Как помочь школьнику стать специалистом в сфере информационных технологий


  

Только за последние 10 лет российский рынок труда в IT-сфере вырос в 18 раз: если в 2004 году было опубликовано 12 тыс. вакансий, то по итогам 2013 года — более 213,5 тыс. Как полагают специалисты в области подбора персонала, в 2014 году это количество возрастет до 250–265 тыс. При таком колоссальном спросе IT-специалистов в России не хватает, а подрастающее поколение почему-то не спешит выбирать профессию айтишника.

По последним опросам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ), самыми престижными профессиями стали: адвокат, юрист — 24% опрошенных, врач — 21%, экономист — 19%. Программистами же хотят стать 14% молодых людей, определяющихся с профессией. Немало, но все же недостаточно, чтобы удовлетворить потребности российского рынка.

И как отмечают специалисты, проблема нехватки кадров в IT-отрасли с каждым годом будет лишь набирать обороты. Изменение этой ситуации становится делом первостепенной важности для стратегического развития нашей страны, в котором должно участвовать не только государство, но и компании, заинтересованные в будущих кадрах. Чтобы через три-четыре года удовлетворить растущий спрос на специалистов, нужно активно заниматься вовлечением людей в профессию уже сегодня. А начинать «вербовать» кадры надо прямо со школы.

Рук не хватает

«Интерес к профессии программиста у российской молодежи на уровне 14% сохранится в ближайшие несколько лет, — уверен руководитель ВЦИОМа Валерий Федоров. — Надо учитывать тот факт, что при выборе этой специальности есть достаточно серьезные ограничения, ведь не каждый имеет технический склад ума».

Другая проблема в том, что школьникам вообще бывает трудно определиться с будущей профессией: по данным ВЦИОМа, только 9% старшеклассников определились с выбором своей специальности. При этом 30% из них просто пассивно соглашаются с решением родителей. «Выбрать профессию — значит практически выбрать свою судьбу, — считает Валерий Федоров. — По­этому школьникам надо помогать в этой сложной дилемме, чему, конечно, очень способствуют различные программы, направленные на профориентацию детей еще в школе».

Такие программы есть у многих крупных компаний, в том числе и у таких IT-гигантов, как «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и «Майкрософт». Они фактически помогают государству решать проблему нехватки кадров, а заодно и улучшают нашу систему образования, предоставляя свою методологию, контент и экспертную поддержку. «Майкрософт», например, с 2012 года реализует по всему миру, в том числе в России, инициативу YouthSpark, которая включает более 25 различных программ в области образования. «Они поддерживают молодежь на всех этапах профессионального становления, со школы и до первых шагов в специальности или собственном бизнесе, — говорит Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft в России. — Это специальные программы обучения школьников и студентов, конкурсы, консультационная и техническая поддержка для молодых специалистов и предпринимателей».

Пройдя такой курс, ребенок намного легче сориентируется в выборе профессии, а значит, не останется безработным в будущем, ведь обучение по такой специфической теме научит его мыслить. Считается, что систему мышления у школьника развивают несколько предметов: математика, физика, иностранные языки, музыка. Работа с этими предметами позволяет ребенку сформировать мышление. Задача родителей — сделать так, чтобы он умел коммуницировать с другими людьми: знать иностранные языки, уметь работать в команде и вовлекать эту команду в исполнение разных проектов. «И конечно, куда бы он ни шел, ребенок должен хорошо владеть информационными технологиями, — уверен Дмитрий Песков, директор Агентства стратегических инициатив, направление «Молодые профессионалы». — С младших классов нужно учить его информатике и программированию, работе в компьютерных средах. Если вы хотите, чтобы он стал миллиардером, то это IT, сильная биология с математикой. А дальше — развивайте его предпринимательские навыки. Если у вас вырастет предприниматель в сфере информационных и биотехнологий, то знайте, именно в этих сферах в ближайшие десятилетия появится максимальное количество миллионеров и миллиардеров».

