Инвестдиректор «Сколково» Эдуард Каналош о том, кто такой российский бизнес-ангел и как с ним общаться

  

Бизнес-ангел — человек, который готов потратить свои кровно заработанные деньги на идею с туманными перспективами. Каждый стартапер с проектом на посевной стадии (то есть когда зачастую нет даже прототипа) знает: ангельские деньги — шанс на то, что его идея превратится в нечто осязаемое. Но что движет человеком, который готов на такие рискованные инвестиции в России?

Начнем с того, что в нашей стране, по моим подсчетам, едва ли наберется несколько сотен бизнес-ангелов — тогда как, например, в США их сотни тысяч. А если принять как необходимое условие то, что он должен быть еще и ментором, который может помочь неопытной команде решать проблемы в бизнесе, то счет вообще пойдет на десятки. И это при том, что только по официальным данным налоговых органов в России более 137 000 долларовых миллионеров. То есть инвестпотенциал и деньги есть у многих.

Когда речь идет о высоких технологиях на дорыночной стадии, отмывать деньги трудно: слишком велик риск того, что компания вообще не взлетит

Но на самом деле бизнес-ангел — не инвестор в классическом смысле слова. Он просто покупает у нескольких людей долю в рассуждениях, которые зачастую невозможно объяснить человеческим языком. И поэтому не стоит ему рассказывать о будущем финансовом благополучии с диаграммами и таблицами наперевес. Он не анализирует сделку по всем правилам — просто потому, что анализировать, по сути, нечего. Бизнес-ангел — эмоциональный инвестор. Он принимает решение исходя из эмоций, а не из аналитики или здравого смысла. Что-то вроде: «Ух ты! А ведь у этих ребят со мной может получиться новая Angry Birds!»

Есть люди, которые предлагают стартаперам офис в обмен на миноритарную долю в проекте. Это не бизнес-ангелы

Российский бизнес-ангел молод, ему около сорока (в отличие от западного коллеги, который обычно пенсионного или предпенсионного возраста), он чаще всего менеджер крупной коммерческой или государственной корпорации, который продолжает в ней работать и находится на пике карьеры. У него нет опыта создания собственного дела, поэтому он зачастую не понимает, что правила многомиллионного бизнеса, которые он действительно хорошо знает, не работают в стартапе с численностью персонала один-два человека.

В США бизнес-ангелы инвестируют в среднем по $150 000 в несколько проектов, и с прибыли от инвестиций не платят никаких налогов. В России — по $50 000–70 000 примерно в такое же количество стартапов.

Если человек вкладывает деньги в компанию своего родственника, он тоже не имеет права называться бизнес-ангелом

Однако в отличие от США, где бизнес-ангел — уважаемый бизнесмен, который пользуется определенным влиянием и у которого за плечами удачный предпринимательский опыт, у нас в стране такой профессии как бы нет. Ведь вместо того, чтобы купить себе дорогую яхту и еще один дом на побережье, вложить деньги в акции нефтяных компаний или в крайнем случае открыть ресторан с понятной бизнес-моделью, он тратит деньги на то, что еще не существует в природе и, вполне возможно, никогда существовать не будет.

Тем опаснее для российского бизнес-ангела еще не сложившийся рынок венчурных инвестиций и неопытные стартаперы. Если он однажды вложит этот самый миллион, а проект провалится, то человек никогда больше не вернется к венчурному инвестированию. И своим друзьям отсоветует заниматься этим делом. В таком случае рынок потеряет сразу нескольких бизнес-ангелов.

   

Источник: journal.dasreda.ru