Невзрачная погода не помешала проведению очередного смотра достижений авиакосмической промышленности. 


МАКС-2013, проходивший в Жуковском с 27 августа по 1 сентября в одиннадцатый раз, не только побил все рекорды посещаемости (около 150 тысяч зрителей в последний день), но и послужил отличной площадкой для бизнеса.

Впрочем, было чем поживиться на подмосковной земле и публике более призёмленной – в открытые для посещения дни зрителям впервые показали групповое пилотирование российских истребителей пятого поколения Т-50, новый истребитель ВВС России СУ-30 СМ и китайскую пилотажную группу «1 августа».

 
Вечерняя тренировка пилотажной группы «Брайтлинг» на МАКС-2013

 

«По земле их только под тряпочкой возят, но летать-то они будут по-настоящему» – добрая половина пришедших на МАКС-2013 зрителей ждала первого группового выступления российских истребителей Т-50. Или, точнее сказать, ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), разработанного в подразделении ОАК России – ОКБ Сухого.

  
Групповое пилотирование российских истребителей пятого поколения Т-50

 

Действительно, шутка ли – первый российский истребитель пятого поколения. Скрываются за этой звучной формулировкой слова, понятные больше на интуитивном уровне, – сверхманёвренность, сниженная радиолокационная и инфракрасная заметность, но вывеска всё равно впечатляет. Тем более что к настоящему дню на вооружение в мире принята только одна такая модель истребителей – американский F-22 Raptor. Поставки же в ВВС России нового Т-50 обещают начать в 2017 году – до этого он продолжит проходить лётные испытания.

  
На стенде ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» представили навигационную систему будущего самолёта БИНС-СП2 (бесплатформенная инерциальная навигационная система), разработанную в Московском институте электромеханики и автоматики

При этом вопреки постоянным разговорам о недостатках российской электроники многие компоненты начинки этого самолёта создадут отечественные производители. Так, на стенде ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» представили навигационную систему будущего самолёта БИНС-СП2 (бесплатформенная инерциальная навигационная система), разработанную в Московском институте электромеханики и автоматики.

«Работа системы основана на принципе лазерного гироскопа, – поясняет начальник отдела Московского института электромеханики и автоматики Дмитрий Демидов. – В ней лазер облучает очень точно отшлифованные зеркала. И как только эта трёхмёрная система начинает перемещаться, один луч лазера начинает отставать от другого. Набегает разность фаз, которую фиксируют чувствительные элементы. А дальше по ней вычислят углы и географические координаты, предварительно привязанные к какой-то системе отсчёта».

   
Пилотажный тренажёр самолёта МС-21, который разрабатывается ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут»

 

Другой российский самолёт-ньюсмейкер МС-21, разрабатываемый ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут», в этом году не «преподнёс» ничего нового. Как и два года назад, на стенде «Иркута» красовался макет фюзеляжа этого ближнесреднемагистрального российского самолёта, который уже собрал более 130 предзаказов, но выйти на рынок должен только в 2020 году.

  
Президент ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский: «Только применение композитных материалов в проекте МС-21, по оценкам, будет давать около 6–7% экономии топлива»

 

Впрочем, разговоры об этом светлом будущем российской гражданской авиации всё равно не стихали. «Только применение композитных материалов в проекте МС-21, по оценкам, будет давать около 6–7% экономии топлива», – слова президента ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолия Гайданского на круглом столе «Перспективные материалы в авиастроении» заставляют задуматься.

«В зависимости от типа самолёта доля различных композитов в его составе меняется, – комментирует заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности холдинга “РТ-Химкомпозит” Анатолий Хмельницкий. – В составе самолёта есть узлы, которые просто нерационально делать из композитов. Поэтому у американцев эта доля иногда доходит до 50%, но чаще всего называют значение в 30–40%. Но чем хорош композит? Тем, что при плотности в пять раз меньше стали он прочнее её минимум в два раза. Вот это основное преимущество. Лёгкие, прочные и, по идее, долговечные».

   
Новый истребитель ВВС России СУ-30 СМ

 

Также на МАКС-2013 корпорацией «Иркут» был впервые продемонстрирован истребитель СУ-30СМ, который вскоре поступит на вооружение ВВС России. Полёты на новых машинах провели лётчики-испытатели корпорации и прославленная пилотажная группа «Русские Витязи».

  
Симулятор полёта в павильоне вузовской науки на стенде долгопрудненского Физтеха

 

Конечно, привлекали внимание посетителей и многочисленные модели кабин пилотов, и симуляторы полёта, разбросанные на выставке. Одна из таких систем, разработанная для МиГ-29К, была выставлена в павильоне вузовской науки на стенде долгопрудненского Физтеха.

  
Ведущий инженер РСК «МиГ» Дмитрий Новиков оценил симулятор полёта, разработанный для МиГ-29К

 

«Выглядит правдоподобно. Вполне, – комментирует свои ощущения после полёта на тренажёре ведущий инженер РСК «МиГ» Дмитрий Новиков. – Понятно, что лётчик не может здесь испытать тех ощущений и перегрузок, что в настоящем полёте. Но впечатление по взлёту и посадке тренажёр даёт правильно. Особенно когда начинается обратная связь – немножко трясёт и прочее в таком духе».

