Александр Иванов, выпускник факультета бизнес-информатики ВШЭ, студент Сколковского института науки и технологий, рассказывает о своем обучении в знаменитом Массачусетском технологическом институте (MIT).

   


Год назад Александр прошел отбор на первую программу Сколковского института науки и технологий. Это трехлетняя магистерская программа, в которой первый год студенты проводят в ведущих университетах мира (MIT, Imperial College London, ETH Zurich, HKUST). Александр учился в Массачусетском технологическом институте (MIT) вместе с одиннадцатью другими российскими студентами.


   

— Александр, расскажите, как проходило ваше обучение в MIT?

— Мы учились в магистратуре MIT в статусе «special student», который дает возможность полноценно учиться там, единственное отличие этого статуса заключается в том, что по окончании нам выдали сертификат о прохождении курсов, а не диплом со степенью. Во время обучения, которое проходило в течение года, мы выбирали учебные курсы, предлагаемые департаментом Electrical Engineering and Computer Science, а также у нас было несколько курсов, которые читали преподаватели Sloan School of Management.

— Массачусетский технологический институт является одним из самых передовых и престижных технических учебных заведений США и мира. На ваш взгляд, из каких факторов складывается ценность вуза?

— Думаю, основную роль в здесь играет связь исследовательской и преподавательской сфер жизни в университете. В MIT практически все преподавание стоится на основе исследований, ведущихся в различных научных лабораториях этого же вуза. Например, я брал курс по Linked Data — новой концепции представления и обработки данных, которую разрабатывает в лаборатории CSAIL (Computer Science and Artificial Intelligence Laboratory) один из создателей всемирной паутины Тим Бернерс-Ли. Он рассказывал нам на занятиях о самой концепции и их программной разработке в лаборатории CSAIL. У нас была возможность познакомиться с этой разработкой лаборатории и поработать с новым, сильно отличающимся от других, стандартом представления данных. С моей точки зрения, именно такая система, когда учебные курсы основаны на передовых разработках, сильно выделяет MIT и делает его лидером среди технических университетов мира. И я рад, что в Вышке я тоже видел похожую научную атмосферу, когда работал в качестве стажера-исследователя в Международной лаборатории анализа и выбора решений. Например, один из моих коллег по лаборатории Даниел Карабекян  при проведении занятий основывается на самых свежих результатах исследований в области теории коллективного выбора.

— По вашему мнению, в чем заключается разница между американским и российским подходами к обучению?

— Для меня основное отличие связано с тем, что можно назвать университетской культурой общения преподавателей и студентов. Между студентами и профессорами нет барьеров. На самом первом занятии я был сильно удивлен, когда профессор начал занятие примерно так: «Здравствуйте, мы с вами будем изучать курс по распознаванию естественного языка, мое имя профессор Роберт Бервик, зовите меня просто Боб». Сами занятия трудно назвать лекциями, это скорее диалоги или дискуссии. В любой момент можно прервать речь профессора, задав вопрос. Кроме того, профессора часто сами выносят на обсуждение студентов какой-либо вопрос. Мне показалось, что в MIT система образования направлена не столько на соревнование с другими студентами, сколько на соревнование с самим собой. Например, оценки, которые получают студенты, являются личной информацией, то есть студенты не знают оценок друг друга.

 

В любой момент можно прервать речь профессора, задав вопрос. Кроме того, профессора часто сами выносят на обсуждение студентов какой-либо вопрос. Мне показалось, что в MIT система образования направлена не столько на соревнование с другими студентами, сколько на соревнование с самим собой. Например, оценки, которые получают студенты, являются личной информацией, то есть студенты не знают оценок друг друга.

   

В образовательном процессе американцы активно используют институт учебных ассистентов (teaching assistants). Ассистенты обычно назначаются из числа студентов старших курсов (для бакалаврского курса — из числа студентов-магистрантов, для магистерского курса — из числа аспирантов). Их главная задача — выполнять техническую работу, чтобы разгрузить профессора, ведущего курс. Например, ассистенты проверяют посещаемость, отвечают на вопросы студентов по электронной почте, проверяют большое количество домашних заданий. А профессор проверяет творческие домашние задания и курсовые проекты, придумывает интересные темы для лекций и для домашних заданий.

Если говорить о рутине учебного процесса, то, как и в Вышке, в MIT используется LMS система (в MIT она называется Stellar), которая позволяет следить за дедлайнами по домашним заданиям, скачивать лекции, загружать выполненные домашние задания (но мне кажется, что у нас она пока не столь активно используется). Для оповещения студентов используется электронная почта @mit.edu, которую получает каждый студент при поступлении, что очень удобно.

— У вас уже есть планы по внедрению и использованию полученных во время обучения знаний и навыков?

— Отличительная особенность MIT — это предпринимательская направленность обучения. В рамках некоторых курсов предполагается разработка конкретных проектов, от «сырой» идеи до прототипа и плана его развития или внедрения. Преподаватели таких курсов обычно являются успешными предпринимателями, они консультируют студентов, помогая им прорабатывать свои проекты. В результате получается что-то вроде небольшого акселератора, встроенного в процесс обучения. Я работал над двумя идеями в рамках двух курсов, в результате чего родилось два самостоятельных проекта, которые мы с моими однокурсниками планируем реализовать на базе Сколтеха и Сколково в России. Один из них посвящен созданию сервиса для выставок и музеев для привлечения большего количества посетителей, а второй — созданию развивающих мобильных приложений.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

    

Источник: hse.ru