В конце апреля в Астрахани завершился Startup Tour. Прокатившись по 27 городам России, инновационное роудшоу собрало самые технологичные, актуальные и перспективные разработки в области биомедицины, it, энергетики и многих других.


По результатам отбора лучшие из лучших получили возможность представить свои проекты на суд инвесторов, экспертов и всех любителей технических новинок на инновационном «Вудстоке» - StartupVillage - конференции стартапов, которая совсем скоро, 2-3 июня, пройдет в Москве. 

О том, как зарождался и осуществлялся проект фонда «Сколково» по поиску инноваторов в регионах, мы поговорили с непосредственным участником и одним из организаторов события – Антоном Воропаевым, менеджером группы акселерации и развития компаний-участников Фонда «Сколково».

Антон Воропаев.

  

C чего начался Russian Startup Tour?

В прошлом году у нашего советника президента фонда «Сколково» Пекки Вильякайнена, сторонника создания и развития стартап-сообщества, появилась идея проехать по регионам России и организовать однодневные мероприятия, посвященные стартапам. По его мнению (подтвержденному успешно проведенным Startup Tour), в регионах очень много отличных проектов.

Перед нами стояли несколько параллельных задач. Во-первых, посмотреть, какие есть проекты в регионах, во-вторых, поработать и пообщаться с нашими компаниями. Несмотря на то, что Сколково располагается в Москве, больше половины наших участников – это региональные компании, которые находятся за ее пределами.

Когда в 2013 году мы начали планировать Russian Startup Tour с посещением 16 городов, случайно выяснилось, что коллеги из Росмолодежи тоже собираются проводить мероприятия в регионах на инновационную тему. Мы решили с ними объединиться и привлекли еще в качестве партнера РВК. Тогда Startup Tour мы проводили втроем, а в этом, 2014 году, к нам присоединился Фонд инфраструктурных и образовательных программ и количество посещаемых городов увеличилось с 16 до 27.

Кроме того, Startup Tour – это одно из важных мероприятий в рамках отбора проектов для Сколково. Помимо отраслевых конференций и выставок есть еще программа взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, в ходе которой ежегодно просматриваются порядка 70 НИИ, где ищутся проекты, которые можно развивать и проводить коммерциализацию.

 

Как отбирали города?

По разным признакам. Смотрели: с кем есть соглашения о сотрудничестве, кто подал больше всего заявок на участие, где есть активные региональные технопарки и бизнес-инкубаторы, где есть сильные технические вузы, учитывали и численность города – от полумиллиона.

Startup Tour был разбит на 6 этапов - 6 недель. Мы разделили города на территориальные группы и посещали по 4-5 городов в неделю. После недельного заезда по городам одной группы неделя или две отводились на восстановление и подготовку к следующей группе. В 27 городах мы посмотрели 469 проектов. Из них 87 проектов мы пригласили участвовать в Startup Village.

   

Как проходил отбор проектов?

 Количество участников Russian Startup Tour 2014 по городам 

 

У нас был открытый конкурс. Все регистрировавшиеся как участники могли отметить в заявке, что хотят выступить с презентацией инновационного проекта на мероприятии. После этого мы где-то за неделю до дня проведения мероприятия в регионе прекращали прием заявок и собирали все презентации. От города к городу это получалось порядка 50 проектов и больше. Затем все проекты делились по 5 направлениям (по кластерам Сколково – информационные, энергоэффективные, ядерные,  биомедицинские технологии, а также космические технологии и телекоммуникации) и отдавались на отбор экспертам. В некоторых городах к оценке присоединялись коллеги из экспертной службы РВК. Так для каждого города был составлен список из 15-20 проектов, которые презентовались во время мероприятия.

С заинтересовавшими нас, но не попавшими на презентацию компаниями мы обменялись контактами и продолжаем общение. Например, нашему IT-кластеру в Таганроге понравились многие из представленных it-проектов, ведь в городе есть хороший технический вуз. Из них для презентации было выбрано только 7 проектов, но хороших компаний было гораздо больше, и с ними мы поддерживаем связь.

Количество участников Russian Startup Tour, этапы 1-3.

