Состязание коптеров, новинки науки и техники, мастер-классы от крупнейших инвесторов и технологических предпринимателей – все это и многое другое собрало почти 10 000 человек на крупнейшем стартап-мероприятии лета – Startup Village 2014, прошедшем на территории инновационного центра Сколково в начале июня. Директор по стратегии фонда «Сколково».

 Екатерина Иноземцева подвела итоги стартап-деревни и поделилась планами на будущее.

 

Фонд «Сколково» с партнерами второй год проводит масштабное мероприятие, посвященное стартапам. По каким критериям вы оцениваете его успешность?

Наверное, самый главный критерий успеха такого рода мероприятий - это количество посещений. Так как сейчас у нас уже есть история, мы можем сравнивать показатели этого  и прошлого года, то, конечно, критерий успешности обоих мероприятий - рост количества посетителей. Ведь если бы в прошлом году мероприятие было неинтересным, в этом году никто бы не пришел.

Второе, если уходить в более глубокий анализ, - это изменение в структуре посетителей. Одно дело - просто любопытствующие, и совсем другое дело, когда становится больше инвесторов, больше представителей индустриальных партнеров и, конечно, больше самих стартапов.

Третий критерий успешности - это количество посетителей в первый и во второй день. Если в первый день еще можно «выехать» на хорошей рекламной кампании, то второй день на 90% зависит от того, что было в первый день.

Само мероприятие состояло из трех частей - это конференционная часть, конкурсная и выставка, и в этом году на конкурс было подано гораздо больше заявок, чем в прошлом. Это тоже говорит о том, что в прошлом году конкурс оказался по меньшей мере интересным. Несмотря на то, что у нас изначально было ограничение - 200 стартапов, мы взяли 247, так как было много хороших, интересных и сильных проектов.

 

Если говорить о локальных историях успеха и взаимодействии со стартапами: есть ли преемственность между прошлогодним мероприятием и Startup Village2014?

Один из стартапов - финалистов прошлого года разрабатывал для Startup Village этого года мобильное приложение. Это говорит о том, что стартапы, которые у нас выигрывают, не брошены, они вовлекаются в «орбиту» Сколково, начинают как-то крутиться и взаимодействовать с нами. Естественно, не все 100%. Но те, кто единожды попал к инновационную экосистему, стараются из нее не выходить, потому что она предлагает действительно очень широкий спектр возможностей. И это не только гранты. Прежде всего, Сколково обеспечивает взаимодействие - возможность встретиться, общаться с интересными с точки зрения развития бизнеса партнерами. Это могут быть и инвесторы, и партнеры, и другие стартапы, коллаборация с которыми ведет в сторону успеха.

 

Считается, что большинство стартапов находится в области IT. Какие еще стартапы были представлены?

У нас был потрясающий биомедицинский павильонный корпус с совершенно уникальными проектами. У нас был очень интересный павильон энергоэффективных технологий, любопытный павильон, который мы называли High Prom, в котором были представлены проекты из двух основных областей - ядерные и космические технологии. Естественно, на следующий год мы будем увеличивать количество павильонов. Я не исключаю, что мы действительно сделаем два айтишных, потому что это очень большая тема, но также не исключаю, что мы разделим ядерные и космические технологии, потому что проектов очень много.

 

Какое впечатление о мероприятии сложилось у зарубежных коллег, партнеров и приглашенных спикеров?

Опять же самое позитивное и измеряется оно объективно. В этом году мы предложили нашим партнерам - индустриальным компаниям, как российским, так и зарубежным - выступить спонсорами нашего мероприятия. В отличие от прошлого года, мы получили больший отклик: порядка десяти крупнейших как российских, так и зарубежных компаний обеспечили финансирование Startup Village. Кроме того, в этом году мы сделали платный вход и, несмотря на это, количество посетителей было больше, чем в прошлом году, когда вход был бесплатный.

Все это позволяет судить об успешности мероприятия: за деньги пришли те, кому участие действительно нужно. Цену мы специально устанавливаем в большей степени условную, и деньги, собранные от продажи билетов, пошли на выплату призов победителям.

