Суть "инициативы", обнародованной в апреле, состоит в следующем. Выбирается небольшое небесное тело массой примерно в 500 тонн, к нему посылается автоматический корабль, который захватит "трофей" особой "сумкой" и переместит на стабильную орбиту вокруг Луны. А в 2021 году к нему вылетит пилотируемый корабль "Орион". Астронавты высадятся на поверхность небесного тела и возьмут образцы. Помимо научной ценности это должно дать практический опыт для экспедиции на Марс. Проект соответствует стратегическим планам США в космосе, согласно которым американцы должны высадиться на астероид.

Изучив параметры 10 тысяч известных объектов, специалисты НАСА пришли к выводу, что под критерии "инициативы" ни один не подходит. Если отсеять крупные тела, то несколько потенциально приемлемых претендентов останется. Однако они либо проходят далеко от Земли, либо со слишком большой скоростью, чтобы их можно было перехватить.

"Астероидная инициатива" была уязвима с самого начала, считает редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев:

"Астрономы подтверждали, что подходящие астероиды в нашей Солнечной системе есть, но они не видны современным телескопам. Поэтому либо надо искать новые, либо выходить из этого положения другим способом. Лично моё мнение - сама задача была поставлена несколько искусственно. Подтягивание астероида и высадка на него звучит примерно так, как "если Магомет не идёт к горе, то давайте переместим к нему гору".

Идея полёта к астероиду принадлежит Бараку Обаме. Может ли президент в принципе "сдать назад", сохранив лицо? В отличие от Джона Кеннеди с его лунной эпопеей, Обама никогда не делал космическую программу центральным элементом своей политики, отметил директор по развитию кластера космических технологий в Сколково Дмитрий Пайсон:

"У Обамы ничего похожего нет. Не думаю, что он как-либо "потеряет лицо", если скажет, что в результате тщательного анализа, взаимодействия с законодателями, опроса учёных несколько были изменены приоритеты. Я не стал бы ставить вопрос настолько патетически. Идёт нормальная работа по определению целей и задач космической политики.

В Америке НАСА не является главной организацией, определяющей эту политику. Тут весомую роль играют законодатели, другие подразделения администрации. Не исключаю поворота событий, при котором астероидные планы будут или полностью отменены, или значительно урезаны в "объёме и размахе крыла", а вместо них их опять переориентируют на Луну".

Каков же выход? В НАСА видят два варианта. Во-первых, постараться найти подходящий объект среди ещё не открытых. Число небесных тел, регулярно пролетающих через окрестности Земли, может достигать полумиллиона. Чтобы их заметить, нужен специальный телескоп, работающий за пределами земной атмосферы. Такой аппарат "Сентинель" предполагается запустить в 2017 году на орбиту, почти совпадающую с орбитой Венеры. Еще один вариант – отколоть 100-тонный кусок от крупного астероида и работать с ним. Как и чем отколоть – пока неясно, обычный взрыв даст много мелких обломков. У крупных астероидов есть и другие преимущества: они неоднородны по своей структуре, что даёт возможность взять пробы с разных его частей.

По словам собеседников "Голоса России", на данный момент в Конгрессе США продолжаются дебаты по финансированию в бюджете 2014 года миссии по захвату астероида. Конгрессмены, скорее всего, знают про трудности астероидного проекта. Однако будет ли он отменён или нет – в конечном счёте зависит от лоббистов из НАСА и промышленной сферы.

Источник: Голос России