Денис Ковалевич, эксперт фонда «Сколково».

Закончил Школу Культурной Политики по специальности региональное и инновационное развитие.

В 2001 году совместно с партнерами создал компанию «Орпика», специализирующуюся на стратегическом планировании и кадровых программах для регионов и корпораций.

С 2005 года в Территориальной Генерирующей Компании №5 отвечал за реформирование и привлечение инвестиций.

С 2007 года разработчик стратегии и программы инновационного развития российской атомной отрасли.

Основатель Ассоциации профессионалов в сфере радиационных технологий, член межведомственной комиссии по технологическому развитию России.

Даша Гордеева: У нас в гостях Денис Ковалевич, эксперт фонда «Сколково».

Никита Небылицкий: Более того, что мы будем обсуждать в этих эфирах - даст представление о том, как будет выглядеть технология развития страны в той самой важной отрасли, когда мы торгуем тем, что знаем, а не тем, что под землей. У меня такой вопрос - как зарабатывать много на технологиях, потому что если их абстрагировать от реальности, можно разработать расческу за миллиард долларов, которой никто не будет причесываться. Вот, прикладно, смысл в чем?

Денис Ковалевич: Надо понимать, что инновация - это бизнес сложный, в отличие от традиционного бизнеса. Когда способ понятен - можно посмотреть на соседа. Армянский бизнес - сосед открыл аптеку, я посмотрел на него – тоже открыл, и так открывается много аптек, пока прибыль их не сравняется с нулем. Это простой бизнес, который не требует особого мастерства и не требует применения знаний, накопленных человечеством. А технологический бизнес – попытка стать на какое-то время монополистом – сделать то, чего не было и так, чтобы было применимо, стало потребляться – или предугадать потребность или ее сконструировать. В таких ситуациях можно говорить, что возник технологический бизнес, у таких история – «Я бесконечно стою», как «Apple», «Google», и так далее. В нашей ситуации надо смотреть не только на рынок BTC.

Никита Небылицкий: Давайте расшифруем для наших слушателей BTC - business to customer, BTB - business to business –для тех, кто создаст потом что-то, что купит customer.

Денис Ковалевич: да, предприниматель ищет в сложной технологической цепочке пустые места и туда целево вставляет свои бизнесы, делает задания для тех, кто разрабатывает технологии и создает вместе сними единицу измерения труда.

Никита Небылицкий: Я попытался посмотреть отечественные примеры прорывных вещей. Такое ощущение, что это местечково публичное – не производит впечатления глобального массового явления. Почему?

Денис Ковалевич: Есть несколько причин: первая, и конечно самая важная – масштаб доступного рынка. Представим, что в Калифорнии живет 30,5 миллионов человек, любой проект там получает быстро реакцию потребителя. Очень быстро можно получить – Feedback и вперед, а у нас более ограниченный рынок – нам приходится продолжить работу по поиску этих мест в цепочках и для них создавать инновации. Понятно, почему развивается IT, так как это глобально и не имеет границ. Реакция потребителей очень быстра и ментальна. Инвесторы могут быстро получить Feedback и остановить свои инвестиции в любой момент. Бизнес для других бизнесов, который потом станет звеном других технологических цепочек - там основная работа – выделение ниш этих технологических цепочек. То есть важно, чтобы предприниматель понимал.

Даша Гордеева: А много таких понимающих у нас?

Денис Ковалевич: Становится больше. Поскольку сама интеграция в глобальный мир, которой у нас меньше 20 лет, идет. С другой стороны, по-прежнему много возможностей сделать простой бизнес и не заморачиваться с такими сложными вещами. Каждый принимая решение, чем он будет заниматься - выбирает между простым и сложным. Инновации начинают развиваться в тот момент, когда места для простого бизнеса становится меньше. Чем можно заниматься - или идти в большую структуру или что-то делать.

Никита Небылицкий: Вроде наше научное сообщество - ученые, опираясь на базовые отрасли науки, во многих областях на уровне, а во многих – впереди планеты всей. По статистическим данным Высшей школы экономики – занято в исследованиях 735373 человек, 27675 из которых доктора наук. То есть по идее, такая гросс-армия занимается - где результаты осязаемые.

