В инновациях главное – не качество идей, а качество людей.


В этом, по крайней мере, убеждён один из ведущих специалистов в инновационной сфере, директор департамента стратегических коммуникаций Российской венчурной компании /РВК/ Евгений Кузнецов.

 Поводом для выведения такой формулы стала проходящая в эти дни в Москве международная конференция по квантовым технологиям. Очень качественный с научной точки зрения – в конференц-центр в Сколково съехались более ста видных учёных из 15 стран – этот форум стал площадкой для встречи не только исследователей, но также бизнесменов и представителей государственных институтов развития. Ибо главное сегодня, как выясняется, - не научные достижения в этой области, где Россия остаётся одним из лидеров, а претворение идей в технологии и продукты. А с этим, как известно, у России не всё хорошо. Мягко говоря.

Между тем, в этой области отставать мы себе позволить не можем. Волею судеб – у которых, конечно, есть фамилия и имя, но сейчас это уже не главное, - наша страна практически ничего не вложила в пятый технологический уклад. Компьютерно-электронно-информационный. А если и вложила, то опять-таки мозгами и идеями своих учёных, которые, впрочем, работали уже за рубежом. Как, скажем, израильский ныне физик Семён Лицин, создавший компактный информационный накопитель, который мы снисходительно называем "флешка". Именно он сделал её маленькой и придумал, как ей работать с USB-портом.

Вот только оказывается, что миллионером Лицина сделало не столько само изобретение, сколько идеи, которые ему высказали два встреченных едва ли не случайно предпринимателя. Идей тоже было две и оказались они крайне простыми: флешка должна быть маленькой, чтобы помещаться в кармане, и она должна втыкаться в USB-порт и передавать информацию через него же. Эти две идеи и принесли миллионы.

По сути, получился синтез науки и бизнеса: физик знал, как, а предприниматели знали, зачем. В элементарных, само собой вроде бы разумеющихся, как теперь кажется, пожеланиях  сформулировали фактически заказ рынка науке. И в итоге всех ждал успех. Особенно яркий на том фоне, что до того флешку изобретали два раза: один раз в "Тосибе", второй раз в "Интеле" – и оба раза не смогли внедрить. Не придумали, куда.

Квантовые технологии в сравнении с этим изобретением – дом рядом с песчинкой. Как предыдущая технологическая революция, случившаяся полвека назад, принесла нам лазеры и микропроцессоры, медицинские томографы и скоростной интернет, так и грядущая квантовая обещает изменить мир до неузнаваемости. Нас ожидают и медицинские приборы, делающие анализы без взятия проб крови и тканей, и сверхчувствительные детекторы наркотиков и взрывчатки, и новые материалы, обеспечивающие невидимость, сверхпроводимость при высокой температуре, прочность и жаростойкость, не имеющие аналогов в природе и технике. Уже разрабатываются принципиально невзламываемые системы шифрования, основанные на квантовых принципах, и квантовые компьютеры, способные решать задачи, принципиально недоступные нынешним. Возможно, они даже станут основой универсального искусственного интеллекта, который не удалось создать средствами цифровой техники.

Вот только добраться до всей этой роскоши от нынешних результатов лабораторных исследований и экспериментов можно только через бизнес. Должны найтись некие предприниматели, которые скажут (и закажут), что нужно потребителю от идей учёных. Между тем, именно с этим в стране "напряжёнка". "У нас очень мало людей, которые могут прийти к учёному и сказать ему банальную, простую вещь, которая выведет его открытие на рынок технологий", - свидетельствует Евгений Кузнецов.

Одна из основных причин, по его словам, в том, что большая часть венчурных инвесторов – это люди, которые только недавно "зашли" в эту сферу бизнеса. Соответственно, у них не хватает опыта и знаний, они не умеют отделять перспективное от провального. К тому же в этой области, свидетельствуют немногие специалисты, на один успешный результат приходятся три провальных и шесть "нулевых", которые позволяют в лучшем случае "отбить" вложенное.

Как образно отметил Кузнецов, нужны "сталкеры". Которые проведут по Зоне, где лежат нереализованные технологические чудеса, но где и велика вероятность ступить в какой-нибудь "ведьмин студень" с летальными для бизнеса последствиями.

А бизнес такой риск чувствует. Именно потому столь жалки и мелки результаты от новых инновационных центров: на миллиарды вложений (государственных, кстати) на выходе получаем какой-нибудь лёгенький интерфейс для более удобной регистрации билетов в аэропорту…

"В 95 процентах случаев причина проигрыша – это не эффективность технологий, а качество управления бизнесом, - убеждён представитель Российской венчурной компании. - Вот в каком-то смысле те же самые Курчатов и Королев ведь не были самыми гениальными физиками. Они были самыми гениальными управленцами – это очень важно понимать".

В бизнесе, по его словам, проверяется не качество идей, а качество людей. Нынешняя конференция показала: с идеями у нас порядок. Мы, Россия, действительно имеем все шансы, чтобы не только уверенно войти в новую технологическую революцию, но и возглавить её. Где-где, а в этой области у нас есть значительные, опережающие научные наработки. Главное теперь – "срастить" идеи с людьми. В этом – главная задача ближайших лет.

    

Источник: itar-tass.com