Уроженец Саранска, исполнительный директор кластера ядерных технологий Фонда «Сколково» Игорь Караваев рассказал о перспективах сотрудничества мордовских компаний и главного инновационного проекта России.   


- Мордовия позиционирует себя как регион инноваций. Недавно вы могли оценить уровень инновационного драйва на Russian Startup Tour, который проходил в Саранске. Какие впечатления остались у вас?

- Не скрою, когда я готовился к посещению Саранска, где должен был пройти один из этапов Российского стартап-тура, были опасения на счет успеха мероприятия. Ведь ничего подобного в Мордовии раньше не проводилось. Однако мои опасения не оправдались. Мы без труда отобрали 14 интересных инновационных проектов, которые в дальнейшем могут получить поддержку от Фонда «Сколково» и других институтов развития.

Сейчас с Фондом «Сколково» работают всего две саранские компании, и это совершенно не соответствует инновационному потенциалу республики. Здесь создан один из 11 российских наноцентров, есть перспективы для развития приборостроения, наноэлектроники, энергосберегающей светотехники, биомедицинских технологий. Кроме того, Мордовия относится к субъектам с недостаточным количеством ископаемых ресурсов, и именно от таких регионов мы вправе ждать больше инновационных высокотехнологичных идей. Поэтому я ожидаю, что в ближайшие год-два участниками «Сколково» станут не менее 10 компаний из Мордовии. Для этого надо для начала подать заявку на статус участника.

- Что, в вашем представлении, - перспективный проект? Какими преимуществами он должен обладать, чтобы заинтересовать фонд «Сколково»?

- Проект должен в первую очередь обладать таким качеством, как инновационность. В результате его разработки и внедрения должен быть создан новый продукт или новая технология или новый способ применения. Проект должен быть глобально конкурентоспособен – это означает, что его развитие и коммерциализация должна привести, как минимум, к созданию импортозамещающего продукта и, как максимум, – продукта, имеющего высокий экспортный потенциал. Это должен быть проект на ранней стадии разработки и иметь хорошие перспективы для последующей коммерциализации.

- Какие ключевые преграды, на ваш взгляд, мешают созданию и развитию инновационного бизнеса в регионах?

- В российских регионах нет дефицита в талантливых ученых и инженерах. Главная проблема – в нехватке предпринимателей, работающих в сфере инноваций. А без них, без умения «сделать бизнес», даже сильная команда разработчиков не может добиться успеха.

- Какие преимущества дает компании статус участника проекта «Сколково»?

- Если коротко, то это возможность выделиться из толпы. Компании, участвующие в проекте «Сколково», постоянно находятся в поле зрения инвесторов, в первую очередь аккредитованных венчурных фондов и индустриальных партнеров – крупных российских и зарубежных корпораций.

Кроме того, компания-участник проекта «Сколково» получает целый набор сервисов и услуг, дающих ей существенные преимущества, поддержку в развитии бизнеса со стороны кластеров и других подразделений Фонда «Сколково», Стартапам «Сколково» доступны гранты, налоговые и таможенные льготы. Наконец, участие в проекте - это возможность разместиться в Инновационном центре «Сколково» вместе с другими стартапами и партнерами «Сколково».

- На каком этапе прекращается сотрудничество с компанией, которая имеет такой статус?

- Согласно ФЗ 144, в Сколково занимаются развитием и коммерциализацией инновационных проектов. Когда компания завершит внедренческий цикл и перейдет от исследовательской к производственной деятельности и достигнет больших оборотов, она должна выйти из проекта. Кроме того, компания может досрочно лишиться статуса участника в случае, если она не преступила к активной деятельности по разработке заявленного проекта или по каким-то причинам прекратила ее. Например, в кластере ядерных технологий нам пришлось за год расстаться с десятком таких компаний, но при этом мы приобрели несколько десятков новых.

- Ставите ли вы задачу получить прибыль от компаний, которые работают со «Сколково»?

- Фонд «Сколково» тем и отличается от прочих национальных институтов развития, что является некоммерческой организацией и предоставляет компаниям-участникам разнообразную, в том числе финансовую, помощь полностью на безвозмездной основе.

- Вы закончили Мордовский университет, затем обучались в западных бизнес-школах. Можно ли сравнить качество или подход к образованию здесь и за границей?

- Обучение за границей максимально специализировано, сфокусировано на конкретных, узких направлениях. Обучение в России, в том числе в Мордовии, ставит задачу дать разносторонние знания. Мне ближе модель, когда обучение дает возможность не просто приобретать знания как таковые, а использовать их в избранной профессии. Применительно к нашей сфере это можно было бы сформулировать так: наука – это про накопление знаний, а инновации – про превращение знаний в деньги. Иными словами, я считаю, что при получении любого образования студенту надо четко понимать, как эти знания будут применяться на практике и какой эффект ему лично они дадут.

- Поддерживаете ли связь с «малой родиной»?

- Конечно. Сам факт того, что я отвечал за Стартап-тур в Саранске об этом говорит.

 Руслан Савойский

 
 Источник: e-mordovia.ru