 

На Startup Village было несколько параллельных площадок с выступлениями спикеров, мастер-классами и презентациями. Что вам понравилось больше всего?

У меня было две любимых площадки. Я не беру отраслевые павильоны, потому что там была полная движуха. Мне, конечно, очень понравилась главная сцена (Main stage), потому что там выступали знаковые люди и рассказывали интересные вещи.

Вообще, голосовала толпа, и толпа была на Lab Stage – это там, где проходили мастер-классы. Еще у нас была Case Room - совсем небольшая комнатка, где тоже проходили мастер-классы. Например, в первый день вечером там был мастер-класс «Технологические стартапы: время наращивать продажи» и собравшиеся не отпускали спикера после окончания в течение почти трех часов. Это значит, что мы позвали правильных людей, которые смогли заинтересовать свою аудиторию.

Еще у нас был интереснейший мастер-класс по формированию бренда стартапа. В целом все, что связано с мастер-классами, с приобретением практических навыков, то есть знаний, которые можно сразу взять и применить, вызвало совершенно бешеный интерес.

Кроме того, был большой интерес публики к научным темам и проблематикам, поэтому захотелось сделать отдельный научный павильон, который был бы посвящен обсуждению сложнейших технологий и теоретических концепций, разработка которых изменит структуру науки, отрасли.

Было несколько представителей региональных администраций: губернатор Омской области - Виктор Назаров и губернатор Ульяновской области - Сергей Морозов прямо на берегу нашего пруда провели встречи с молодыми учеными и инноваторами в формате «Пикник с губернатором». Встреча имела большой успех: кто-то пришел посмотреть на живого губернатора, кто-то пришел потому, что обсуждались действительно интересные вопросы. Отсутствие галстука располагает к более открытому разговору - проще задать вопрос и проще ответить. Мне нравится такой формат, и мы будем продолжать продвигать свободную форму одежды на нашем мероприятии.

Все было крайне интересно. В этом году мне очень понравилась программа и спикеры, которые приезжали.

 

У вас ведь была даже детская программа?

Да, вместе с Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере у нас на втором этаже была замечательная детская программа, по сути дела - наука для детей. Мы делали занимательную физику, занимательную химию, и детишки были очень довольны. Это все, конечно, добавляет жизнерадостности.

 

Как вам Startup Bazaar?

Startup Bazaar был прекрасен. Обязательно будем развивать этот формат.

Вице-президент, Исполнительный директор космического кластера Алексей Беляков (слева) и основатель компании «Даурия Аэроспейс» Михаил Кокорич

 

Наличие онлайн-трансляции было очень удобно.

Сейчас все записи трансляций выложены на сайте. Хочется увидеть, какие были спикеры и как они выступали,  понять, имеет ли смысл их приглашать дальше.

Bazaar был очень интересный, на нем было много всяких интересных разработок - от программного обеспечения до устройств, летающих на магнитном поле. Наверное, можно его расширять и делать тематические дни.

О внимании руководства страны к нашему мероприятию можно судить по визитам Дмитрия Анатольевича Медведева и Аркадия Владимировича Дворковича. Хотя такие визиты накладывают определенные ограничения, связанные с охраной, важно, чтобы люди, принимающие решения, приходили и видели, чем и как занимаются стартапы.

Дмитрий Медведев, Виктор Вексельберг и Василий Белов прогуливаются вокруг Гиперкуба.

 

Как вы взаимодействовали с научно-исследовательскими институтами и ВУЗами?

Конечно, все наши партнерские ВУЗы и НИИ получили приглашение на Startup Village. Через них и благодаря им мы распространяли информацию о готовящемся мероприятии: у них мы устанавливали стенды, приезжали с анонсами, распространяли информацию через руководство институтов и факультетов. Благодаря этому наше мероприятие посетило большое количество заинтересованных людей  - и как в роли посетителей, так и в роли участников конкурса.

Если помните, в начале года мы проводили Всероссийский Startup Tour, и все победители этого тура были приглашены к участию в конкурсе. Из 87 победителей, если я не ошибаюсь, приехало 75. Естественно, мы приглашали все технопарки, с которыми начали общаться во время этого тура, и они приняли активное участие в мероприятии: кто-то участвовал в конкурсе, кто-то просто приехал посмотреть.

