Виталий Пономарев — основатель стартапа WayRay — рассказал в интервью БИТ о дополненной реальности в "Камазах" и городах будущего.


 

Мы все привыкли к тому, что «высокотехнологичный стартап» это какой-нибудь интернет-сервис. Ну или разработчик игр. Московская компания WayRay, которая создает оригинальный голографический автонавигатор, в этот стереотип не вписывается. Впрочем, интересна она не только этим.

Основатель WayRay — 25-летний Виталий Пономарев всерьез собирается изменить мир. И когда он рассказывает о городах будущего без пробок и аварий, ему почему-то хочется верить, несмотря на все доводы здравого смысла.

Судя по обширному списку побед в различных конкурсах,  в том числе БИТ Global Track 2013, обаяние Пономарева действует не только на журналистов. Проверить его магию  еще раз предстоит в начале октября, когда команда WayRay отправится в Калифорнию на международный конкурс Intel Global Challenge.

Прошедшим летом WayRay стал резидентом «Сколково» и обосновался в технопарке инноцентра. В тихом офисе компании, где к полудню на местах присутствует лишь половина из дюжины штатных сотрудников, Виталий рассказывает о своих планах покорения вселенной.

Идее разработки WayRay лишь немногим больше года. Это автомобильная навигационная система, которая для отображения информации использует поверхность ветрового стекла автомобиля.  В отличие от обычных проекционных дисплеев (HUD) в WayRay картинка формируется голограммой: кажется, что она располагается на расстоянии десятка метров перед капотом. Таким образом, водителю не приходится отвлекаться, переводя взгляд с дороги на информационный экран с картой и показаниями приборов.

Устройство существует пока только в виде прототипа. На компьютерном тренажере в офисе WayRay можно оценить задумку, погоняв по виртуальной трассе. До конца года Пономарев собирается сделать тестовый образец на реальной машине, а заодно привлечь три с хвостиком миллиона долларов — половину от частных инвесторов, половину от фонда «Сколково».

 

Зачем вам столько денег?

Это «железный» проект, здесь есть много того, чего нет в менее затратных ИТ-проектах. 

Во-первых, мы строим свою лабораторию. Сейчас мы арендуем мощности разных местах: в МГУ, ФИАНе им. Лебедева, в Питере,  Ярославле. Но с помощью сторонних площадок работать долго, неудобно, зачастую дорого — нужно иметь свою лабораторию.

Во-вторых, чтобы построить любое технически сложное устройство  в единичном экземпляре, но по технологии промышленного производства, требуются очень серьезные средства.

В-третьих, когда мы железо закончим, потребуется просто бездонная пропасть программирования. А программисты у нас в стране это самые высокооплачиваемые сотрудники — те же инженеры могут в два раза меньше получать. 

Большие расходы потребуются еще и для участия в Детройтском моторшоу в январе 2014 года. У нас там будет стенд с двумя машинами — Toyota Corolla и болидом NASCAR. Там же планируем мировой анонс — откроем кампанию на Kickstarter и параллельно краудфандинг на своем сайте. Это для нас не столько сбор инвестиций, сколько  способ пощупать рынок. Мы потом сможем прийти к автопроизводителям и сказать: смотрите, сколько человек хочет купить наше  устройство!

На самом деле текущий раунд A финансирования, который планируется завершить до конца года,  мы уже процентов на 70 укомплектовали.

 

На какие средства вы работали до сих пор?

Компания основана примерно год назад и в нее  вложено уже около миллиона долларов, в основном это мои собственные деньги (WayRay — не первый бизнес Пономарева — прим. ред). Была не очень приятная история: я привлек частного инвестора, который в итоге не выполнил свои обязательства по финансированию. У нас случился конфликт и в итоге я выкупил его долю.  (Пономарев здесь скупо рассказывает почти что детективную историю расставания с WayRay «ангелом», которая недавно была подробно описана «Секретом фирмы»http://www.kommersant.ru/doc/2231923).

 

А когда планируете начать зарабатывать?

Первые деньги, я думаю, мы заработаем уже в этом году на контрактах с «Камазом» и с Marussia. Но это встроенные решения и по сравнению с нашим главным продуктом — универсальным устройством — относительно небольшие деньги. Универсальное устройство, которое можно установить практически на любой автомобиль, скорее всего мы начнем поставлять в конце 2014 года.

 

Зачем «Камазу» понадобился ваш навигатор?

«Камаз» анонсирует в этом году новый автомобиль — дальнемагистральный тягач, предназначенный в  том числе для западного рынка. Его разработчики заинтересованы в использовании самых продвинутых решений. 

