Организаторы ключевого для венчурного бизнеса мероприятия по итогам консультаций с экспертами выбрали в качестве площадок Ростов-на-Дону, Томск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Владивосток, Уфу, Петербург и Красноярск,  один из городов Московской области, Астану и Минск.


Фото: ИТАР-ТАСС.

   

Партнерами «Сколково» по организации RST-2015 выступают Росмолодежь и Роснано, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциация инновационных регионов России, Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив, Центр инновационного развития Москвы, Министерство науки и образования, Министерство  промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций.

Несмотря на то что по сравнению с 2014 годом количество точек на карте, задействованных в проекте, сократилось более чем вдвое, нынешний тур обещает стать самым масштабным за свою пятилетнюю историю. Каждый из городов-участников представит не только собственных стартаперов, но и выступит своеобразным  «хабом», узловым центром, объединяя молодых инноваторов из прилегающих регионов. Например, Ростов-на-Дону станет базой для общения ученых, разработчиков и бизнесменов из Волгоградской и Астраханской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, кавказских республик и Крыма. Таким образом, должны возникнуть поддерживаемые местными властями межрегиональные сообщества из молодых предпринимателей, ученых и инвесторов.

Благодаря участию партнеров из соседних стран, Russian Startup Tour–2015 впервые приобретает международный статус. Заявки на участие в туре еще принимаются, и, по самым скромным оценкам, в этом году экспертному совету предстоит пропустить через сито отбора от полутора до двух тысяч проектов. Практика предыдущих лет показывает, что до конкурсной программы доходит примерно пятая часть претендентов.

Программа тура также расширилась с однодневной до двухдневной. Это отражает содержательные изменения, объясняет Василий Белов, старший вице-президент Фонда «Сколково» по инновациям. Главное событие российского инвестиционного туризма ведет отсчет с 2011, последние три года – под эгидой «Сколково». Если изначально его целью был поиск перспективных в коммерческом смысле наукоемких идей и разработок, теперь это не единственная задача.

«Стало очевидно, что молодым компаниям мало просто рассказать о себе. У них есть  потребность в обратной связи – в смысле профессиональной оценки своих идей. Возможность обсудить свой проект с менторами, потенциальными инвесторами, представителями венчурных фондов, услышать советы более опытных участников рынка помогает им избежать ошибок при формировании стратегии развития. Поэтому первый день Всероссийского стартап-тура будет целиком отведен под интерактивную образовательную часть», – рассказывает Василий Белов.

Обучающая программа  разделена на интерактивные треки, основными из которых станут научно-образовательный, посвященный повышению эффективности научных организаций, и «Коммерциализация технологических проектов». Региональные стартапы смогут также учиться бизнесу в формате узкоспециализированных семинаров, мастер-классов и воркшопов «один на один». Это позволит им получить предметные консультации приглашенных экспертов относительно эффективной презентации своих идей и разработок, с которыми им предстоит выступить на следующий день, а может быть, даже встретить своего бизнес-ангела.

Собственные тематические сессии будут у Федерального агентства по науке и образованию и у Сколтеха. В Ростове-на-Дону пройдет сессия по современной робототехнике сколковского робототехнического центра – ожидается, что она вызовет большой интерес сообщества. В Томске, который станет второй площадкой инновационного турне, запланировано выступление вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича. Очевидно, он приедет лично убедиться, выполняет ли мероприятие задачу, поставленную им осенью 2014 года на презентации проекта в Сочи, – «распространение идеи инновационного предпринимательства среди людей, у которых есть энергия, таланты и стремление объединить результаты научных исследований с предпринимательскими возможностями». «Нам кажется, что успешные люди, у которых уже все получилось, должны ездить по стране, рассказывать, показывать, общаться и создавать настроение», – сказал тогда Дворкович. 

Конкурс питч-презентаций состоится во второй день. Проекты участников будут соревноваться в пяти номинациях, согласно технологическим направлениям: IT, Биомед, энергоэффективные технологии, промышленные технологии и материалы, инновации для детей. Наиболее интересные, по мнению экспертного совета, стартапы будут отобраны для участия в мероприятии следующего уровня – грандиозном Startup Village, который пройдет  2–3 июня 2015 в Инновационном центре «Сколково».

25 лучших компаний просто по итогам конкурса, без прохождения предварительной экспертизы войдут в «Сколково» в качестве резидентов. Они станут участниками акселерационных программ Фонда и получат значимые средства на развитие бизнеса – приз победителя, например, составит 15 млн руб.

Опыт предыдущих лет показывает, насколько важна подобная поддержка для молодых предпринимателей. Талантливые, но никому ранее не известные стартапы попадают в социальный лифт, и с этого начинается их история успеха. Например, участник программы 2013 года и победитель Startup Village-2013, астраханская компания «Браво моторс» благодаря полученной известности смогла привлечь серьезные инвестиции и в этом году запускает в производство разработанные ею электрокары e-Trike. Новосибирская Digital Sparta, работающая с мобильными приложениями, по итогам участия в RST и SUV-2013 попала в акселерационную программу в Бостоне и нашла себе партнеров в США, Великобритании, Германии, Бразилии, Индии и Японии. А участник прошлогоднего тура, компания Baby Step из Челябинска, придумавшая и создавшая интернет-платформу с пошаговыми видео-инструкциями для родителей по развитию детей до шести лет, сумела привлечь многомиллионные инвестиции из США. Через два месяца она выпускает на рынок мобильное приложение для всех типов смартфонов на десяти языках и планирует открытие кабельного канала, который будет работать на 12 языках в четырех странах мира.

«Мы верим, что в свой пятый сезон Всероссийский стартап-тур закрепится в сознании сообщества как событие, определяющее инвестиционный климат в сфере наукоемкого бизнеса, – говорит Василий Белов. – Любая конференция становится успешной и долгоиграющей, когда она приносит предметную пользу своим участникам. И мы видим, что это действительно происходит, на примере реальных компаний. Многие из них приходят к нам повторно, чтобы рассказать об успехах своего развития. Стартапы, существовавшие в предыдущие годы на уровне идеи, сейчас представляют нам готовый продукт. Это и есть результат, ради которого мы работаем». 

    

Источник: tass.ru