«Заниматься инновационным бизнесом в России сейчас тяжело, но не опасно».


Эту мысль советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен не раз озвучил в кулуарах и с трибуны бизнес-инкубатора Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Фото Михаила Квасова


Новые времена Бывший продавец раков, который стал одним из самых успешных предпринимателей Европы, организовал в Воронеже необычное инновационное мероприятие. Чему он хотел научить нас?

Пекка Вильякайнен отлично владеет английским, а вот русский язык за два года пребывания на посту советника президента инновационного фонда «Сколково» познал в «смешной степени». К примеру, сказал о себе так: «Я - настоящий финский жеребец». То есть имелось в виду: «Я пашу как лошадь». Ещё не по-нашенски заявил: «Люблю вертолёты, триатлон, силовую атлетику и томаты». Но не это ведь главное! Те соображения, что Пекка высказал в бизнес-инкубаторе ВГАСУ, где проходила встреча столичных экспертов с молодыми разработчиками инновационных проектов, многие воронежцы наверняка слышали впервые. И не только они.

Николай Старых


По инициативе Пекки ежегодно проводятся так называемые Russian Startup Tour - туры авторитетных экспертов по российским городам. Их основная цель – выявление перспективных высокотехнологичных проектов и помощь одарённым разработчикам таких проектов. В 2013году встречи прошли в 15 областных центрах, а в этом году (в период с 20 января по 18 апреля) они должны состояться в 27 городах, предполагаемое число участников – 8 тысяч человек. 

До форума в Воронеже эксперты основательно поработали в Пензе, Саранске, Саратове и Тольятти. 

Вообще-то, для начала надо разобраться, что означает понятие «инновации». В одном из словарей инновации трактуются как «принципиально новые решения (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон)». В другом сказано: «Инновации – это востребованные нововведения, формирующие новые производства». В третьем словаре вообще нашлось место «лирике»: «Создание инновации – это процесс, подобный прокладыванию дороги через, казалось бы, непроходимые джунгли в лучшее будущее». 

А что говорит по сему поводу господин Вильякайнен? 

«Всякая российская терминология теряет смысл, если под инновациями не подразумевать зарабатывание денег. Это некий востребованный бизнес современного уровня, а не бесплодная философия». 

Сам Пекка, которому уже за 40, основал свой бизнес в 13 лет в финской деревне с населением в 250 человек. Раков, совместно выловленных с пацанами и взрослыми (!) в местной реке, было куда сбывать. Вера в себя и в свои силы, а затем и начальный капитал позволили деловому «очкарику и типичному ботанику» уйти в бизнесе далеко за пределы родных мест. Вильякайнену довелось создавать разные фирмы, в том числе информационно-технического профиля с числом работников до 19 тысяч, с филиалами в 26 странах. Полученный опыт позволил написать книгу «Без страха». 

Думаю, многие воронежские предприниматели согласятся с тем, что «страх – это когда есть идея, а вы опасаетесь, что её украдут. Затем вы хотите начать бизнес, но боитесь нанимать людей более умных, чем вы сами. А если пришёл успех, то вы опять боитесь: а вдруг ваш успех украдут?» 

- Помимо этого, для России, - говорил с трибуны форума в Воронеже Пекка Вильякайнен, - в большей мере, чем другим странам, свойственна обособленность бизнеса, особенно малого. Научиться же предпринимательству можно только у других предпринимателей. А у вас многие из них вообще не слышали о существовании бизнес-ангелов, или советников - это самая большая проблема российского современного бизнеса. 

Как уже можно догадаться, бизнес-ангелы – это частные инвесторы. 

- Человек может считать себя бизнес-ангелом, если он обеспечивает соотношение: максимум 30 процентов вложений в бизнес-проект, а остальные 70 процентов - это советы и доброжелательность по отношению к предпринимателям, - считает Пекка. - Если вкладываются только деньги, это уже не система бизнес-ангелов. Насчёт Воронежа я затрудняюсь сказать, как именно обстоит дело, но, надеюсь, обстоит неплохо. 

