Гонка за научными достижениями и инновациями сегодня идет во всех регионах мира.


  

 

При этом, чтобы не остаться на обочине этого процесса, даже самые могущественные государства должны активно взаимодействовать с другими игроками. Продуктивное сотрудничество в данной сфере давно установилось между Россией и Евросоюзом. В ноябре, открывая год науки России—ЕС, член Еврокомиссии по исследованиям, инновациям и науке Мойра Гейган-Куинн подчеркнула: «Даже в самые проблематичные периоды наших отношений наука продолжала вести диалог». В последние месяцы этот тезис столкнулся с очередной — самой серьезной за все постсоветское время — проверкой на прочность.

 

Кризису вопреки

Мировой экономический кризис заставил большинство членов Евросоюза потуже затянуть пояса. Вместе с тем сокращение расходной части бюджетов практически нигде не затронуло те статьи, которые касаются развития науки, технологий и инноваций. Европейцы справедливо рассудили, что последствием урезания затрат на исследования вполне может стать потеря конкурентоспособности на мировых рынках. А это будет грозить странам ЕС еще большими экономическими трудностями.

О способах предотвращения столь негативного сценария в Брюсселе всерьез задумались на рубеже веков. В марте 2000 года участниками саммита ЕС в Лиссабоне был официально провозглашен курс на создание наиболее конкурентоспособной в мире экономики, основанной на знаниях. Спустя два года Европейский совет сформулировал ряд конкретных задач, в число которых вошли создание единого Европейского исследовательского пространства и увеличение странами—членами организации доли затрат на НИОКР. По большей части эти задачи сегодня можно считать выполненными.

На данный момент основной инструмент в сфере развития науки и инноваций в Евросоюзе — стартовавшая в 2014 году программа «Горизонт 2020». Ее бюджет, рассчитанный на семь лет, составляет почти €80 млрд. На этот год выделяется €7,8 млрд. Деньги распределяются по трем основным направлениям: «Передовая наука», «Индустриальное лидерство» и «Социальные вызовы». К последним, в частности, относятся проблемы здравоохранения, сельского хозяйства, развития устойчивых транспортных систем, защиты окружающей среды и борьбы с климатическими изменениями.

Очевидно, что такие вопросы вряд ли может решить отдельно взятый коллектив ученых или даже отдельная страна — речь идет о по-настоящему глобальных проблемах. В этой связи Евросоюз приглашает к сотрудничеству всех своих партнеров, в число которых входит и Россия. А власти РФ, в свою очередь, реализуют государственную программу «Развитие науки и технологии» на 2013–2020 годы, в которой четко говорится о значимости международного научно-технического сотрудничества.

 

  

Командная работа

Взаимодействие Москвы и Брюсселя в сфере науки и инноваций опирается на целый ряд документов, фундаментальным среди которых можно считать соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Одна из его статей гласит: «Стороны содействуют развитию двустороннего сотрудничества в области научных исследований и технологических разработок в гражданских целях на основе взаимной выгоды и с учетом наличия ресурсов, на основе адекватного доступа к своим соответствующим программам и при условии обеспечения соответствующего уровня эффективной защиты прав интеллектуальной собственности».

Существенным шагом вперед стало подписание в 2000 году правительством России и ЕС соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. В его рамках были созданы рабочие тематические группы (например, по аэронавтике, энергетике, окружающей среде, здравоохранению, научной мобильности и так далее), участники которых регулярно встречаются для обсуждения актуальных вопросов. В феврале 2014 года премьер РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продлении действия договора.

Конкретные цели, которые стоят перед Россией и ЕС в сфере науки и инноваций, а также механизмы их достижения закреплены в «дорожной карте» сотрудничества ЕС и России в сфере науки, технологий и инноваций, обновленная версия которой была принята в 2012 году.

Одна из наиболее актуальных задач сегодня — это углубление интеграции России с Европейским научно-исследовательским пространством. Сделать это возможно, в частности, наладив взаимную координацию научно-технических программ. Достижению цели способствует инициатива ERA.Net RUS PLUS, которая стартовала в прошлом году и рассчитана на пять лет. В ее рамках проводится конкурс по совместным инновационным проектам и готовится конкурс совместных научных проектов по четырем областям: нанотехнологии, медицина и здравоохранение, охрана окружающей среды и изменения климата, а также социальные и гуманитарные науки.