  
Александр Формальский, главный научный сотрудник НИИ механики МГУ и руководитель проекта EXOATLET

 

Прямо напротив экспозиции МФТИ – небольшой стенд от НИИ механики МГУ с выставленной моделью экзоскелета. За счёт своей конструкции он дублирует мышцы человеческого тела и позволяет снижать нагрузку. «С этой конструкцией мы навешивали на человека до 100 килограммов дополнительного веса, – рассказывает Александр Формальский, главный научный сотрудник НИИ механики МГУ и руководитель проекта EXOATLET. – Когда стоишь, экзоскелет забирает на себя нагрузку почти полностью. А когда идёшь, конечно, тяжелее – есть момент, когда переносишь вес, другие моменты. Точных измерений мы не проводили, но, по оценкам, остаётся ещё процентов 50 нагрузки. Так что перемещаться в таких экзоскелетах ещё надо учиться, но за ними будущее. Военное применение – для переноски многочисленной амуниции. Медицинское применение – для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. И многое другое».

   
За счёт своей конструкции экзоскелет дублирует мышцы человеческого тела и позволяет снижать нагрузку

 

Второй день работы выставки был посвящен вертолётам. Так, на стенде холдинга ОАО «Вертолёты России» была представлена модель нового многоцелевого Ка-62, способного перевозить грузы и пассажиров, участвовать в спасательных операциях и даже осуществлять нефтегазовую разведку.

   
Новый многоцелевой Ка-62 способен перевозить грузы и пассажиров, участвовать в спасательных операциях и даже осуществлять нефтегазовую разведку

 

Свою новинку на выставке показало и ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”». Новая зенитная ракетная система ЗРК С-350Е «Витязь», разработка которой закончилась только в начале этого лета, уже скоро должна заменить находящиеся на вооружении российской армии системы типа С-300. «Самое главное преимущество “Витязя” заключается в его локаторе, способном работать как в секторном, так и круговом режиме», – комментирует Константин Бологов, начальник отдела открытого акционерного общества «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО “Алмаз-Антей” им. академика А.А. Расплетина». Такой локатор уникален. Он может выполнять все действия в круговом режиме работы – обнаруживать цели, сопровождать цели, наводить ракеты, а работа оператора в нём сведена к минимуму.

  
Новая зенитная ракетная система ЗРК С-350Е «Витязь», разработка которой закончилась только в начале этого лета, уже скоро должна заменить находящиеся на вооружении российской армии системы типа С-300

 

За второе направление в работе выставки отвечало в основном Федеральное космическое агентство (Роскосмос), большой павильон которого в последние дни авиакосмического салона привлёк рекордное количество посетителей. Среди прочих здесь был представлен макет перспективной пилотируемой транспортной системы, разрабатываемой ОАО «РКК “Энергия” им. С.П. Королёва» по заказу Роскосмоса. В задачи этой системы входит и посадка на поверхность Луны.

Впрочем, не остался в стороне от МАКС-2013 и инновационный центр «Сколково». Кластер космических технологий и телекоммуникаций провёл на выставке несколько конференций, на которых рассказывалось о некоторых запущенных фондом стартапах. Кроме того, в рамках МАКС-2013 было подписано многостороннее соглашение о сотрудничестве между аэрокосмическими кластерами России, Франции и Германии.

  
Исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Сергей Жуков признал, что в России нет традиций малого бизнеса в космонавтике

 

«В России нет традиций малого бизнеса в космонавтике, – рассказывает исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда “Сколково” Сергей Жуков. – Поэтому нам приходится не только собирать проекты, но и выращивать их, на что уходит 1,5–2 года. Но теперь мы планируем расширить нашу тематику в пределах, которые дозволены федеральным законом о “Сколково”, – на телекоммуникацию и авиацию, и думаю, что уже на следующем МАКСе мы покажем много интересных разработок».

  
В этом году в небе над Жуковским впервые выступила китайская пилотажная группа «1 августа»

 

«Давайте потеснимся, а то мы всех иностранцев подавим», – вырывается из колонны полицейских. Зарубежные партнёры начинают всё активнее посещать МАКС. Правда, пока площадкой для подписания крупных договоров предпочитают выбирать другие авиасалоны, такие как «Ле Бурже» или «Фарнборо». Зато в этом году в небе над Жуковским впервые выступила китайская пилотажная группа «1 августа».

Впрочем, для человека постороннего долгожданное выступление китайских асов мало чем отличается от остальных: «Приготовьтесь! Будет громко и быстро», как часто повторял диктор на лётном поле. Всё остальное – термины, детали и подробности – кажется чем-то загадочным и буквально заоблачным.

  
За время работы салона на нём было подписано контрактов на сумму около 16 миллиардов долларов

 

Кстати о заоблачном – за время работы салона на нём было подписано контрактов на сумму около 16 миллиардов долларов, в том числе на поставку около 50 самолётов Sukhoi Superjet 100, 30 самолётов МС-21, 5 вертолётов Ка-62 для Колумбии, а также первые после МАКС-2009 многомиллиардные оборонные контракты.

Обширная фотогалерея демонстрационных полётов МАКС-2013, включающая уникальные кадры, будет опубликована в ближайшее время.

    

Источник: strf.ru