Фонд «Сколково» одобрил грант в 15 млн рублей на доработку детектора опасных включений в обувь.


Обеспечение безопасности в аэропортах включает процедуру длительного и тщательного досмотра пассажиров. Разработки компании «Интеллектуальные сканирующие системы» (ИСС), резидента Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково», позволят сэкономить время и нервы пассажиров, а также деньги служб безопасности.

Прибор под названием «Ратиопластина» выявляет наличие потенциально опасных предметов в обуви методом дистанционного определения диэлектрических свойств материалов. Устройство весом до 20 кг способно меньше чем за 2 секунды обнаружить  все виды взрывчатки, металлы, драгоценности и пластик, вмонтированные в подошву, либо вложенные в обувь. Внешне прибор похож на напольные весы с подключенным к ним монитором.

Внешний вид устройства. Фото: ktb-security.ru

 

«В "Ратиопластине" используется технология квазистатической электромагнитной томографии, позволяющая обнаруживать большинство типов инородных включений в обуви», — рассказывает генеральный директор компании «Интеллектуальные сканирующие системы» Сергей Карабашев.

Общий вид контрольно-обувной платформы. Илл.: ktb-security.ru

 

Технология включает нейросетевые и оптимизационные алгоритмы обработки информации и решения обратной задачи для поиска неоднородностей и аномальных областей в исследуемых объектах. Дело в том, что материалы, из которых сделана подошва обуви, как правило, не проводят электрический ток – это резина или пластик. Если в обуви делается выемка, и туда помещаются взрывоопасные вещества или оружие, то свойства объекта меняются, детектор выявляет неоднородность структуры – фиксирует диэлектрическую неоднородность – и сообщает об этом звуковым или световым сигналом. После чего сотрудник службы безопасности будет иметь все основания для более тщательного досмотра.

«Ратиопластина» в действии. Фото: ktb-security.ru

 

Ближайшим аналогом «Ратиопластины» является платформа-детектор, определяющая наличие металлических предметов в обуви. «В отличие от этой платформы "Ратиопластина" может определять как металлические предметы, так и неметаллические включения. Прибор находится на стадии разработки — у нас уже есть опытный образец, но его свойства пока недостаточны для эффективной работы. Заказчики и потребители требуют улучшения свойств — необходимо снизить количество ложных срабатываний. В случае успеха нам удастся коммерциализировать наш продукт, так как видимых конкурентов на рынке детекторов включений в обуви пока нет», — заявляет Карабашев.

Пример инородного включения в области каблука. Фото: ktb-security.ru 

 

Компания ИСС была создана специально для разработки и продвижения «Ратиопластины» и является подразделением холдинга безопасности «КТБ», который объединяет ведущих разработчиков и производителей технических средств и материалов для обеспечения безопасности.

Вопросом оптимизации процедуры контроля безопасности в аэропортах занялась еще в конце 2009 года команда физиков во главе с Александром Корженевским, руководившим группой электромагнитной томографии в Институте радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук. Тогда команда разработала компактный ручной прибор для обнаружения опасных жидкостей в закрытой таре. Сейчас Александр Корженевский является директором по научно-исследовательским разработкам компании ИСС. 

«В основе стартапа лежит прекрасная идея, которая при ее успешной реализации позволит как повысить безопасность, так и одновременно (что бывает крайне редко) комфорт пассажиров на вокзалах, аэропортах, стадионах и так далее. Команда проекта делает правильные шаги по коммерциализации этой идеи при поддержке Сколково» 
отметил Вице-президент, Исполнительный директор Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково»  Игорь Караваев.

 

Тестовая апробация устройства «Ратиопластина» успешно прошла в 2011-2012 годах в московских аэропортах Внуково, Шереметьево, а также в ФГУП ГОСНИИ ГА. Недавно компания получила одобрение Фонда «Сколково» на грант в размере 15 млн рублей за разработку «Ратиопластины». Предполагается, что денег Фонда и частных соинвесторов хватит, чтобы выпустить опытные образцы «Ратиопластины» и провести испытания с будущими пользователями - представителями служб аэропортовой безопасности. Чтобы внедрить разработку в российских аэропортах, потребуется как минимум еще год. Кроме аэропортов, потенциальные потребители «Ратиопластины»  — службы безопасности на стратегических, опасных объектах и массовых мероприятиях. 

    

Источник: polit.ru