Кроме того, немало внимания сейчас приковано к году науки России—ЕС. В ноябре, на состоявшейся в Москве официальной церемонии открытии года, член Европейской комиссии по исследованиям, инновациям и науке Мойра Гейган-Куинн выразила надежду на дальнейшее усиление партнерских связей между учеными и специалистами Евросоюза и России. При этом она отметила: «Нам есть чем гордиться. Наши научные сообщества сотрудничают много-много лет, и даже в самые проблематичные периоды наших отношений наука продолжала вести диалог, и он остался непрерывным». В тот момент вряд ли кто-то мог предположить, что с проверкой на прочность этот тезис столкнется совсем скоро — с началом обострения отношений между Россией и Западом в связи с ситуацией на Украине. 

 

  

С прицелом на инновации

В рамках года науки России—ЕС проходит целый ряд мероприятий, которые призваны сблизить российских и европейских ученых и инноваторов. Среди особо крупных событий стоит отметить IV Всероссийский фестиваль науки (8 февраля — 12 октября, включает в себя более 5 тыс. мероприятий, в том числе около 2 тыс. в Москве), Международный конгресс по наноструктурным материалам Nano 2014 (13–18 июля), а также международный форум «Открытые инновации» (14–16 октября). В рамках последнего, например, запланирована отдельная секция, посвященная обсуждению настоящего и будущего научного и инновационного сотрудничества России и ЕС.

«Сегодня Россия участвует в 298 проектах, и более 400 российских организаций являются полноправными партнерами тех проектов, которые реализуются на разных площадках ЕС»,— заявила на открытии года науки зампред российского правительства Ольга Голодец.

Научно-технологическое сотрудничество России и Европы не ограничивается взаимодействием Москвы и Брюсселя — оно динамично развивается и в рамках многочисленных двусторонних программ между РФ и странами—членами ЕС, а также в рамках международных организаций и панъевропейских инициатив. Российские ученые вносят существенный вклад в развитие целого ряда крупных инфраструктурных инициатив. Например, они участвуют в работе Европейского центра ядерных исследований в области физики высоких энергий, европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL), ускорителя для исследования антипротонов и ионов (FAIR), задействованы в крупном международном проекте термоядерного реактора ИТЕР в городе Кадараш (Франция).

При этом речь не идет о дороге с односторонним движением: европейские ученые, в свою очередь, уже получили в общей сложности более 50 мегагрантов правительства РФ. «Мы очень приветствуем заинтересованность европейских исследователей в этой программе,— говорит советник по науке представительства ЕС в РФ Ричард Бургер.— Нас очень обрадовал и обнадежил тот факт, что среди всех иностранных (то есть нероссийских) получателей мегагрантов наиболее высокая доля именно у европейских исследователей».

Еще более активно развивается сотрудничество в сфере прикладной науки и инноваций. Этому среди прочего способствует главный российский инновационный проект последних лет — «Сколково». Инноград стал площадкой для множества компаний, которые вносят свой вклад в развитие научно-инновационных связей между Россией и Европой. В качестве ярких примеров можно привести, например, резидента подмосковного иннограда компанию Datadvance: разработанный ею программный комплекс PSE/MACROS был использован корпорацией Airbus при проектировании новейшего самолета A350. А компания IVIDEON, создавшая и развивающая уникальный сервис облачного видеонаблюдения, стала партнером голландского концерна Philips.

  

  

«Инновации не бывают локальными. Они имеют смысл только тогда, когда приложимы ко всему миру,— рассказывает директор по работе со стратегическими инвесторами фонда “Сколково” Эдуард Каналош.— Трудно себе представить Facebook, которая бы оставалась Facebook, работая лишь в одной стране. Skype, который родился в маленькой прибалтийской стране, не стал бы Skype, если бы не попал в компьютеры пользователей по всему миру. А любое лекарство бесполезно и бессмысленно, если его не применяют для лечения больных во всем мире». По словам господина Каналоша, глобальный характер инноваций — это «обязательное условие их успешности».

Эксперты, работающие в инновационной сфере, сходятся во мнении, что сотрудничество в данной области выгодно как Евросоюзу, так и России. Наша страна в глобальном инновационном индексе пока значительно отстает от большинства государств ЕС, однако и самому Евросоюзу есть куда стремиться. В этой связи становится очевидным: когда речь заходит о науке и инновациях, политические разногласия стоит оставить в стороне, каким бы сильным ни был соблазн этого не делать.

Павел Тарасенко

 

Источник: kommersant.ru