 

Со школьной скамьи

Многие программы действуют не только в России, но и по всему миру: «Майкрософт» планирует привлечь в свои молодежные программы за три года более 300 млн человек из 100 стран мира. А вот программа «Твой курс: IT для молодежи» создана исключительно для России. «Она очень полезна для всех, кому интересны не просто технологические решения, а встречи и общение с новыми людьми, которые тоже занимаются IT. Это возможность поделиться знаниями и опытом и даже начать свой бизнес», — считает студент Артем Кузнецов, прошедший эту программу еще в школьные годы.

Уже открыт 61 молодежный центр «Твой курс» в 46 городах по всей России: в Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани, Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Воронеже и других. «Интерес среди школьников очень высокий — за последние два года около 240 тыс. ребят воспользовались услугами центров, а 116 тыс. прошли полноценное обучение», — отмечает Дмитрий Халин. — В будущем году планируется охватить еще более 200 тыс. учащихся.

Никаких специфических критериев отбора на этот курс у «Майкрософт» нет: важны только желание и заинтересованность самих ребят. «Мы рассказываем им, какие преимущества дает профессия IT-специалиста, потому что дети этого не понимают, — поясняет Дмитрий Халин. — В 90% случаев они думают, что это работа, связанная исключительно с программированием и чисто мужская, что на деле совсем не так».

Интересно, что из 20 тыс. опрошенных школьников на вопрос: «Хотите ли вы работать в сфере IT?» до прохождения программы положительно ответили только 5%, а после — более 65% респондентов. «Идея очень проста — показать ребятам, даже из самых отдаленных регионов, что для того, чтобы чего-то добиться, необязательно родиться в Москве или Питере, достаточно желания, трудолюбия и компьютера, — говорит Дмитрий Халин. — Одним словом, мы мотивируем их получать айтишное образование».

Программа включает в себя курсы по трем основным направлениям: профориентация в IT, введение в программирование и основы IT-предпринимательства. О масштабности проекта говорит то, что его лично поддержали такие гуру IT-бизнеса, как Дмитрий Гришин (Mail.ru), Евгений Касперский («Лаборатория Касперского»), Сергей Белоусов (Runa Capital), Андрей Егоров (Открытый университет «Сколково»), Николай Прянишников («Майкрософт») и Гавриил Леви («Дневник.ру»).

 

Для студентов

После того как школьник определился в выборе профессии и поступил в вуз, его общение со специалистами «Майкрософт» не заканчивается. Перед студентами открываются огромные возможности как для углубления знаний, так и для будущей карьеры. При желании можно попасть в Летнюю школу, где ученые с мировым именем знакомят студентов и аспирантов с новейшими научными исследованиями в профильных для них областях.

Общаться между собой молодым людям помогает сообщество Microsoft Student Partners — это образовательная программа мирового уровня, поддерживающая студентов, связанных с IT, а программа DreamSpark предоставляет им бесплатный доступ к инструментам Microsoft для разработки и дизайна, способствующим развитию профессиональных навыков.

Для выпускников, которые скоро «выйдут в жизнь», есть специальные программы профессионального роста и построения карьеры. А если кто-то из них захочет работать в «Майкрософт», может пройти программу для молодых сотрудников Microsoft Academy for College Hires и стать полноправным членом команды компании.

Кстати, существенно упрощает жизнь студентам льготный, а иногда и бесплатный доступ к софту и приложениям, сервисам электронной почты и современным коммуникационным системам, который предоставляет им «Майкрософт». «Мы стремимся создавать возможности для самореализации молодежи, внося свой вклад в решение вопросов трудоустройства и образования», — подчеркивает Дмитрий Халин.

Победит сильнейший

В компании понимают, что участие в международных конкурсах — хороший стимул для любого молодого человека, который решил связать свою жизнь с IT. А как еще новичкам показать свои проекты широкой публике и получить деньги на их реализацию?

В этом году российские школьники смогли поучаствовать в конкурсе с говорящим названием «Разбуди инвестора», проводившемся совместно «Майкрософт» и Дневник.ру. Необходимо было выполнить всего одно условие — доказать привлекательность своего проекта для инвесторов. И участникам это удалось. «Итоги конкурса еще раз показали, какие интересные идеи рождаются в головах ребят и как много в нашей стране талантливых и амбициозных молодых людей, — говорит Дмитрий Халин. — Я надеюсь, что конкурс станет первым шагом на пути к успешной карьере каждого из его участников, а главное — поможет поверить в свои собственные силы».

