Как сегодняшняя авария отразится на всем сегменте космических технологий, об этом поговорим с руководителем Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда "Сколково" Сергеем Жуковым. Сейчас он на прямой связи с нами из студии в отеле "Арарат Хаятт".

 

 

Сергей Александрович, как слышите нас? Добрый вечер.

СЖ: Слышу очень хорошо. Добрый вечер.

Спасибо, что пришли. Скажите, коррупционные скандалы вокруг ГЛОНАССа и технические сбои – они как то связаны на Ваш взгляд?

СЖ: полагаю, что они не очень связаны. Во-первых, сейчас, скорее всего мы видим аварию ракеты, и предположительно, я так предполагаю, я не член комиссии, что это двигатель, конечно, комиссия установит эти факты. В данном случае спутники были пассажирами. И это разные предприятия, поэтому не считаю, что эти факты связаны.

Вот, ГЛОНАСС любимое детище президента, сам Владимир Путин требовал, чтобы проект финансировали побольше и по быстрее. На какой стадии происходит сбой и не следует ли властям пересмотреть схемы финансирования подобных проектов?

СЖ: Вы знаете здесь же мы ведем речь об отрасли. Космонавтика занимается многими проектами, в том числе такими знаковыми как ГЛОНАСС, группировка которого не очень давно была укомплектована и это вторая в мире глобальная навигационная система в мире после GPS. Я хочу сказать, что Правительство на самом деле, безусловно, озабочено вот этими фактами, которые у нас происходят, все-таки надо признать, что у нас повышенный уровень аварийности, то одно случается, то другое, то двигатель, то система управления на разных ракетах или космических аппаратах, то не раскрываются антенны. Это все говорит, безусловно, о том, что снижена система контроля качества, можно говорить и о других проблемах о целеполагании, о низкой производительности труда и так далее и так далее. Я хотел бы напомнить что год назад в августе была создана правительственная комиссия под руководством Дмитрия Олеговича Рогозина, она сейчас уже получила новый статус как президентская комиссия, буквально в ближайшее время должны быть приняты решения по структурной перестройке отрасли. Победила концепция сторонников, и мы к ней тоже принадлежали, надо сказать, усиления Роскосмоса, структуризации, но аккуратной, промышленности, хотя это только верхний уровень проблем. На самом деле накопилось их очень много. Это проблемы 20-ти дет недофинансирования, оно только несколько лет назад стало повышаться и сегодня не решает всех проблем. У нас велик средний возраст специалистов, у нас технологическое отставание. Это большая система и она требует системного решения и лечения.

Вот опять ВЫ говорите о недофинансировании, но деньги выделяются и те которые выделяются – они разворовываются. Может стоит поменять подходы за контролем к расходованию бюджетных средств?

СЖ: я работаю в отрасли давно, являюсь космонавтом-испытателем, в свое время занимался созданием Роскосмоса двадцать лет назад и не склонен сейчас говорить о том, что вся отрасль занимается разворовыванием денег. Тех, кто это делает надо ловить, доказывать их вину и сажать. Мне кажется что здесь достаточно много политической ангажированности. В отрасли работает 250 тысяч человек, у неё большие традиции, надо сказать, что космонавтика у России есть и она не потеряна в отличие от гражданского авиастроения, нет в ней таких разрушений как в судостроении – Россия космонавтику не потеряла. И я думаю, что будет правильно, если мы вместе, не замазывая ее грехов и критикуя, мы будем поддерживать космонавтику для того, чтобы она осталась. В конце концов может быть конкурентно способна в высокотехнологических немассовых отраслях – это космонавтика, авиация, атомная промышленность и в общем не надо бросать тень на всех.

Каково состояния космической отрасли в России, каковы её перспективы в связи с сегодняшним падением, предыдущими падениями? Год назад создается комиссия – ничего не происходит. Опять падает ракета, теряются спутники, опять они выходят на орбиту и отказываются работать с ЦУПом. Конкуренты, наверное, не дремлют.

СЖ: конкуренты не дремлют. Это для нас безусловно будет очередной и сильный удар. Ну, например, Ариан Спейс в заказах может выиграть. Ракетоноситель ПРОТОН является одной из самых надежных систем в мире, но последняя авария с первой ступенью произошла 10 лет назад. Это оттолкнет от нас покупателей. И надо многое сделать, чтобы привести в порядок. Но я повторяю, это системная задача. В каких-то быстрых решениях можно преуспеть, например, сейчас жестко централизовать систему управления, дать возможность Роскосмосу  увольнять без промедления директоров, назначать тех кто будет смотреть, восстановить, и, кстати, Роскосмос это делает, систему приемки – вы знаете, что система военной приемки несколько лет назад была отменена и это негативным образом сказалось на качестве продукции – это все можно сделать и возможно нужны чрезвычайные меры, но надо думать о будущем, для того, чтобы повышалась производительность труда, для того, чтобы мы были конкурентные на внешнем рынке мы должны разрабатывать новую технику. А здесь вопросов – пальцы нужно загибать – вопросы целеполагания, с ними у РФ есть проблемы, не смотря на то, что недавно президент подписал основы политики России в области космической деятельности. Они на мой взгляд не лишены недостатков, нужно заниматься системой контроля качества, нужно восстанавливать образование, нужно делать масштабные проекты, для того, чтобы молодежь шла в отрасль. И тогда все будет. Я еще раз повторюсь, космонавтика у России болеет, но она у России есть.

На прямой связи с нами был руководитель кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Сергей Жуков.

   

Источник: rbctv.rbc.ru