День мероприятия распределялся следующим образом: треть занимали презентации региональных проектов, параллельно шло два трека мастер-классов, где учили правильно делать презентацию, чтобы помочь стартапам в дальнейшем продвижении, разбирали конкретные прикладные темы: вопросы по бизнес-моделям и интеллектуальной собственности и многое другое. Мастер-классы от города к городу варьировали, их проводили как приехавшие, так и местные специалисты. Например, в Астрахани один из мастер-классов проводил технический директор успешной компании-участника IT-кластера  «Агент Плюс» (продавшей часть своего бизнеса компании 1C). Один-два мастер-класса из 10 проводились представителями регионов.

Участникам давалось 5 минут на презентацию и 5 минут на вопросы и ответы. Для оценки выступлений из Москвы приезжало порядка 20 экспертов – несколько представителей от каждого кластера, от инвестиционной службы Сколково, представители организаций партнеров – РВК, Агентства стратегических инициатив, институтов развития – Роснано. Конечно, в перерывах между сессиями и после мероприятия стартаперы общались друг с другом и с экспертами. Общение шло непрерывно.

В Новосибирск и Томск приезжала делегация финнов, представителей TEKES - финского Сколково и венчурных фондов. Дело в том, что в Финляндии есть очень много программ по поддержке выхода компаний на зарубежный рынок. Существует даже специальная памятка, в которой расписано все, что нужно сделать для того, чтобы открыть офис в Финляндии. Финские коллеги тоже проводили мастер-класс, как выходить на европейский рынок. На сегодняшний день в России выход на зарубежный рынок существует и через Сколково, имеющего как российские, так и зарубежные аккредитованные венчурные фонды и партнеры.

Те компании, которые по итогам презентаций были рекомендованы для участия в Startup Village, и те, которые очень понравились представителям Сколково, не всегда полностью совпадали. Были компании, которые представляют интерес, как участник Сколково, но меньший интерес как участник Startup Village.

Дело в том, что Startup Village – это отличное место, чтобы заявить о себе. Там будет большое количество инвесторов, и если у вас инвестиционно привлекательный проект, существует большая вероятность, что вы кого-то заинтересуете и получите инвестиции. А в Startup Tour у нас участвовали компании, находящиеся на более ранней стадии, на стадии научно-исследовательских работ, им до инвестора еще далеко. Такие компании приглашаются в кластер, но им пока нет смысла выступать на мероприятии.

Отбираемые компании, как правило, – это команды, причем желательно из разных специалистов. Пекка Вильякайнен приводит интересный пример: финская компания Superсell, компания номер один в гейминге (проданная японцам за несколько миллиардов долларов) состоит из 200 человек, относящихся к 68 национальностям. Чем у тебя более разносторонняя команда – тем лучше.   

 

Есть ли региональная специфика в тематике представленных стартапов?

Везде распределение более-менее равномерно, но, например, в Астрахани, в последнем городе Startup Tour, было больше айтишников, поскольку там есть IT-парк, аккумулирующий стартап-сообщество. В Казани то же самое. В Краснодаре и Волгограде большая часть проектов была сельскохозяйственной направленности. В Чебоксарах было больше промышленных проектов. Специфика регионов присутствует, но в целом тематики проектов более-менее одинаковые везде. Например, почти в каждом регионе есть проект, направленный на производство биотоплива. Одну и ту же задачу люди пытаются решить по-разному, и во время Srartup Tour мы старались познакомить друг с другом такие стартапы, чтобы они могли начать взаимодействовать.

  

Как встречали в городах?

 Тематика представленных на Russian Startup Tour 2014 проектов по отраслям

  

Воспринимали Startup Tour крайне положительно. Хотя были и настроения «вы к нам приехали, чтобы забрать наши умы и увезти в Сколково». Но задача Сколково состоит в обратном. Советник президента фонда Пекка Вильякайнен считает, что стартапам не нужно переезжать – команды должны оставаться на местах, но можно найти в фонде представителя или партнера. Задача Сколково – помочь стартапам развиваться и выйти на новый уровень реализации и капитализации разработок. Многие проекты гораздо удобней осуществлять в регионах, поскольку там имеются тестовые  площадки, на которых можно проводить испытания прототипов.

 

Какой регион оказался самым активным?

Якутия. Интересно, что, несмотря на то, что большая часть представленных там проектов относится к сфере технологии строительства в условиях вечной мерзлоты, были презентации и робототехники. Коллеги из якутского технопарка приезжали для обмена опытом в последний город Startup Tour - Астрахань, где расположен частный, один из самых успешных it-парков. И там они обещали привезти на Startup Village 10 своих проектов.