Ребята, победившие в конкурсе, представили самые разные проекты: от системы управления умным домом и сервиса для поиска ближайшей парковки до сайта фестиваля робототехники. Каждый из них получил уникальную возможность стать на несколько дней частью команды таких IT-гигантов, как «Лаборатория Касперского», «Яндекс» и ZeptoLab, посетив их офисы. А Кирилл Точилкин, школьник из Екатеринбурга, взявший гран-при конкурса, посетил Международный финал технологического студенческого конкурса Imagine Cup 2014 в городе Сиэтл (США). «Для меня бесценный опыт — увидеть своими глазами, как работают профессионалы. Я лишний раз убедился, что, занявшись IT, сделал правильный выбор», — делится впечатлениями Кирилл.

Imagine Cup — это известный во всем мире глобальный конкурс Microsoft. Студенты и аспиранты из разных стран мира разрабатывают свои проекты, главная цель которых — решение актуальных социальных или бизнес-проблем с помощью современных технологий. Соревнование проводится в несколько этапов: сначала лучшие проекты отбираются на региональном уровне, затем команды-чемпионы представляют свои решения перед экспертным жюри на национальном финале конкурса. Победители национального тура получают право представлять свою страну на международном финале и в случае победы награждаются грантами на развитие и реализацию своих проектов. Так, за первое место в каждой из главных категорий соревнования вручается $50  тыс., за второе — $10 тыс., за третье — $5  тыс. Всего призовой фонд конкурса в 2013 году составил $340  тыс.

В этом году проект Turn On пермской команды Brainy Studio стал победителем Imagine Cup в категории «Игры». Это первая победа российской команды с 2005 года и первая победа в этой категории. Проект Brainy Studio — это приключенческая игра Turn On в жанре платформер, повествующая о попытках электрической искры восстановить электроэнергию в городе. Ребята получили грант в размере $50 тыс. на дальнейшее развитие. Главный приз им вручил знаменитый автор «Тетриса» Алексей Пажитнов.

«Мы очень гордимся тем, что смогли победить в конкурсе такого уровня. Участие в Imagine Cup — это неоценимый опыт честной борьбы, плотной совместной работы и качественной презентации проекта. Победа в конкурсе стала для нас сильнейшим импульсом к дальнейшему развитию, — говорит Евгений Ромин, сооснователь Brainy Studio. — Мы приложим все усилия, чтобы извлечь всю возможную пользу из того, что нам дало участие в Imagine Cup».

Кстати, многие проекты, которые в предыдущие годы завоевали высокие оценки жюри, продолжают разрабатываться, а некоторые продукты даже вышли на рынок. Например, приложение для смартфона MD.Voice, позволяющее провести раннюю диагностику заболеваний гортани, уже поступило на рынки России, Европы, Азии и Америки.

 

В помощь учителям

Не остались без внимания «Майкрософт» и российские учителя. С 2009 года в нашей стране действует программа «Партнерство в образовании», которая помогает преподавателям находить новые подходы к обучению с помощью современных технологий, участвовать в международных мероприятиях и даже проходить профессиональную переподготовку. Ежегодно на ней обучается порядка 50 тыс. учителей по всей России, еще около 20 тыс. проходят обучение онлайн. Специально для этого были открыты порталы «Сеть творческих учителей» (it-n.ru) и «Эффективная работа преподавателя» (e-teaching.ru). Количество их посетителей уже превысило 80 тыс. человек. Новые знания учителя могут также получить на международном портале www.pil-network.com, на котором зарегистрировано более 4 млн учителей из 115 стран мира.

Кроме того, «Майкрософт» открыл в России более 30 центров по обучению преподавателей использованию ИТ — так называемых «Академий учителей». А в 2012 году запустил Систему непрерывной индивидуализированной профессиональной подготовки педагогов (СНИППП), уникальность которой состоит в том,  что она основана на мировых стандартах, одобренных Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

   

Источник: izvestia.ru