2—3 июня фонд «Сколково» проведет масштабный фестиваль стартапов — Skolkovo Village (SV). Советник президента «Сколково» Пекка Вильякайнен рассказал корреспонденту i.rbc.ru Татьяне Ковлягиной о том, что он ждет от этого мероприятия.   


   

— В чем отличие SV от других российских и международных событий стартап-индустрии?

— Для нас главная цель SV — сделать так, чтобы отличные идеи, хорошие проекты, талантливые команды встретились с инвесторами, журналистами, другими такими же командами и научились чему-то у них. По-настоящему важный вопрос заключается в том, чем SV принципиально отличается от других российских стартап-событий. По сравнению с другими международными и европейскими стартап-событиями SV гораздо масштабнее. Готовясь к нему, мы объехали 28 городов, чтобы встретиться со стартап-командами со всей России. И еще, SV — это объединяющая институты развития площадка. Мы хотели размыть границы: в России очень часто говорят, что «это мероприятие «Роснано», а это мероприятие «Сколково». Кроме российских команд там будут финны, американцы. Мы сознательно приняли решение не создавать никаких организационных барьеров, и компании из Сколково ни чем не важнее остальных участников. В этом основное отличие от других российских стартап-ивентов.

Мы сделали это в прошлом году и хотим продолжить сейчас: мы хотим, чтобы SV выделялся своей свободной атмосферой. Это как рок-концерт. И еще: мы хотим, чтобы SV был вне всякой политики. Чтобы, несмотря ни на что команды, могли найти для себя по-настоящему правильных и подходящих инвесторов. Мы хотим, чтобы инвесторы из разных стран приезжали сюда. И в этом году у нас будет много европейцев — отдельно скажу, много финнов. А еще будут немцы, будут американские инвесторы, представители крупных японских компаний, которые готовы инвестировать в российские проекты.

Самое важное — это не найти инвестора, самое важное — это создать сообщество стартаперов, постоянно учиться друг у друга. И я знаю, мой опыт говорит мне, что учиться друг у друга очень важно. В российской культуре это не так: ты делаешь бизнес и прячешь его, а если что-то пошло не так и ты потерпел неудачу, ты скрываешь это еще сильнее. На SV мы хотим дать компаниям шанс поучиться не только у тех, кто заработал на своем стартапе миллионы и миллиарды, но и у тех, кто провалился, чей бизнес не удался. В порядке приоритетности эти задачи идут так: учиться у других проектов, обмениваясь опытом — самое главное, найти инвестора может оказаться даже менее важно.

— На SV-2013 и сейчас — видите ли вы результаты совместной работы стартапов? Как складываются связи? Получаются ли партнерства по итогам SV?

— Мы постоянно это видим: стартапы объединяются и работают вместе, появляются новые проекты там, где раньше ничего бы не получилось. Будучи сам инвестором, я могу точно сказать: мне все равно, откуда стартап, если продукт хорош. У меня нет предпочтений, в какой проект вкладываться — из Хельсинки, Томска или Санкт-Петербурга — до тех пор, пока продукт или сервис интересны и перспективны. Я бы хотел, чтобы все инвесторы так думали.

— Какие тренды в развитии российских стартапов вы могли бы выделить? По-прежнему ли проекты IТ-направленности лидируют?

— Я бы не сказал, что IТ-проекты лидируют. Например, в Финляндии IТ-проекты составляют 80% рынка всех стартапов. В России распределение по сегментам рынка гораздо лучше: 25% проектов приходится на проекты энергоэффективности, 20—30% — на IТ-проекты, инновационную медицину, фармацевтику; то, что можно назвать биокластером, тоже достаточно хорошо развито.

От себя добавлю: мне бы очень хотелось, чтобы все эти компании становились международными — и это не значит, чтобы они переезжали. Напротив, они просто должны быть в состоянии сделать свой продукт или услугу конкурентоспособными, лучшими на мировом уровне. Предпринимателям надо с самого начала не бояться думать, что их продукт может стать лучшим в мире. Потому что если он лучший в мире, он точно достаточно хорош для России.

Я заметил, что на российском рынке все очень любят четко разделять отрасли стартапов: это IТ, а это биотех. Но на самом деле IТ повсюду, и если вы создаете мобильное приложение о здоровье, что это будет? Это ведь будет IТ-проект, ну, или, во всяком случае, проект с существенной IТ-составляющей. Здесь нельзя четко разделить. Я бы отказался от деления на четкие сегменты на рынке инновационных проектов. IТ повсюду, и это факт.

Полный текст интервью см. на i.rbc.ru

    

Источник: rbcdaily.ru