Выступивший в бизнес-инкубаторе представитель Департамента экономического развития Правительства Воронежской области ясности на этот счёт не внёс – он говорил лишь о поддержке инновационных проектов в регионе. Да и есть ли вообще хоть какая статистика в отношении местных бизнес-ангелов? Гражданскому обществу куда больше известно о существовании меценатов, оказывающих благотворительную помощь детям и старикам. 

Вообще же, Russian Startup Tour имеет перед собой амбициозную задачу - объединить российских инноваторов и сформировать саморазвивающиеся стартап-сообщества на местах (стартап - это совсем новая фирма, компания в стартовый момент её развития). Проще говоря, донести до регионов информацию о том, что «сейчас быть предпринимателем в России - тяжело, но не опасно, поскольку в стране за последние четыре года произошли большие положительные перемены». 

Пекка надеется, что к 2015 году российское стартап-сообщество должно вырасти до 1000000 человек. Реалист ли финский господин или он - сколковский мечтатель, время покажет. Но Пекка и без того утверждает, что самые большие скептики в отношении бизнеса – это сами русские. 

По его словам, Сколково – это реальная мобилизация ресурсов России: вклад этого иннограда в ВВП страны к 2020 году составит более 200 миллиардов рублей! 

Досужие журналисты поинтересовались у советника, не пострадал ли авторитет Сколково из-за обвинений в нецелевом использовании огромных государственных средств? Тот согласился, что «определённый урон имиджу был нанесён, но ведь дело это новое, а в новом деле возможны трудности. И очень хорошо, что всё было тщательно проверено». А вот по поводу эффективности ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», агентства Росмолодёжь, которые тоже являются организаторами тура по городам России, вопросов не последовало. 

Между прочим, журналистов на форуме было как никогда много, поскольку формат «самого масштабного в России проекта перспективных инновационных проектов» изначально предполагал положительные отклики. Разговора о каких-либо преградах на пути «начинающих стартап-команд в сфере высоких технологий» не предполагалось и не шло. 

Кстати, заместитель председателя регионального правительства Алексей Беспрозванных в своём кратком приветственном слове с удовлетворением сообщил новость: в 2013 году по количеству людей, занятых в исследовательских разработках, Воронежская область заняла третье место по ЦФО и десятое – по России. 

Алексей Беспрозванных отметил важность проведения данного тура именно в Воронеже: это формирует благоприятную среду как для развития инновационного предпринимательства в регионе, так и для оказания экспертной и консультационной помощи молодым разработчикам проектов.

С последней задачей форум, судя по многочисленным откликам его участников, успешно справился. В нём приняли участие столичные специалисты, местные стартап-команды, научно-исследовательские коллективы, экспертные сообщества, представители региональных технопарков и индустриальных компаний, студенты и профессорско-преподавательский состав вузов, представители различных органов власти. В программу входили питч-сессии, семинары, консультации. 

Но центральным событием мероприятия всё-таки стала презентация 18 инновационных проектов. Каждый из них заслуживает отдельного обстоятельного рассказа. А чтобы получить общее представление о том, чем сегодня занимаются наши головастые умники и умницы, назову некоторых из них. Интересно, что слово «умники» ещё и расшифровывается: участник молодёжного научного инновационного конкурса. 

Так вот, Александр Баймурзаев представил уникальную экологическую разработку, связанную с производством саморазлагающихся упаковочных материалов; Александр Сапрыкин рассказал о своём варианте типовых услуг для малого бизнеса; Юрий Акинин вёл речь о зубных имплантатах применительно к практике частных кабинетов и несетевых клиник; Владимир Бочаров сразу же заинтересовал экспертов очками-компьютером для полицейских, спасателей и военных… 

Реальный результат состоявшегося форума - отбор восьми наиболее перспективных проектов для их дальнейшего развития и продвижения, приглашение стартап-команд на ключевые мероприятия и конкурсы российского рынка инноваций. 

…Спешивший к отъезду Пекка Вильякайнен высказал журналистам «своё мааленькое желание»: чтобы в следующий его приезд встреча с участниками инновационного процесса происходила не в зале на 300 – 400 мест, а в большом театре или концертном зале. Почему? Вы ведь не забыли, что «к 2015 году российское стартап-сообщество должно вырасти до 1000000 человек»?

  

Источник: газета «Коммуна» № 13 (26229), 30.01.2014г.