У директора по маркетингу Питера Вестербаки в Москве насыщенная программа. Он посетил StartUp Village в Сколково, изучил возможности строительства тематического парка развлечений в России и прочитал лекцию в Культурном центре ЗИЛ. Публикуем резюме лекции и ответы бизнесмена на вопросы "Полит.ру".

    

На март 2013 год программные продукты Angry Birds были скачаны 1,7 миллиарда раз. Растёт узнаваемость и прибыль компании. Как строилась динамичная империя, Вестербака рассказал в виде конкретных шагов, ставших как результатом осознанного выбора, так и стечением обстоятельств.

Секреты успеха Angry Birds

1) Будьте упорны на грани безумия

Первая версия Angry Birds была 52-ой по счёту игрой, созданной компанией Rovio.Некоторые из них стали известными, но подлинный успех пришёл спустя 10 лет упорного труда и 51 созданную игру.

2) Нужно выстрелить в нужное время

В венчурной сфере есть три проблемы: слишком рано, очень рано,... слишком поздно.Angry Birds повезло: её выход удачно совпал с ростом популярности iPhone иAppStore. Удачно совпали и платформа, и способ дистрибуции игры. Это была действительно одна из первых игр, созданных под сенсорные устройства.

3) Работайте с популярным продуктом

Многие компании решают, что после одного удачного продукта они знают об играх всё. Делают следующие игры. И проваливаются. В Rovio решили продолжать работать с тем продуктом, который понравился людям, развивая его коммерческий успех. Это стратегия «Тетриса» - одна игра, но везде.

4) Rovio - не игровая компания

В настоящий момент Rovio работает в индустрии развлечений. Игры – один из вариантов досуга, но пользователь может смотреть мультфильмы, ходить в тематические парки – вариантов масса.

5) Радуйте людей

В Angry Birds нет смертей – только вознаграждения игроков.

6) Вступайте в партнёрства

В компании разбирались только в игровом бизнесе. И хорошо понимали, что, например, о мягких игрушках не знают абсолютно ничего. Зато есть компании, которые уже 100 лет в этом бизнесе. Конечно, нужно было идти к ним.

7) Хороший бренд не надоест

Образ «Hello Kitty» японской компании Sanro был создан в 1974 году и до сих пор актуален на рынке.Микки Маус и вовсе «родился» в 1928 году. В Rovio не знают, сколько денег он приносит сейчас, но до сих пор студия Уолта Диснея использует образ легендарной мыши. Rovio планирует, что её персонажи будут жить, радовать людей, и, соответственно, приносить прибыль ещё долго.

8) Действуйте не как все

Многие компании хотят наращивать свою «электронную» составляющую. Rovio,наоборот, хочет расширять оффлайн-бизнес.

9) Развивайте продукт

В декабре 2009 года можно было скачать игру с 63 уровнями и всего несколькими птицами. Если сейчас скачать ту же самую игру, то там будет больше 400 уровней и намного больше птиц. Если вы не будете обновлять сайт — будут ли люди к вам возвращаться?

10) Используйте фидбэк

Когда перед Рождеством вышла первая партия игрушек, она была продана за два дня. И в компанию пошёл шквал (сотни в день) гневных писем: вы оставили нас на Рождество без птицы! Неприятно. Но в Rovio наняли 12 студентов (как раз были каникулы), чтобы они собрали замечания и ответили каждому клиенту. С тех пор в компании привычка отвечать каждому клиенту. Обратная сторона кропотливой и затратной работы – множество ценных замечаний. Вначале Вестербака сам вёл твиттер Angry Birds, чтобы получать от самих игроков замечания.

11) Не делайте скучные проекты

Когда Rovio предложили сделать очередной типовой проект с McDonalds, финны довольно неожиданно для крупнейшей ресторанной сети в мире отказались. Ведь для них это стало бы всего лишь выпуском пластиковых игрушек. Вместо этого был запущен огромный проект в Китае: была создана карта, посетителям ресторанов быстрого питания открывались дополнительные уровни в игре, сами МакДональдсы (а их в Китае около 5000) были брендированы: на стёклах были наклейки, как будто туда попадали птицы. В итоге, посещаемость ресторанов сети выросла в два раза — про эффект для Rovio в компании умалчивают, но, надо полагать, компания не обеднела.

Секреты успеха Финляндии

После лекции корреспонденту "Полит.ру" удалось задать несколько вопросов господину Вестербаке. В первую очередь, про успехи маленькой страны в технологическом бизнесе (самая популярная игра, первый смартфон)

Последние два десятилетия Финляндия – важная точка на карте технологического бизнеса: Эспоо — значимый кластер IT-бизнеса, «Технополис» задаёт мировые стандарты технопарков. В чём секрет?

Всё так, но мне кажется, это не только в последние годы. Финляндия всегда была, я бы назвал это «интересующейся» страной, где любят изучать и делать вещи. Мы прагматичны, не боимся пробовать новое. Спустя четыре года после того, как был изобретён телефон, в Финляндии появилась телефонная компания. Но да Linux, MySQL, IRC – это финские достижения современности. Важнейший фактор, пожалуй, обучение, образование – вот что позволяет запускать множество стартапов, таких какAngry Birds. Это очень важно. Мне кажется, у нас очень хорошая система образования. Мы учим всех. Ещё, я бы отметил, у нас есть такая особенность, что у нас всё создаётся не сверху, а снизу. Игровая индустрия Финляндии начиналась с нескольких энтузиастов, они собирались раз в год, показывали демки. А сейчас у нас есть талантливые дизайнеры, художники, целая экосистема.

У нас есть «Маша и медведь» – тоже бренд продвигается во многие ниши, правда начинали они не с игр, а с мультфильмов. Что вы можете про них сказать?

Да, я их знаю. Они проделали отличную работу, создавая бренд, систему франчайзинга. Очень хорошая компания.

Как мы поняли из рассказа, Angry Birds медленно, но верно превращается в империю. Сколько людей, сколько ключевых игроков команды нужно, чтобы так развиваться?

Я думаю, что достаточно и одного. И два нормально. И таких примеров много. У нас сейчас 650 человек, мы растём, но надо фокусироваться на том, что мы знаем и умеем. У нас сотни партнёров. Напрямую в Rovio работает 650 человек, но с нами работают тысячи, десятки тысяч человек. Мы стараемся быть лучшими для наших партнёров. Успех приходит через партнёрство. В стартапах люди часто работают вместе, мы стараемся сохранять это.

    

Источник: polit.ru