2-3 июня на территории инновационного Центра «Сколково» под многообещающим девизом «Create. Inspire. Trend.» пройдет вторая Международная конференция стартап-компаний и инвесторов Startup Village 2014. Сегодня заканчивается срок подачи заявок от стартапов на участие в питч-сессии. О том, зачем создавалась эта конференция, что она дает участникам, и как в ее рамках организована среда для общения инвесторов и инноваторов, мы поговорили с директором по стратегии Фонда «Сколково» Екатериной Иноземцевой.   

  

Как родилась идея проведения Startup Village?

Екатерина Иноземцева.

Сама идея проведения Startup Village появилась в прошлом году, ее вдохновителем, как и  Всероссийского стартап-тура, стал советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. Идея заключалась в том, чтобы собрать самое большое в России мероприятие, на котором в неформальной обстановке встретились бы, с одной стороны,  стратапы, создающие технологии, а с другой, – инвесторы, люди, которые их финансируют или покупают. 

В России не так много таких мероприятий, а существующие носят более формальный характер, поэтому основная задача  Startup Village – познакомить эти две группы людей между собой и, что называется, затусить. Для того, чтобы они могли пообщаться, познакомиться друг с другом, понять, кому что нужно, какие требования предъявляет инвестор к стартапу, что хочет стартап от инвестора и т.д. Специфика проекта Сколково в том, что мы ищем бизнесы.

 

Что нового ожидается в этом году?

В прошлом году у нас был первый опыт проведения Startup Village. Одномоментно на площадке присутствовало до пяти тысяч человек, в общей сложности за два дня через конференцию прошло около семи тысяч человек. В этом году мы рассчитываем, что мероприятие посетит больше людей, до десяти тысяч человек.

Надеюсь, мы сможем учесть ошибки предыдущего раза и не допустим новых. Например, сейчас мы оставляем между сессиями 15 минут, понимая, что необходим люфт для сдвигов. В прошлом году мы сделали программу на случай дождя, и в этом ее тоже стоит не забыть.

В целом же структура мероприятия сохраняется: первая – конференционная часть, во время которой опытные спикеры выступают на интересные стартапам темы; вторая часть – конкурсная, конкурс стартапов, когда жюри, состоящее из инвесторов и технологических экспертов, оценивает проекты и выбирает трех победителей; и третья часть - выставка стартапов. В этом году мы расширяем третью, выставочную часть, и делаем целый стартап-базар под открытым небом. Это оказался интересный формат, в прошлом году небольшая демонстрация разработок шла на первом этаже Гиперкуба, в этом мы перемещаемся на улицу и делаем целые аллеи и ряды с роботами и машинами. 

Подбирая спикеров, мы делаем упор именно на предпринимателей, которые сами запускали стартапы и могут поделиться своим опытом. Так, среди подтвердившихся спикеров конференционной части – создатель Angry Birds Питер Вестербака, основатель и президент Scaale Group Каушал Чокши, генеральный директор Группы компаний InfoWatch и сооснователь «Лаборатории Касперского»  Наталья Касперская.

Будут представители наших ключевых партнеров, инвесторы. Приезжают представители финских и китайских технопарков и компаний. Надеюсь, что будет большое представительство со стороны вузов – как преподаватели, так и студенты. Технопарки, инновационные институты развития – это одна составляющая, и вторая – ключевые индустриальные партнеры и венчурный вектор.

В этом году девиз мероприятия звучит как CREATE. INSPIRE. TREND. Он отражается и в сетке мероприятия:

Первый день, 1 июня - CREATE (создавай) – день до официального начала мероприятия, когда идет подготовка стартапов к выступлению, целиком занятый тренингами. Стартаперы смогут получить бесплатные консультации менторов по тому, как правильно структурировать презентацию, как создавать образ своего продукта и по многому другому.

Второй день, 2 июня – INSPIRE (вдохновляй) – первый день конференции Startup Village, в течение которого выступают визионеры, серийные предприниматели, создающие общую канву того, насколько инновации – это круто. Первая панельная дискуссия так и называется: “Инновации – это круто”. Она состоит из двух основных направлений. Сначала представители органов государственной власти и руководители институтов развития нам рассказывают, почему инновации – это круто. Например, почему Виктор Феликсович согласился возглавить Сколково? Почему он считает, что инновации – это круто? Мы надеемся, что он нам об этом расскажет.

Вторая линейка людей, рассказывающих, почему инновации – это круто,  это собственно инвесторы и серийные предприниматели. Мы надеемся услышать ответ на вопрос, почему  они занялись инновациями, ведь гораздо проще, например, торговать розами. Именно Inspiration (вдохновение) создает атмосферу второго дня конференции.

Третий день, 3 июня – TREND (направляй). Все сессии этого дня, как на основной сцене, так и в отраслевых павильонах, построены вокруг наиболее топовых и самых важных трендов, существующих сегодня в науке и технологии. Это суперкомпьютеры, цифровой мир, новые материалы, новые современные технологии медиа и т.д.

Регистрация на мероприятие закончится 30 мая, подать заявку и прислать презентацию для участия в конкурсе нужно до 15 мая. До18 мая экперты проведут отбор заявок, дальше публикуются списки и ведется работа с теми, кто приедет на конференцию. Участие платное – 1000 рублей для посетителей и стартапов и 3000 для инвесторов.

 

Какой командой вы готовите столь масштабное мероприятие?

