Руководитель группы акселерации и развития «Сколково» Алексей Ермолин – о менторской программе фонда


В июле «Сколково» запустило собственную менторскую программу, отличием которой должна стать масштабируемость. Создатели программы рассчитывают, что количество менторов вскоре станет измеряться сотнями и даже тысячами, а формирование пар «ментор-стартапер» будет поставлено на поток. Найти своего ментора и начать с ним работу резиденты «Сколково» смогут уже в ближайшие месяцы.

   

- Практика менторства в России пока развита довольно плохо. Почему?

- Само стартап-движение в России еще очень молодое, и все, что с ним связано, находится в процессе становления. Необходимость менторства становится все более очевидна, когда стартаперская активность возрастает. Люди генерируют идеи, начинают развивать свои продукты - и неизбежно сталкиваются со сложностями. Нужно продвигать разработку, находить партнеров, дорабатывать продукт в соответствии с потребностями рынка. Один человек этого сделать не может, нельзя быть экспертом во всех областях. Нужен кто-то, кто поможет, укажет на недостатки, опытным взглядом посмотрит и скажет, например, следующее: продукт хороший, но в прогнозе относительно области его применения есть просчеты. Или что продукт, и прототип - рабочие, но стучится стартап не в те двери, а на самом деле покупатель продукта находится в другом месте. Ментор должен направлять стартап, не являясь при этом постоянным управленцем. Ментор - это человек, который смотрит на стартап «с вертолета». То, что он не погружен в управление, позволяет ему этот «вертолетный обзор» сохранить. Сейчас менторства в России нет как системного явления, но самих случаев такого взаимодействия много – например, когда опытный специалист или бизнесмен, или ученый помогает стартапу пройти очередной этап: создать прототип, набрать потребителей. Это и есть по сути менторская работа, хотя участники процесса могут это так и не называть. Мы хотим позволить менторству масштабироваться, создать условия для роста этого движения.

   

- Что для достижения этих целей заложено в менторской программе «Сколково»?

- Программу изначально разрабатывали как масштабируемую: чтобы у нас были сотни менторов и протеже, а со временем и тысячи. И это реальная цифра, учитывая, что в Сколково сейчас свыше тысячи стартапо-резидентов, и большая часть нуждается в менторах. Знакомство менторов со стартапами будет происходить на онлайн-площадке - mentor.sk.ru, где сейчас максимально просто и понятно изложены основные правила и методы взаимодействия. Потенциальный участник заходит на страничку, читает правила и, если его это интересует, подает заявку, чтобы стать либо ментором, либо протеже.

Мы рассматриваем заявку и присваиваем соискателю статус. База менторов на нашем сайте в открытом доступе, это своеобразная витрина программы. Что касается протеже - тут есть некоторые ограничения. Стать протеже может только участник проекта «Сколково». Если некий стартап захочет воспользоваться нашей менторской программой, ему сначала нужно стать резидентом. Когда стартап заполняет анкету, он описывает свой проект, и для чего ему нужен ментор. То есть описание ментора – это не просто «умный дядя со связями в «Газпроме»». Мы хотим, чтобы стартапер продумал, какие задачи он хочет решить с помощью ментора, сформулировал их. Анкеты стартаперов, в отличие от менторских, находятся в закрытом доступе – они доступны только для зарегистрированных менторов. Это сделано, чтобы обеспечить необходимый уровень конфиденциальности, ведь стартаперы могут раскрывать какие-то важные данные в своих анкетах. Когда с обеих сторон набирается некоторое количество заявок – штук 10-15, мы устраиваем им «быстрое свидание», на котором они могут понять, имеет ли им смысл общаться дальше.

  

- То есть «Сколково» берет на себя формирование пары «ментор-протеже (стартап)»?

- Наша роль в том, чтобы дать стартаперам и менторам базу, оттолкнувшись от которой, они могут начать работать. Под базой я понимаю правила игры: что можно ожидать от ментора, а чего нет, какие обязанности несет протеже. В правилах программы все это расписано внятно и кратко. Кроме этого, мы даем инструментарий - предлагаем форму целеполагания, где указывается время, которое отводится на выполнение задач, и показатели эффективности. Например, это может быть рост продаж, создание прототипа или количество заключенных договоров. «Сколково» просит копию листа целеполагания, чтобы отслеживать прогресс и выполнение задач. Сейчас у нас фаза активного набора менторов и стартапов. В августе мы рассчитываем провести первую встречу.

  

- А зачем все это нужно самим менторам?

- Это был первый вопрос, который я задал сам себе, когда была поставлена задача сделать менторскую программу. И после этого сразу начал задавать его тем, кто уже имеет опыт менторства. Большей частью это были люди из-за рубежа. Я понял, что тут два уровня мотивации. Первый уровень – социальный. Ментор когда-то тоже получал поддержку, и теперь считает своим долгом ее вернуть. Это частое явление в стартап-сообществе. Второй уровень - материальная мотивация. Ментор работает с несколькими стартапами, уделяя каждому из них час-полтора-три в месяц. Это дает ему возможность присмотреться, лучше понять бизнес стартапа. На некотором этапе ментор может перейти в новое качество - стать инвестором проекта или войти в консультативный совет стартапа, получив долю в проекте без внесения финансов.

   

- Будете ли вы делить менторов по категориям: коммерческий, технологический?

- Пока мы классификацию не вводим, потому что ментор – это человек с очень богатым бэкграундом, сложно его классифицировать как узкого специалиста. Когда ментор приходит в программу, он заполняет анкету, рассказывает про свои сильные стороны, истории успеха. Возможно, потом мы постараемся ввести некую классификацию, но пока выбор - в ручном режиме. На самом деле выбор ментора – очень сложный шаг. Это как брак: ударяться исключительно в формальности точно не стоит.

  

   

Источник: itar-tass.com