Киржачские дирижабли снова в небе: на прошлой неделе шестидесятиметровый гигант AU-30 отправился в Волгоград, чтобы по заказу Минприроды исследовать экосистему Нижней Волги.


Если этот полет, который пока считается экспериментальным, пройдет успешно, вопрос об использовании наших дирижаблей будут рассматривать Минобороны, МЧС, транспортники и энергетики.

      

Транспорт нового века

Не роскошь, а вполне обычное средство передвижения. Во времена «золотой эры дирижаблей» – в 20-30-х годах прошлого века – эти управляемые машины легче воздуха совершали трансатлантические перелеты, покоряли Северный полюс, перевозили грузы и пассажиров. Однако использование водорода в качестве «подъемной силы» делало их небезопасными. Несколько крупных катастроф (самой известной стало крушение «Гинденбурга», во время которого погибло 35 человек) стало причиной запрета на использование дирижаблей в большинстве стран, в том числе и в нашей. Однако в начале нового, XXI века в мире снова появился интерес к дирижаблестроению. Как выяснилось, у этих неспешных и неповоротливых с виду аппаратов есть свои преимущества, которые в некоторых сферах делают их вполне достойными конкурентами в воздушной среде.

  Сейчас различные исследования в труднодоступных местах – таких, как густой лес или непроходимые болота, – осуществляются в основном с помощью вертолетов. Однако это дорого обходится: при работе на низких скоростях потребляется много топлива, к тому же вертолеты имеют относительно небольшую дальность полета. Кроме того, сильные вибрации мешают полноценно проводить воздушное сканирование и аэрофотосъемку: тряска сбивает и портит высокоточную аппаратуру. Дирижабль же за счет плавности хода позволяет решить эту проблему. Перемещаться из одной точки в другую дирижабль может как своим ходом – по воздуху, так и в разобранном виде по железным или автомобильным дорогам. Он не требует взлетной полосы для разбега и к тому же практически бесшумен и экологичен. Использование гелия сводит к минимуму возможность пожара. Ну и, наконец, это просто красиво.

В России впервые за долгое время дирижабли начали использовать именно у нас, в Киржаче, в 2003 году. Дело было новое, необычное, но небесперспективное. Аппараты, принадлежащие компании «АэроСкан», по заказу различных организаций занимались мониторингом состояния ЛЭП, железных дорог, трубопроводов и т.д. Попутно один из киржачских дирижаблей поставил мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета, преодолев около 630 километров до Санкт-Петербурга. Уже начался разговор о масштабном развитии дирижаблестроения, но… грянувший на следующий год кризис заставил экономить даже на необходимом – «роскошь», типа дирижаблей, пошла под нож первой. Заказы на исследования прекратились, полетов над Киржачом не было около трех лет, сотрудники сидели без зарплаты, компания несколько раз меняла владельцев, а ангар собирались отдать то под склад, то под производство.

 

Увидеть зайца за километр

Продолжение истории – из серии «пока безумствует мечта»: недавно киржачский дирижабледром выкупил «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» – компания, которая собственно и занимается разработкой и строительством дирижаблей и прочих воздухоплавательных аппаратов, в том числе и того, на котором был побит рекорд дальности.

«Не буду рассказывать, как удалось привлечь внимание крупных государственных структур к дирижаблям, – говорит Сергей Щугарев, генеральный директор «Авгура» и академик Российской академии космонавтики. – Но была проделана колоссальная работа, и она до сих пор не закончена. Хотя уже сейчас можно сказать, что интерес есть – в наших разработках заинтересована оборонка, спасатели, ГИБДД и другие»…

Теперь дирижабледром – опытно-производственная база для испытаний разработок «Авгура». В августе этого года прошла презентация обновленной версии дирижабля AU-30: длина – 55 метров, грузоподъемность – около 1500 килограммов, максимальная высота полета – около 2,5 километра, скорость – до 100 километров в час, максимальная продолжительность полета – сутки. Оболочка выдерживает температуру от минус 40 до плюс 50 градусов. На борту вместе с необходимым оборудованием могут находиться два члена экипажа и восемь пассажиров.

