мой взгляд, вполне себе разрешимые. Итак, по порядку.

КТО ИНВЕСТИРУЕТ

Бизнес-ангел, согласно классическому определению, это либо успешный действующий/вышедший на пенсию предприниматель или менеджер среднего/высшего звена. Именно они, кстати, составляют большинство тех самых 14 млн американских миллионеров вместе с обладателями, так называемых, «старых денег». А у нас? Я, с вашего разрешения, не буду углубляться в анализ источников богатства многих наших сограждан, вы все сами можете найти и прочитать. Важно лишь то, что получены эти доходы были без несения «предпринимательского» риска, того самого риска, который позволяет американским ангелам рисковать и вкладываться в новые технологические авантюры, часть из которых, даст бог, станут новыми facebook. То есть, нам еще предстоит постепенно наращивать популяцию успешных бизнесменов и менеджеров, готовых инвестировать свои деньги и время в новое и не изведанное. Именно они, успешные сегодня предприниматели и управленцы, становятся постепенно нашими новыми бизнес-ангелами. Итак. КТО ИНВЕСТИРУЕТ есть и постепенно растет. Что дальше.

КУДА ИНВЕСТИРУЕТ

Для бизнес-ангелов важен постоянный поток хороших готовых для инвестирования проектов. Здесь у нас все получше. С помощью всех участников рынка, проводящих различные конкурсы, отборы и мероприятия для стартапов у инвесторов появляется доступ к достаточно большому потоку различных проектов. К сожалению, есть еще ряд проблем и на стороне самих проектов. Это и завышенная оценка проекта, непонимание роли и места инвестора, попытки все сделать самим. Но эти проблемы относятся к проблемам техническим, характерным для текущего этапа развития нашей инновационной экосистемы, а вовсе не системным и неразрешимым. Идем дальше.

КАК ИНВЕСТИРУЕТ

Вот здесь кроется одна из важнейших проблем для наших ангелов. Не вдаваясь в подробности, я скажу о том, что наше российское законодательство не способно решить ряд фундаментальных для инвестора проблем. Это и вопросы корпоративного управления компанией, вопросы владения интеллектуальной собственностью. А самое главное, компания-стартап, созданная только в российской юрисдикции, не сможет легко и безболезненно выйти на международные рынки. И сразу в качестве альтернативных решений появляются оффшорные компании, которые с одной стороны становятся крайне «тяжелыми» в силу введенного антиофшорного законодательства, а с другой стороны непонятны для многих начинающих инвесторов и стартапов.
И второе, российское законодательство, не позволяет легко делать синдицированные инвестиции сразу от нескольких инвесторов. А именно такие сделки составляют львиную долю ангельских инвестиций во всем мире.
Идем дальше.

ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРОВАТЬ

Вопрос кажется крайне дурацким. Конечно, чтобы зарабатывать прибыль! Только как же ее заработаешь? Чтобы появилась прибыль у инвестора ранней стадии (а именно такими являются бизнес-ангелы), необходимо чтобы компания либо вышла на IPO, либо продала свои акции стратегическому инвестору. И если с российскими IPO все более менее ясно, нет их и в ближайшее время не ожидается, то стратегические покупки могли бы быть. Ведь для многих крупных корпораций быстрее и дешевле найти на рынке стартап, разрабатывающий целевую для них технологию, а затем его купить. Но почему-то многие предпочитают сами сделать за 100 рублей и 3 года, чем купить готовое за 10 рублей и сейчас. Может здесь дело в извечной нашей недоверчивости (раз сделал не сам, значит ненадежно), может в менталитете (почему это мы должны давать заработать владельцам стартапов, покупая их компанию), а может просто в непонимании. В любом случае, пока наши стартапы не будут покупаться крупными игроками, а инвесторы получать прибыль, никто и не будет хотеть обрести крылья и отправиться в полет новым бизнес-ангелом.

И напоследок. А причем тут «Сколково»? Фонд «Сколково» второй год очень плотно разрабатывает и внедряет программы развития бизнес-ангельской индустрии в России. И мы стараемся вместе с нашими партнерами искать и привлекать все новых и новых ангелов. Мы стараемся искать и развивать проекты, готовя их к адекватной работе с инвесторами. Для этого который год подряд мы проводим Всероссийский стартап-тур и стартап-вилладж, на которых идет просветительская работа с фаундерами, предпринимателями и инвесторами. Мы запустили ряд законодательных инициатив, направленных в том числе и на помощь ангельским инвестициям. И, наконец, мы стараемся взять каждый наш успешный технологически проект «за руку» и довести его до потенциальных клиентов и заказчиков. Много это или мало? Наверное, мы могли бы, и будем делать больше, и как Фонд «Сколково», и как каждый из нас по отдельности, но, на мой взгляд, только такие поступательные, пусть и небольшие движения большого количества участников нашего рынка постепенно приведут нас к тем самым, пока далеким целям.

   

Источник: venture-news.ru