С «Камазом» у нас заключен NDA, начали работу. До конца года мы подготовим им уже промышленную версию встроенного решения  — она делается быстрее универсального устройства. Дальше развитие событий будет зависеть от них. Кстати мы будем с ними работать и над мультимедиа-функциональностью — мультимедийные возможности «Камаза» сейчас очень слабые.

С разработчиками российского болида Marussia, как ни странно, отношения выстраиваются сложнее и дольше, но здесь работа тоже уже пошла.

 

Вы ориентируетесь на отечественный рынок?

Мы ориентируемся на крупные и развитые автомобильные рынки — это прежде всего США и Западная Европа. Еще Азия, конечно, но там принято копировать Америку. 

В ближайшее время у нас запланированы встречи  с представителями General Motors и с Элоном Маском из Tesla Motors. Tesla для нас была бы очень логичным партнером.

Еще с австрийской компанией Magna Steyr у нас могут завязаться отношения на тему их автомобиля Mila. Это крупная компания, которая выполняет заказы многих больших производителей — BMW, Daimler. Теперь они хотят построить свой собственный автомобиль — он получается очень сложным, продвинутым в экологическом плане. Конкретных договоренностей по нашему участию в этом проекте пока нет, но есть взаимный интерес. 

 

То есть вы начнете со встроенных решений для отдельных производителей, а потом сделаете универсальный вариант?

Встроенные решения интересны тем, что их можно вывести на рынок раньше. И ко времени выпуска универсального уже иметь некую экосистему.

Но вообще основные силы брошены на универсальное устройство, которое можно будет поставить на любой автомобиль. Полная интеграция возможна для машин с шиной CAN — это модели, выпускаемые где-то с 1980х годов.

Наше устройство это встраиваемый в приборную панель головной блок и прозрачная пленка, которая крепится на электростатике на внутреннюю поверхность лобового стекла. Для разных автомобилей нам нужно менять только пленку, головное устройство остается тем же.

Единственно, вот насчет «гелендвагенов» не знаю, там очень большой угол наклона ветрового стекла. Но, наверно, что-то придумаем. 

  

Сколько будет ваше стоить устройство?

Цена будет около 17 тысяч рублей, уже вместе с установкой. Не буду раскрывать себестоимость, но мы собираемся зарабатывать на железе.  Потом перейдем к другой модели заработка на рекламе, софте.

 

Вам не кажется, что 17 тысяч — это дороговато для проекционного дисплея?

Во-первых, премиальные автопроизводители за опцию встроенного HUD сейчас просят больше. Во-вторых, у нас будет принципиально иная функциональность — сейчас такой ни у кого нет.

Мы используем два проектора — голографический и диффузный. Первый работает при движении автомобиля на высокой скорости и показывает водителю в режиме дополненной реальности только то, что ему необходимо — указания навигатора, скорость, какие-то другие критичные вещи.

Чтобы перефокусировать взгляд с дороги на картинку обычного HUD c показаниями спидометра средний человек тратит примерно полсекунды. За это время много чего может произойти. Голографический канал WayRay позволяет водителю не отвлекаться от дорожной ситуации.

Диффузный инфотэйнмент-канал это по сути обычный HUD.  Но мы хотим сделать широкий угол, чтобы была картинка, покрывающая большую площадь — можно под него задействовать практически все лобовое текло. Сейчас таких HUD на рынке нет, потому что на широком угле появляются большие искажения из-за несовершенства оптики. Мы эту проблему решаем за счет сложной асферической оптики, сейчас уже приступили к разработке промышленной версии.

С помощью диффузного канала можно показывать, например , что находится в зданиях вдоль дороги, транслировать рекламу. И он включается только когда автомобиль стоит или движется с безопасной скоростью.

 

А в чем заключается ваше ключевое ноу-хау?

Смотрите — пленка, которая крепится на лобовое стекло — это такой хитрый сэндвич из двух слоев полимера и между ними слоя некого желеобразного вещества. Такую пленку по нашим спецификациям сейчас в состоянии сделать только две компании в мире, ее химический состав — наше первое ноу-хау. 

Внутренний слой пленки полимеризуется под действием мощного источника света — мы «прожигаем» в нем лазером определенную дифракционную картину. Примерно так работает  запись на болванку оптического диска DVD-R. Голографическую картинку дает только свет определенной длины волны, попадающий на пленку под определенным углом. Любой внешний источник  света не будет ее создавать. Угловая селективность важна, чтобы солнце, например, не давало случайную засветку.