Денис Ковалевич: Когда-то в СССР была идеология, что мы сформируем свою экономику, поэтому все инновации были прикладными. Были отраслевые НИИ: автомобильной промышленности, авиации и так далее. Но наша индустрия – часть глобальной индустрии, уровень задач, которые мы можем получить, другие, чем у других рынков. Чтобы сделать прибыльный бизнес, нужно всегда смотреть на глобальный процесс.

Никита Небылицкий: Вот есть человек, который сидел, что-то придумал и решил это сделать. Но конструкцию по выращиванию продукта, который можно продать – нельзя выстроить так. Кто должен давать техническое задание.

Денис Ковалевич: Предприниматель, он определяет рамки. Насколько являются прикладными те или иные условия – можно так проверить – поставить им задачу от конкретной индустрии и смотреть – насколько коллектив справится. Чем больше задач будет идти от индустрий, от глобальных процессов, тем больше мы сможем оценить качество, прикладной эффект. Поэтому много людей, которые этим занимаются, но основное количество не в русле работают от этих глобальных процессов

Никита Небылицкий: У нас такой же показатель, как в Германии, Франции, но по поводу публикации о результатах – мы публикуем 38195 статей – это 1%,а Великобритания, где столько же занятых - 6,2 %. С патентами ситуация еще потешнее. Южная Корея патентует новаций в 7 раз больше нас. Почему так происходит?

Денис Ковалевич: Думаю, следствие того, в какой мере наука – часть индустриального процесса. Это кажется, что это самостоятельная сфера. Но это часть развития экономики. Вот очень сложно представить, как устроены крупные глобальные компании. Есть в Голландии прекрасная компания «ASML», она производит уникальный продукт – литографическую машину, которая стоит около 100 миллионов евро и состоит из миллионов отдельных элементов. Компания занимается интеграцией этой машины. И эта компания отдает часть задач другим.

Даша Гордеева: Делегирует.

Денис Ковалевич: Компания делегирует часть задач другим. В России такого мы не увидим.

Никита Небылицкий: Я правильно понимаю? Был госплан, и если бы все было сведено в одну точку, было бы то количество автомобилей и туалетной бумаги, которая страна потребляет. Практика показывает – правильно поставить задачи не получалось.

Денис Ковалевич: Иногда получалось.

Никита Небылицкий: Иногда получалось. Если бы все было сведено в одну точку. Но все не работало комплексно, из-за этого экономика пришла в тупик. Только мы вошли в глобальный рынок.

Даша Гордеева: Сама структура то, чем вы занимаетесь – это госплан. На уровне одной разработки попробовали – получилось – пошли дальше.

Денис Ковалевич: Да, бизнес - исследование действием. Ты вбрасываешь в рынок, дальше корректируешь свои действия. В любом стартапе цели меняются на 100% за первый год. Поиск новых решений – основной процесс.

Никита Небылицкий: Очень решающую роль играет человеческий фактор. Пришел человек делать «Angry birds», в процессе выяснилось, что нужно делать «Google».

Денис Ковалевич: Должна быть гибкость мышления – это важно. Есть те, которым нравится развивать всю жизнь одну отрасль

Даша Гордеева: Те, кто может поменяться – таких, мне кажется, меньшинство.

Денис Ковалевич: Да, появились люди – серийные предприниматели –они делают новую компанию, доводят до уровня, когда она начала зарабатывать и продают .Начинают следующую, получили ресурс - вложили в следующую. Могут сделать 4-5 новых в год.

Никита Небылицкий: И заработать пару миллиардов. То, чем занимается наш гость – нужно для страны. Участники этого процесса очень важны. Много смс: «Как человек что-то разработал, а потом это забрали шведы, финны и так далее».

Денис Ковалевич: Да. Это проблема отсутствия партнера. Это не задача научного работника – придумывать применение и способ продажи.

Никита Небылицкий: И способ продажи?

Денис Ковалевич: И способ продажи. Это задача предпринимателя.

Никита Небылицкий: Я правильно понимаю, чем вы занимаетесь - создание структуры, которая даст возможность людям интегрироваться, то есть стратегия, которая позволит людям продавать свою тактику?

Денис Ковалевич: Представим - библиотека есть, где стоят полки - должна быть такая же по техническому заданию. Мы их связываем.

Никита Небылицкий: Если получаешь монополию на что-то – получается сверхприбыль, и все участники, вплоть до уборщицы - зарабатывают больше, чем в традиционном бизнесе.