 

О Russian Startup Tour. Недавно в Петрозаводске было постфинальное мероприятие…

Это был дополнительный город. Действительно, на прошлой неделе, 17 июня, в Петрозаводске состоялся очередной этап тура, там было 23 прекрасных проекта, мероприятие посетило порядка 150 человек, что для небольшого города Петрозаводска очень хороший показатель. От фонда победители получили приглашение на Форум «Открытые инновации», и специальные призы от Советника Президента Фонда «Сколково», Пекки Вильякайнена - приглашение на Slush. Это мероприятие тоже для стартапов и инвесторов, которое происходит в Хельсинки. Естественно, тур мы будем продолжать, как раз где-то в сентябре будем определяться с форматом.

 

Что-нибудь будет меняться в формате проведения Startup Village?

Содержательную часть будем расширять, а организационную будем отрабатывать. В конечном счете с каждым годом посетителей все больше и больше. В этом году мы вплотную приблизились к десятитысячному рубежу, на следующий год планируем его преодолеть.

Сейчас мы внимательно прислушиваемся к впечатлениями от мероприятия, причем как сотрудников фонда, так и мнение тех, кто к нам приходил. Будем думать над тематиками, учитывая интерес к мастер-классам, увеличивать их количество. Если пришли 1000 компаний на 10 мест, значит, надо увеличивать время проведения трека, давать возможность выступить большему количеству компаний, а не ужесточать отбор на входе.

Абсолютно точно будем гораздо больше работать с партнерами и инвесторами, потому что их роль в этом мероприятии очень велика. Уже в этом году у нас было много номинаций, конкурсов которые проводили партнеры.

Были запросы от тех, кто не прошел конкурс, но хотел выступить. Таких было очень много, и не исключено, что мы сделаем открытую площадку, где сможет выступить любой желающий.

У тех 247 стартапов, которые были отобраны, была возможность за день до мероприятия пройти подготовку. Целый день они находились во власти акселераторов и тренеров, которые отрабатывали с ними презентации, давали советы, каким образом лучше структурировать свой доклад, потому что рассказать все самое главное о проекте зачетыре минуты - это сложно.

Компании, которые были отобраны как финалисты, перед финалом еще полдня тоже работали с нашими менторами, «докручивали» презентации. Поэтому сам финал и проходил так гладко. Все неоднократно отрепетировано, и народ укладывается в эти четыре минуты.

Это необходимый и очень важный навык. Презентации за три, четыре, пять минут - это формат работы с инвесторами. Поэтому мы говорим: даже если вы не прошли конкурс, не попали в финальное выступление, все равно приходите, все равно учитесь, общайтесь, смотрите, как выступают другие, приставайте к инвесторам, идите на мастер-классы.

В этом году мы подключили всех сотрудников фонда в качестве волонтеров к проведению мероприятия. В прошлом году этим занимались департаменты, команда, которая была выделена на разработку программы. Это тоже оказалось очень полезно. У нас несколько детей сотрудников также были волонтерами. Понятно, что они не выполняли супер-сложную работу, например, просто подавали воду для спикера. Одним из этих волонтеров была моя дочь, и она до сих пор в восторге и планирует, как бы ей заранее сдать на следующий год ГИА (государственная итоговая аттестация – прим. ред.), чтобы участвовать в нашем мероприятии.

Мы переезжаем на территорию Сколково в сентябре и в следующем году, я уверена, у нас будут новые здания, новые площадки и возможность сделать мероприятие еще более масштабным.

 

Какие были сложности при проведении столь масштабного мероприятия?

Очереди на регистрацию. Постараемся разрулить транспортную ситуацию, потому что все-таки были пробки. Точно будем работать с фуд-кортом, чтобы еды было больше и чтобы она была более разнообразна.

 

Startup Village 2015 планируете в то же время?

Да. Я уверена, что это будет в тех же числах,  2-3 июня.

 

Остается пожелать успехов. Спасибо.

 

www.polit.ru