О том, что Boeing ищет в «Сколково», чем фонд способен помочь самолетам «Руслан» и при чем здесь мотоциклетные шлемы, «Газете.Ru» рассказал исполнительный директор космического кластера Сергей Жуков.

  

— С какими показателями входит в новый год ваш кластер?
— На сегодня у нас к кластере насчитывается 112 компаний-резидентов, набор продолжается, мы стали принимать авиационные проекты, стали принимать проекты в области телекома, а в ряде отраслей мы даже наблюдаем синергию. Скажем, в малом спутникостроении у нас не менее пяти коллективов, которые занимаются этой темой. Это «Даурия Аэроспейс», «Спутникс», «Геоскан», «Техком» и другие. Есть компании, которые занимаются приборами для спутников, те, кто занимается всевозможными наземными сервисами на базе навигации. Причем я вижу, что не только на рынке, но и между собой компании начинают заказывать друг у друга продукцию: например, та же «Даурия» у ГАСКОЛа намеревается купить для своих малых аппаратов звездные датчики.

Я бы сравнил нас с пашней, на которой зазеленели маленькие колоски.

Наши компании начали расти, и об этом надо говорить. Второе, надо отметить устойчивое функционирование нашей экосистемы. И отдельно – это наши ключевые партнеры.

— Одним из них и стал Boeing, соглашение с которым подписано в присутствии премьера?
— Да, это соглашение уже второе. Год назад мы подписали с ним соглашение о создании центра НИОКР, а теперь мы подписали интегральное соглашение – о создании исследовательского и учебного центра на базе «Сколково». Группа «Промышленные инвесторы» вложит не менее полутора миллиардов рублей в строительство здания, компания из Петербурга «ТРАНЗАС» будет строить по своим чертежам и чертежам Boeing тренажеры, а Boeing будет арендовать это здание, брать в лизинг тренажеры и создаст школу пилотов.

— Пилотов для кого?
— Она будет готовить российских пилотов самолетов Boeing для разных авиакомпаний, в том числе для «Аэрофлота» и «Трансаэро», но и для других авиакомпаний. Но в перспективе – не только на тренажерах Boeing. А компания «ТРАНЗАС» выбрана потому, что это ведущая российская компания в тренажеростроении. Сначала они начинали в морском деле, сейчас они весьма преуспели в авиации.

— А роль «Сколково» здесь какая?
— Я считаю, что здесь мы получаем симбиоз, как раз характерный для «Сколково». А именно, мы получаем образовательный элемент – ведь у нас есть «Сколтех», исследовательские элементы и наши стартапы, — и выход на коммерциализацию.

Что мы видим у нашего сотрудничества с Boeing?

Мы видим исследовательский элемент – это как минимум, исследования и разработки в области гидродинамики, новых материалов и IT применительно к авиационным технологиям.

Будут создаваться создаваться новые методики обучения, будут испытываться тренажеры, будут обучаться пилоты.

Причем все это будет создаваться на базе государственно-частного партнерства. Мы получили крупного партнера, который сделает здесь крупный исследовательский центр и создаст образовательный. Мы рассчитываем на то, что этот центр будет взаимодействовать с нашей экосистемой, сможет нанимать сотрудников из числа выпускников «Сколтеха» или наших компаний, сможет что-то заказывать им.

— Почему выбран именно Boeing?
— Это взаимный процесс, я бы так сказал. Мы, как фонд, и как специализированный кластер, ищем партнеров среди крупнейших мировых компаний, в том числе авиастроительных и космостроительных. Сейчас у нас среди партнеров EADS, Boeing, ИСС Решетнева и «Энергия». Мы ведем переговоры с Bombardier, сейчас ведем переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией о взаимодействии в части НИОКР. Мы ведем переговоры с «Сухим», с авиакомпанией «Волга-Днепр», например…

— А с «Волгой-Днепр» о чем?
— Дело в том, что «Волга-Днепр» — очень любопытная компания. Там работает Виктор Толмачев (технический директор) — бывший главный конструктор самолета «Руслан», который в свое время работал на антоновской фирме. С учетом того, что к сожалению мы с Украиной разделились, «Волга-Днепр» имеет намерение создать КБ хотя бы по доработке широкофюзеляжных машин, а в дальнейшем, возможно и по разработке тяжелых машин. И мы подумали, почему бы не разместить это КБ на территории «Сколково»?

— Сколько компаний стали вашими резидентами в уходящем году?
— Около сорока. Мы предполагаем, что в следующем году их будет не менее 150. Сейчас у нас только одна компания, которую пришлось исключить из списка резидентов – «АРТ бизнес». Она занималась проектом мотоциклетного шлема с передачей оптической информации на козырек. Я считаю, что это произошло из-за недостаточного понимания участником строящейся нормативной базы «Сколково». Они вели также другой проект, который не был в наших форсайтах. А вообще, я думаю, что должно быть 200-220 коллективов. С учетом того, что будет не только космос, но и авиация и телеком, думаю это правильно.

  

Источник: gazeta.ru