Денис Ковалевич: Да, один из моих друзей – Мартин Хинуль, руководитель центра трансфера технологий при Католическом университете в Левене (Бельгия) - говорит так: «Критерий моей работы - сколько моих профессоров стали миллионерами». Он сводит предпринимателей и разработчиков, у него много друзей, которые продолжают оставаться профессорами и становятся миллионерами.

Никита Небылицкий: У нас есть нефть. Зачем стране заниматься таким неизвестным и рисковым, почему не заниматься традиционными вещами, которыми получается?

Денис Ковалевич: Надо продолжать заниматься.

Никита Небылицкий: Понятно, не одно вместо другого.

Денис Ковалевич: Я думаю, это вызов поколения, чем меньше традиционных ресурсов - больше людей, которые пытаются заработать на новом. Это вопрос людей, которые хотят стать самостоятельными не за счет работы в крупных компаниях, а за счет своего дела, ума. Это вызов перед поколением именно. Современный вызов.

Даша Гордеева: Денис, скажите, пожалуйста, мне было всегда это интересно. Когда я слышу инновации - это вещи, касаемые интернет разработок. А что-либо еще, из других областей?

Денис Ковалевич: Вы правы. Количество сделок там раз в 10 больше, чем в material base. Проблема нашей низкой интеграции в глобальные индустрии. Например, мы не можем восстановить отрасль композитов. Надо искать наши ниши для конкретных решений. Надо искать отдельные точки входа, не создавать композитные производства.

Даша Гордеева: У нас любовь к гигантскому, то есть если уж производство, то – огого!!

Никита Небылицкий: То есть в мире идет от идеи?

Денис Ковалевич: Да, есть термин – «фаблес», то есть бизнес без крупномасштабного производства, не связанный с созданием завода, а связанный с разработкой новых технологий. Есть проблема придумать композитную деталь, например. Как мы знаем, в автомобильной промышленности развиваются композиты, они не только позволят уменьшить вес, но и поставить двигатель реактивный.

Никита Небылицкий: И летать.

Денис Ковалевич: И летать!

Никита Небылицкий: Денис, вы в дальнейшем будете приводить людей, которые либо сами что-то разработали, либо заказали разработку, но в обязательном порядке из тех, у кого это в идее бизнеса. Почему так?

Денис Ковалевич: Потому что, мне кажется, самое главное – понимать, что предпринимательство в технологической сфере – реальность, не миф, не PR. Эти люди есть, их много в России, мы будем разговаривать с людьми, которые сделали бизнес на сложных технологиях: лазерных, композитах тех же. Будем спрашивать, с чем они сталкивались, и что им позволило не просто сделать разработку и положить на полку, даже запатентованную, а сформировать из этого реальный бизнес, продукт, который востребован не только в России, но и во всем мире.

Никита Небылицкий: Та идея, которая витала во всем мире, что нужно конверсировать все заводы, чтобы завод, производящий вертолеты, производил памперсы. Из этого ничего не вышло. Производств нет. Куда оно будет развиваться - в сторону того, чтобы здесь придумывалось пи, не нужны были мигранты, которые буду таскать тачку и производить где-то. Или все-таки строится новое производство и опять большое количество неквалифицированных работников.

Денис Ковалевич: Я думаю, наш путь в инновациях – больше легких , невесомых старт-апов, которые пользуются той инфрастуруткрой, которая существует во всем мире.

Никита Небылицкий: С использованием того конкурентного преимущества, возникшего за счет нашего серьезного образования, можно выбиться в лидеры по инновациям, правильно употребляя то, что есть.

Денис Ковалевич: Маленькая страна Бельгия, которая недавно вообще не котировалась по инновациям, сегодня один из лидеров по инновациям. Каждый год десятки новых компаний динамично развивается. Это точка притяжения и для науки.

Никита Небылицкий: В завершение, вот пришла смс: «Слово бизнес звучит раз в 10 чаще, чем слово наука».

Даша Гордеева: И это нормально.

Никита Небылицкий: Почему раньше была романтика в науке - сейчас ее нет, раньше она была свободна.

Денис Ковалевич: Свои интересы за государственный счет

Никита Небылицкий: Да, «бизнес» звучит чаще. Предпринимательство, я бы сказал.

Даша Гордеева: Да, спасибо. У нас в гостях был Денис Ковалевич, эксперт фонда «Сколково».

   

 
Источник: silver.ru