- В принципе, такой дирижабль – многоцелевой, может использоваться в самых различных сферах, – говорит Игорь Куликов, директор опытно-производственной базы «Киржач». – От мониторинга и диагностики различных инфраструктурных объектов до обеспечения безопасности на дорогах. Его можно применять и в разведке, и в исследовательских работах, и для туризма. Его отличительная особенность – экономия топлива: если вертолет Ми-8, который сейчас чаще всего применяют в различных исследованиях, сжигает до 800 кг топлива в час, то дирижабль – всего около 40 кг. В целом получается, что он в 12 раз экономичнее вертолета и в 7 раз -самолета. В дирижабле установлено специализированное оборудование, которое может вести 3D-сканирование, тепловую съемку, видеосъемку, определять характеристики объектов, которые находятся в нескольких километрах. Можно, например, плыть над заповедником и считать, сколько у них лосей и кабанов… Не надо бояться использовать дирижабли, они могут показывать действительно очень высокие результаты.

Дирижабль, купленный компанией «Де Бирс» для разведки кимберлитовых трубок в Ботсване, окупился всего за четыре месяца. Перед нашим пока стоит задача попроще – исследование дельты Нижней Волги. В течение двух недель команда дирижабля будет снимать и передавать данные о рельефе и экосистеме этих мест. Также с помощью летательного аппарата будет произведено геодезическое исследование и составлена
высокоточная 3D-карта территории. «Полученные научные данные позволят сформировать программу приоритетных мероприятий по использованию водных ресурсов и сохранению уникальных экосистем Волги», – объяснил специально приехавший на пробный запуск дирижабля министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Кстати, министр совершил пробный полет в гондоле и вернулся с небес на землю окрыленным. «Эффективный и экологичный, а в целом -настоящий воздушный роллс-ройс», – поделился он впечатлениями.

   

В Москву -на дирижабле?

  Есть информация, что Минприроды в 2015 году планирует закупить целую партию дирижаблей для проведения самых разных работ. «Сейчас есть идея использовать дирижабли на особо охраняемых природных территориях, – говорит Донской. – Сначала мы думали о беспилотниках, но после расчетов стало понятно, что они дороже с точки зрения обслуживания и строительства инфраструктуры. Небольшие аппараты, которые Рослесхоз использует для мониторинга лесных пожаров, дают небольшую площадь осмотра, а дирижабль для наших заказников и заповедников – то, что надо».

В Киржаче интересу министра радуются, но сами затевают принципиально новый проект – создать на базе AU-30 экономичный и вместительный дирижабль «АТЛАНТ» (эта аббревиатура расшифровывается как «аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа»). Он сможет летать со скоростью до 200 километров в час, проводить в воздухе до 3 суток и брать на борт до 16 тонн груза и до 80 пассажиров. С помощью такого аппарата можно будет, к примеру, поддерживать работу северных исследовательских станций (обычно навигация в полярных зонах продолжается всего несколько месяцев в году, но система активной балластировки дирижабля позволит ему летать практически в любую погоду.

Еще одна из возможностей применения подобных дирижаблей -пассажирские перевозки (с учетом бесконечных дорожных ремонтов из Владимира в ту же Москву действительно проще добраться по воздуху) и элитный туризм: ведь даже в далеких 20-х в дирижаблях были и удобные каюты, и шикарные салоны, и даже курительные комнаты. Кстати, соинвестором проекта «АТЛАНТ» выступает фонд «Сколково» – что косвенно подтверждает, что идея строить транспортные и пассажирские дирижабли действительно не столь утопична, как могло бы показаться.

Впрочем, даже по самым оптимистичным прогнозам проект «АТЛАНТ» будет реализован не раньше, чем через четыре года. Зато учебный центр, где будут готовить пилотов и обслуживающий персонал для летательных аппаратов легче воздуха, в Киржаче будет организован гораздо раньше. Здесь считают, что такие люди вскоре будут востребованы: в мире, где в приоритеты выходят экономия и экология, будущее – за дирижаблями.