Наше ноу-хау это материал, технология записи и конкретно, что мы записываем – на этом базируется голографический канал. Вокруг этого ядра надстраивается остальное: инфотэйнмент-канал, вспомогательная информация. 

 

Не боитесь, что технологию кто-то скопирует?

Чтобы воспроизвести эту пленку нужно на спектрофотометре промерить каждый нанометр, сделать попиксельную карту и потом еще найти закон, по которому это все работает. Это очень непростая задача. К тому же и самой пленки  в свободной продаже нет. А вообще, конечно, скопировать можно что угодно. Но к тому моменту мы уже выведем на рынок новую технологию.  

Сейчас у нас голограмма монохромная, цветной только инфотэйнмент-канал, в следующей версии сделаем полноцветную голограмму, а потом  и трехмерную.

 

Как устроен головной блок?

Сейчас там стоит два Android-устройства, они синхронизированы между собой, дают два видеопотока. Но мы склоняемся к тому, чтобы перейти на свою версию Linux — тогда систему будет проще заставить работать так, как мы хотим. Магазин приложений Google нам не нужен, поскольку мы делаем собственный — планируем зарабатывать на софте от сторонних разработчиков.

Модуль сотовой связи в устройстве мультистандартный, в том числе с поддержкой нескольких диапазонов LTE. Связь с автомобильной CAN-шиной будет по Bluetooth-каналу.

Навигация у нас своя. Базовые карты загружаются в устройство, но при наличии интернет-соединения прокладкой маршрута  будет заниматься сервер, это предпочтительный вариант. Сейчас для обкатки используем карты OpenStreetMap, но дальше планируем перейти на профессионального поставщика — Navteq.

 

Не смущает, что собираетесь конкурировать с целой навигационной индустрией?

В какой-то степени да. Но я себе слабо представляю, как мы можем вести переговоры с каким-нибудь производителем автонавигаторов. Представляете, мы к ним придем и скажем: мы ваш очень крутой конкурент и скоро вас убьем, но пока давайте поработаем вместе.

 

Но есть ведь еще навигационные сервисы отGoogle и Яндекс — с ними вы напрямую не конкурируете.

Навигацию Яндекс мы хотим поставить как опциональную.  Перед выходом на рынок мы откроем SDK разработчикам, и тогда мы этот момент решим. Базовая навигация все же должна быть наша собственная. Мы не берем на себя амбиции сразу захватить мир. Разумней конечно сотрудничать с другими игроками.

 

Расскажите еще про захват мира

Сверхцель или миссия компании — сделать город умным с транспортной точки зрения. Сделать так, чтобы индивидуальный транспорт по своей эффективности и комфорту не уступал общественному.  Сделать это можно с помощью автопилота. Но не просто заменив человеческие мозги на электронные, а построив единую систему из автомобилей постоянно обменивающихся информацией друг с другом и с объектами инфраструктуры — дорогами, знаками, светофорами и т.д.

Сначала мы будем только рекомендовать водителю ехать определенным образом, а потом перейдем к полному автопилоту. Автомобили в принципе могут двигаться с большей скоростью чем движутся сейчас. Человек просто не очень эффективный водитель.

 

То есть принудительный автопилот?

Скорее всего, в некоторых городах так и будет. Хочешь ездить в этом городе — забудь про свой руль, сиди и наслаждайся. Хотя личный автотранспорт в будущем видимо станет роскошью — какая разница, в личном вы автомобиле или общественном, если все равно управляет им единая система?

В США многие молодые люди отказываются от автомобилей только потому, что за рулем невозможно пользоваться мобильным устройством. Они выбирают смартфоны и планшеты вместо автомобилей.

 

А какова роль вашей компании в построении этого дивного нового мира?

Прежде всего, в популяризации протоколов общения — car2car и car2infrastructure. Мы будем их использовать уже начиная с первых версий. Это можно представить как некую социальную сеть, но не для водителей, а для машин, оборудованных WayRay.  Потом мы сможем прийти к производителям и предложить им совместимость с уже сформированным парком  автомобилей.

  

Вернемся в настоящее: конкурс БИТ вам помог?

Да, нам очень приятно, что мы победили в номинации БИТ Global Track и теперь благодаря этому едем на Intel Global Challenge. И знаете, буквально вчера мне написал один человек, который присутствовал на финале БИТ Global Track. Написал, что он долго не решался заняться собственным проектом, но увидев нас, понял, что нужно обязательно делать что-то свое.  Представляете, для него мы конкретный пример успеха.  Очень важно, что БИТ стал такой площадкой, где можно почерпнуть идеи и энтузиазм, мотивирующие людей воплотить свою мечту в жизнь.

   

Источник: bit-konkurs.ru