В Риге с 2 по 6 ноября прошел очередной этап «Реактора коммерциализации», бизнес-инкубатора для наукоемких стартапов из России и стран бывшего СССР. В нем впервые приняли участие резиденты фонда «Сколково». О том, для чего предназначена эта программа и чем она интересна фонду «Сколково», рассказывает менеджер проектов IT-кластера фонда «Сколково» Василий Рыжонков.


– Почему «Сколково» участвует в проекте «Реактор коммерциализации»?

– «Сколково» работает с инновационными высокотехнологичными проектами с высоким уровнем риска и большой неопределенностью, которые связаны с созданием сбалансированной компетентной команды, поиском заказчиков, привлечением инвестиций, созданием продукта. Эти риски, как правило, становятся серьезными проблемами для проектов из научно-исследовательской среды: из академических НИИ, университетов. А таких проектов в нашем фонде не менее 40%. Их основатели и участники – ученые, профессора, люди, тяготеющие больше к науке, а не к бизнесу. Понятно, что основная проблема для них – коммерциализация результатов научной деятельности, требующая крепкого предпринимательского духа, огромных усилий и знаний многих аспектов бизнеса.

Задача, как я ее вижу, заключается в том, чтобы привнести в научные команды, где изначально роль предпринимателя отсутствует, предпринимательские компетенции. Идеального механизма трансфера технологий и создания таких команд еще нет, и наш фонд вместе с другими венчурными фондами и институтами развития рынка находится в поиске и пробует разные способы развития своих резидентов. Вот я и привлек проекты IT-кластера нашего фонда, у которых ярко выражена потребность в предпринимательских навыках, к работе с рижским «Реактором коммерциализации».

Этот бизнес-инкубатор «заточен» на решение проблем научно-исследовательских проектов, для чего используется определенный механизм. Из ученого здесь не делают предпринимателя, не меняют его образ мышления и менталитет, а «присоединяют» к нему предпринимателя, который в течение шести месяцев ведет проект по жизненному циклу, развивая его по части бизнеса. Подходят ли предприниматель и разработчик друг другу, становится ясно в течение первых двух недель. Если эта команда не склеивается, ученым подбирают других коллег. Задача реактора в этом процессе – довести образовавшуюся команду до первых инвестиций и поддерживать методологически в течение всего срока. То есть создать полноценную компанию, готовую к стадии посевных инвестиций.

Мы считаем очень важным поддерживать подобные программы бизнес-инкубации. Я не исключаю, что такая же программа возникнет и в самом «Сколково», поскольку убедился, что такой системный механизм работы со стартапами приносит успех проектам из научно-исследовательской среды.

– Какие стадии проходит проект в «Реакторе коммерциализации»?

– Проект был создан бизнес-ангелом и предпринимателем из Риги Николаем Адамовичем. Исторически же он произошел от деятельности Международного научно-технического центра – организации, которая и существует, для того чтобы наладить взаимодействие между учеными из России и других стран. В 2009 году состоялось первое мероприятие Ignition Event, которое запустило первый «реактор». В этом году оно уже девятое по счету.

Попадая в «реактор», проект проходит несколько стадий. Сначала проводится экспертный отбор проектов. Этот процесс занимает от одного до двух месяцев. Потом в Риге проходит Ignition Event, который длится четыре дня: на нем представляются проекты и создаются пары «ученый – предприниматель». Затем в течение 10 недель проходит обучающая программа Start-up Support Programme, в которой в большей степени участвует предприниматель. Затем вновь образованная команда проходит проверку в полевых условиях – ищет клиентов и инвестиции (в основном эта задача ложится на плечи предпринимателя). Наконец, наступает Demo Day, в рамках которого команды встречаются с потенциальными инвесторами.

– Почему «Реактор коммерциализации» проходит в Риге? Потому что его основатель оттуда или есть другие причины?

– В Риге созданы уникальные условия для инвестиций: там существует сообщество «голодных предпринимателей», которое и служит бизнес-основой, помогающей продвижению научных проектов. Это могут быть как люди, только закончившие MBA, так и серийные предприниматели, ищущие для себя новые перспективные проекты. Я вижу нашей основной задачей создание подобного предпринимательского сообщества вокруг «Сколково».

– Какие проекты привез в Ригу фонд «Сколково»?

– Фонд впервые участвует в Ignition Event. Мы привезли туда два проекта. Первый занимается программным обеспечением для систем управления сложными технологическими процессами, называется «Пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор». Компанию, которая его разрабатывает, «Адаплаб», создали выходцы из Института проблем управления РАН. В «Сколково» команда уже два года, но все их попытки привлечь инвестиции были безуспешными. Проблема как раз в отсутствии предпринимательской компетенции в команде.

Второй проект – компания «Глоубхоппер», занимающаяся подбором туристических маршрутов на основе автоматической рекомендательной системы. «Движок» основан на технологиях интеллектуального анализа данных пользователей, система выдает персонализированные рекомендации относительно выбора мест отдыха. «Глоубхоппер» тоже довольно давно уже сидит в «Сколково». Основатель проекта – успешный методолог и ученый, который сам говорил, что участие и в научной, и в предпринимательской деятельности проекта вводит его в «шизофреническое» состояние. Он предпочитает получить второго члена команды, который занялся бы бизнесом этого проекта. Отмечу, что участники программы «Реактор коммерциализации» сразу же получают €3–5 тыс. Сумма небольшая, но она жизненно необходима для начала работы: чтобы посещать конференции, находить контакты в профессиональной сфере и т.д.

– Когда вы ожидаете получить результаты?

– Программа длится шесть месяцев. В марте команды, которые сейчас образовались, предстанут перед инвесторами на Demo Day.

– Какие проекты, помимо сколковских, попали в «Реактор коммерциализации»?

– В общей сложности было девять проектов: по созданию углеродных нанотрубок, методов оптимизации маршрутов в навигационных приложениях, концентратора солнечной энергии. Как видите, проекты совершенно разные.

– Какова география участников?

– В основном это проекты из России, хотя были команды из других стран бывшего СССР, например из Армении. Россию представляют Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

– Как вы думаете, будет ли такой механизм эффективным и для резидентов других кластеров «Сколково»?

– Конечно. Просто мы начали с IT-кластера. Если пилотный проект окажется успешным, это будет кросс-функциональная программа для всех кластеров фонда. Да что там «Сколково», мне видится логичным создание подобной программы на всей территории России. Ключевым фактором для реализации подобной программы служит сообщество «голодных» предпринимателей, то есть людей, готовых работать в роли предпринимателя и впрячься в чужой проект. Давайте его создавать.
 

  

Источник: rbcdaily.ru