"Сколково" попыталось продвинуть свою концепцию школьного дизайна, которая уже столкнулась с суровыми сибирскими условиями


Команда проекта "Сколково" продвигает свою концепцию школьного образования - одной из площадок для них стал международный инновационный форум Interra, прошедший в Новосибирске в конце минувшей недели. В новосибирском технопарке идеологи так называемых "сколковских школ" выдвинули идею о том, что новая школа уже в ближайшем будущем станет абсолютно свободным пространством, без стен и классных кабинетов в привычном их понимании. Свободный доступ и возможность участия в образовательном процессе будут даже у родителей. Собравшиеся в холле Академпарка учителя со всей Сибири попытались спустить экспертов команды Дмитрия Медведева с небес на землю, ссылаясь на практические трудности реализации такой модели. Подробности - в материале "ФедералПресс.Сибирь".

Одним из ключевых мероприятий "Интерры-2013" стал круглый стол "Проектирование образовательных учреждений". Но эксперты сразу же предложили расширить круг вопросов - тем более модератором дискуссии был менеджер Ассоциации "Школы Сколково" Дмитрий Ковалевский. Из его уст прозвучал термин "педагогический дизайн". Вслед за этим Ковалевский сразу спросил у педагогов, кто из них согласен работать в школе без стен и классов, расписания уроков в привычном смысле, где родители могут приходить в любой день недели и участвовать в образовательном процессе.

"Мы обсуждаем дизайн новой школы, когда образование - это образ жизни, - заявил модератор дискуссии, на которой присутствовал корреспондент "ФедералПресс.Сибирь". - В "Новой школе" любой, кто зашел, может образовываться на любом квадратном метре в любое время. Можно подождать ребенка своего, поговорить с учителем, кофе попить, использовать Wi-Fi бесплатный, здесь же можно поболтать с ребенком".

К удивлению экспертов, большинство выразило готовность к такой работе. Более того, выяснилось, что в Томске уже реализуется подобный пилотный проект. Директор новосибирского планетария Сергей Масликов рассказал о школе "№" 211, открытой в этом учебном году в микрорайоне Родники. На последнем ее этаже имеется бассейн и зимний сад. Однако, по словам учителей, у родителей просто нет времени на посещение занятий. Педагоги также обратили внимание на то, что даже в школе без стен или с прозрачными стенками хотя бы них должно быть место для уединения.

Пока же, по мнению экспертов, по-прежнему реализуется советская модель школы. Как заявил директор ООО "Территориальное планирование" Сергей Заусаев, социалистический город, во-первых, подразумевал приоритет производства над людьми и их бытом, во-вторых, должен был строиться максимально дешево. Отсюда и постоянный дефицит общественных пространств. К тому же современный Новосибирск образовался при срастании поселков, возникших при заводах.

"У градостроителей отсутствуют новые доктрины по формированию живой среды, все архитекторы воспроизводят советскую модель, - констатировал Сергей Заусаев. - Наверное, надо поставить четкую задачу архитектору, а он сможет спроектировать любую среду. Пространство изначально пустое, придуманное функциональное зонирование нужно изживать. Нет никаких функций, вы любое пространство можете приспособить под свои цели. Посыл должен идти от вас как от профессионалов".

По мнению "сколковских" экспертов, "новый образовательный дизайн" позволит раскрепостить творческую мысль и научит получать удовольствие от учебного процесса. Впрочем, в этом месте завязалась достаточно напряженная дискуссия.

"А что, есть метрики о качестве образования?" - спросила одна из участниц круглого стола, указывая на слайды с фотографиями учеников в датской школе, возлежавших на пуфиках. "А что вы боитесь потерять? Забор, взгляд в затылок?" - ответила ей коллега. "Что я боюсь потерять... Мы учим в школе трудиться, а это расслабленная атмосфера... Мы сейчас отучаем детей трудиться, делать домашние задание. Большинство из тех выпускников вузов, которые приходят в Академпарк, просто не способны выполнять работу на необходимом уровне".

"Вы говорите, будто это классы, и будто все так и происходит, все учатся лежа, - парировала защитница. - Это просто общий зал, хотя и классы, конечно, такие есть. Но в такой расслабленной обстановке ему, ученику, комфортно работать. Урок-перемена, да, это ритмы, которые должны меняться. Но они не обязательно должны задаваться насильственным положением тела. Мы должны сказать себе: мы хотим, чтобы люди научились относиться к работе как к принуждению или как к удовольствию".

"Усилия - это вещь необходимая, но мы зря связываем это со школьным звонком", - поддержал ее модератор.

Точку в дискуссии поставили вовсе не теоретики. Преподаватель лицея Иркутского государственного университета Екатерина Шмидт неожиданно рассказала, что подобные проекты есть в Приангарье. В Иркутске еще в прошлом году была сдана похожая школа, в которой планировался зимний сад и открытые холлы. Однако здание по проекту было четырехэтажным. И уже в ходе строительства главный санитарный врач России Геннадий Онищенко продавил новые СанПиН, которые ограничивают высоту школы тремя этажами. Возведенный последний этаж был снесен, что также снизило площадь здания. По словам Екатерины Шмидт, в итоге количество учеников серьезно превысило количество свободных прозрачных классов для занятий.

Кроме того, проект изначально разрабатывали под климатические условия Краснодарского края. Это определило и способ строительства: крыша у здания оказалась плоской, а толщина стен явно недостаточной для сибирских морозов. В итоге с приближением зимы школа закрылась. "В первую очередь надо ориентироваться на здравый смысл", - резюмировала преподаватель лицея ИГУ.

Смотрите другие новости новости Новосибирска и Новосибирской области По мнению представителей "Школ Сколково", атмосфера открытого пространства поможет относиться к работе как к удовольствию

 

fedpress.ru