 

Как бы вы описали участников Startup Tour?

Среди стартаперов, конечно, больше мужчин. Средний возраст участников оценить сложно. В Краснодаре и Пензе было очень приятно видеть среди участников школьников, которые уже начали что-то придумывать и начали развиваться в правильном направлении. А самому пожилому участнику было лет за 70 – с очень интересным проектом в Воронеже выступил профессор. По бэкграунду больше людей из научной среды.

 

Какие проекты впечатлили?

Прежде всего, запоминаются проекты, когда люди приносят уже что-то готовое и им есть что показать. В Воронеже молодой человек в качестве проекта представил аналог Segway, только он весит меньше – 17 кг, удобно складывается и его заявленная цена – 20 тысяч рублей. Он обещал доработать прототип и представить результат на Startup Village. В Перми показывали робота-снегоуборщика для загородного дома. У одного школьника в Пензе был социальный проект по оборудованию пешеходного перехода фотопередатчиками и подсветкой в темное время суток для снижения несчастных случаев. Региональные власти пообещали выделить ему пешеходный переход и 50 тысяч рублей для тестирования изобретения.

 

Количество участников Russian Startup Tour, этапы 4-6.

Чему научил Startup Tour?

Как показал Startup Tour, большинству стартапов нужно развивать бизнес-составляющую. Люди замечательно разбираются в технологии и готовы часами о ней говорить, но не произносят ни слова о том, как на этом заработать.

Кроме того, многие так представляют развитие: у меня есть технология, я построю завод и буду сам производить. Мало кто говорит о том, что эта технология отлично встраивается в работу уже существующей компании. Многие не готовы к кооперации с другими людьми. В прошлом году на презентации b2b проекта в Калуге выяснилось, что в зале находятся две компании, работающие над одним вопросом, но не знакомые друг с другом.

 

Во время тура было очень приятно получать положительные отзывы от представителей региональных властей, инфраструктуры, местных технопарков. За счет проведения подобных мероприятий расширяется технологическое сообщество – власти знакомятся с новыми компаниями, которым могут оказать поддержку в регионе, компании становятся резидентами региональных технопарков, могут получать региональные гранты. Таким образом идет привлечение внимания властей к инновационным разработками. Главное – проявить активность и правильно её направить, ведь во многих регионах есть свои бизнес-ангелы, люди, готовые инвестировать в проекты.

Какие у вас дальнейшие планы?

В следующем, 2015 году, мы планируем провести третий Startup Tour. Мероприятие оправдывает себя - появляются новые контакты, регионы, в которых мы еще не побывали, оставляют заявки на участие в роудшоу на следующий год. В этот раз 27 городов мы проехали за 100 дней. Думаю, мы будем выбирать новые города. Безусловно, есть города с большим потенциалом, как например, Новосибирск, где за один день мы не успеваем пообщаться со всеми – из 200 заявок для презентации были отобраны только 15, поэтому есть смысл ехать туда в следующем году. При этом хотелось бы, чтобы большинство городов были новые. Заявки на участие в мероприятии будут приниматься за месяц-полтора до начала.

17 июня в Петрозаводске по просьбе региональных властей мы также поедем смотреть проекты и проводить мастер-классы.

В начале июня мы проводим Startup Village. На конференции планируются 200 выступлений, из которых будут отобраны 20 финалистов. Выступления будут проходить параллельно в 4 павильонах, приблизительно по 50 в каждом: Цифровой мир (IT-проекты), Здоровье Вкл (биомедицинское направление), Энерготех (энергетическое направление, ЖКХ и т.д.) и high-ПРОМ, где будут представлены  промышленные технологии, курируемые ядерным и космическим кластерами. Финалисты получат денежный приз – по 150 тыс. рублей. Во второй день, 3 июня, состоится финал конкурса презентаций и из 20 финалистов будут выбраны три победителя, которые получат соответственно 300, 600 и 900 тыс. рублей.

 

Советы начинающим предпринимателям, стартаперам, разработчикам?

Никогда не отчаиваться, всегда приходить на тематические мероприятия, быть открытым для нового общения и контактов, даже если вас не выбрали - выступать, подходить и общаться с людьми. Интересоваться и не опускать руки.

    

Источник: polit.ru