Основная проектная команда в Фонде состоит из 7 человек, однако нам, конечно помогают и активно участвуют сотрудники всех подразделений Фонда. Но мы  активно сотрудничаем с вузами, в частности с Бауманкой (МГТУ им. Баумана): с одной стороны, в вузе рассказывают о нашем мероприятии студентам, а с другой – во всех технологических вузах есть свои стартапы, которые, как мы надеемся, будут участвовать в конкурсе.

Второе большое направление – это работа с регионами. Всеройссийский старта-тур проехал по 27 городам, и его победители участвуют в конкурсной программе Startup Village, соответственно, мы сотрудничаем со всеми региональными правительствами, бизнес-инкубаторами и технопарками.

Третий блок сотрудничества – инновационные центры и институты развития. Это Роснано, РВК, Центр инновационного развития Москвы (ЦИР), которые активно нам помогают в организации, участвуют в подборе спикеров. С ЦИР мы вместе готовим pre-pitch day– тот самый первый день CREATE, то, как мы будем учить наших стартаперов правильно выступать.

Помимо этого, через институты развития, через ЦИР, мы собираем стартапы: и тех, кто будет участвовать в конкурсе, и тех, кто будет просто присутствовать. Мест для участия в конкурсе всего 200, а заявок, учитывая опыт прошлого года (более 700), мы ожидаем гораздо больше. Но мне кажется, что важно не только участие. Даже если просто отправить свою презентацию и получить некий feedback – это уже полезно для начинающих инноваторов.

 

Как вы организуете коммуникацию инвесторов и стартаперов во время StartupVillage?

Во-первых, в рамках самих питч-сессий на выступлении отводится 4 минуты, и 3 минуты дается для ответов на вопросы. Тогда стартапы, зрители и жюри знакомятся друг с другом. У посетителей, стартаперов и инвесторов будут бейджи разного цвета, что облегчит общение и идентификацию между сессиями.

Во-вторых, если на главной сцене идет передача информации от спикера залу или дискуссия на сцене, а зал слушает, то на всех остальных сценах идет интерактивное общение. В двух павильонах сплошняком идут мастер-классы на разнообразные темы, начиная от того, как создать стартапы, и заканчивая тем, как увеличить продажи, когда ты уже имеешь компанию. Так происходит непосредственное общение и взаимодействие.

Большую часть мастер-классов будут вести не сколковские сотрудники, есть несколько сессий, организованные представителями технопарков. Конечно, будет несколько сессий, посвященных городу Сколково – как он будет выглядеть, развиваться, как туда переехать. Кроме того, будет два павильона Сколтеха, ориентированные на студентов и магистрантов.

 

Какова публика Startup Village?

Любопытствующая публика – технологические предприниматели, студенты, те, кто этой темой заинтересован. Подавляющее же большинство – студенты, в основном технических вузов,  предприниматели и стартаперы. Также это представители технопарков, региональные представители.

Выступать, видимо, будут 50 на 50: половина московских стартапов и половина из других городов России. Причем, мы не отдаем предпочтение стартапам, уже имеющим статус участника Сколково. Конкурс проводится на общих основаниях. Был предварительный отбор в рамках регионального тура, на остальные места могут претендовать все, кто захотят. Причем, возраст приходящих с проектами очень разный – это и молодые предприниматели, и опытные научные сотрудники.

Второй раз в Startup Village никто не участвует, зато участник прошлогоднего Startup Tour и один из победителей Startup Village 2013 разрабатывает нам мобильное приложение. Есть несколько компаний, которые по итогам мероприятия получили статус участника Сколково и стали продолжать с нами сотрудничать, с другими мы готовы начать сотрудничать в любой момент.

 

Что дает участие в Startup Village?

Победители получают 900 тысяч рублей за первое место, 600 тысяч за второе и 300 тысяч за третье.   Финалисты получают по 150 тысяч рублей.

Но главное - вы засветились на конференции, вас увидели и услышали. Это не значит, что к  вам тут же придет инвестор. Но вы услышите мнение профессионалов о своем проекте, возможно, вам удастся встретиться с представителями технопарков, как московских, так и региональных,  или вы сможете найти потенциальных коллег, новых сотрудников, клиентов и инвесторов. Поэтому знакомтесь, раздавайте свои контакты, и рано или поздно это сработает.

Во-вторых, мне кажется, основная история заключатеся в том, что когда делаешь свой проект - “варишься в своем соку”. А конференция дает возможность рассказать о проекте другим, возникает тот самый networking.

 

Как вы видите развитие Startup Village и Startup Tour?

Пока у нас есть основные идеи по поводу завершившегося Startup Tour. Собираемся увеличить период проведения, ведь 27 городов за 100 дней – это сложно. Уверенна, что мы начнем больше контактировать с зарубежными партнерами, со странами СНГ – это хороший способ совместного взаимодействия и взаимного проникновения идей. 

Таким образом, тур будет идти по пути расширения границ. У нас даже есть идея включить в тур европейские и азиатские страны. Со временем это, может быть, и произойдет и потребует только одного – чтобы язык самого Startup Tour стал английским. Сам выход на международные рынки и привлечение международных инвесторов предполагает знание языка.

По поводу Startup Village... Проведем-увидим. Формат хороший, и вряд ли мы будем его кардинально менять. Сама же конференция всегда будет проходить в инновационном центре «Сколково».

 

Ваши пожелания участникам конференции?

Подавайте заявки, не бойтесь участвовать, приезжайте. Неважно, прошли вы предварительный отбор, или нет, приезжайте на Startup Village и знакомьтесь с инвесторами.

 

  

Источник: polit.ru