После неудачного эксперимента на Тверской улице систему прогнозирования времени прибытия общественного транспорта усовершенствовали — теперь она учитывает все нюансы дорожного движения


В марте 2014 года на вылетных магистралях Москвы появятся 50 «умных» остановок, каждая из которых обойдется городу в сумму около 1 млн рублей. Информационные табло покажут точное время прибытия транспорта и прогноз погоды. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Мосгортранса, технологию электронных стендов усовершенствовали: теперь при расчете сроков прибытия автобусов будут автоматически учитываться пробки на дорогах столицы. Это позволит избежать расхождения прогнозируемого и фактического времени прибытия транспорта, как это происходило во время пилотного проекта на Тверской улице.

Табло подключат к автоматизированной навигационной системе диспетчерского управления, контроля и обеспечения безопасности перевозок.

— Если раньше учитывалось только местоположение машины и выдавалось среднее время, которое она может затратить, добираясь до места, то теперь точность будет достигаться за счет наблюдения за транспортной ситуацией, то есть будет учитываться уровень загруженности дорог, — отметили в пресс-службе Мосгортранса.

Конкурс на установку на пунктах ожидания 50 табло и подключение системы к электроэнергии должен быть объявлен в ближайшие дни и реализован уже в марте 2014 года. Для определения местоположения автобусов, троллейбусов и трамваев для последующего расчета времени их прибытия будет использоваться спутниковая система. «Умными» станут остановки на крупных магистралях — там всегда большой пассажиропоток. В том числе табло установят на Большой Академической улице, на Рязанском и Волгоградском проспектах.

Главный робототехник фонда «Сколково» Альберт Ефимов рассказал, что спутниковые системы — ГЛОНАСС и GPS — «вещают только в одну сторону», со спутника, а с Земли никакого ответного сигнала не поступает.

— Они не могут использоваться для определения загруженности дорог, для этого применяются мобильные сети передачи данных, — говорит эксперт. — Например, приложение «Яндекс-карты» получает позиционирование автомобилей через спутник, а информация о загруженности дорог высчитывается с помощью гаджетов пользователей: если человек подъезжает к пробке, скорость передвижения машины, а вместе с ней и мобильного телефона замедляется. Также автомобилисты сами отправляют информацию о ДТП, дорожных работах и т.д.

По мнению Ефимова, для работы информационных табло местоположение транспорта будет определяться с помощью спутника, а обратная связь будет вестись через отдельную диспетчерскую навигационную систему. Речь идет об информации о скорости движения отдельного состава и транспортной ситуациии в конкретном районе.

— На мой взгляд, точность определения будет очень сильно зависеть от дня недели, времени суток и сезона, которые влияют на загруженность, — отмечает эксперт. — Так, летом, в субботу утром, она будет близка к 100%, а в феврале в пятницу в час пик —  наоборот. Создать более-менее точный сервис вполне возможно, по крайней мере в городах Европы это работает. Например, в Хельсинки Google-карты «водили» меня с помощью сервиса общественного транспорта с точностью до минуты. Я приходил на остановку автобуса, и он подходил в то самое время, которое было указано. Это крайне удобно как для горожан, так и для туристов.

Эксперт добавил, что морозы, скорее всего, не повлияют на работу системы.

— Всегда есть возможность сделать обыкновенные диодные экраны, как в электронных часах, они работают при низких температурах, — отметил он.

Председатель союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что информация должна отражаться не только на табло, но и в интернете или в отдельном мобильном приложении, чтобы пассажиры могли заранее планировать свой маршрут.

— Определение времени с учетом пробок всегда относительно. Но для москвичей будет полезно знать даже примерное время ожидания. Причем системе стоит округлять его в меньшую сторону, — говорит Янков. — Например, если она считает, что автобус приедет через 38 минут, на табло и в приложении лучше указать 35, потому что пробка может резкорассосаться и человек не успеет на свой транспорт.

Кроме того, по мнению эксперта, под табло «под звездочкой» стоит отметить, что время ориентировочное, это поможет избежать части претензий со стороны пассажиров.

— Самое точное время получится указывать для трамваев, идущих по приподнятой или огороженной линии, на которую машины физически не могут заехать, — уверен Янков. — Даже те автобусы и троллейбусы, которые идут по выделенным полосам, могут неожиданно встать, если на выделенку выедут недобросовестные автомобилисты или другой общественный транспорт попадет в аварию.

Напомним, впервые в рамках эксперимента сенсорные экраны остановочных павильонов были установлены столичным департаментом информационных технологий в январе 2013 года на Тверской улице. Через несколько месяцев испытания пришлось приостановить, чтобы ведомство исправило выявленные недочеты и отрегулировало отображение данных о времени прибытия транспорта.

— За время «пилота» были проблемы с точностью прогнозов времени, оставшегося до прибытия следующего троллейбуса или автобуса. Данные на экране не совпадали с фактическим временем прибытия, — отметил советник руководителя департамента информационных технологий Константин Горохов.

 

izvestia.ru