Russian StartUp Tour уже вошел в историю развития глобального рынка инновационных стартапов.


Благодаря этому событию люди не только в нашей стране, но и за рубежом узнали о тысячах талантливых предпринимателей из России. После окончания тура инноваторов ждут на конференции стартапов и инвесторов Startup Village, которая обещает стать уникальным событием для начинающих бизнесменов со всего мира.

  

Находки в регионах

В рамках Russian StartUp Tour самые высококлассные эксперты российского рынка инвестиций и инноваций объехали 15 российских городов и в неформальной обстановке пообщались с начинающими предпринимателями. Последних оказалось несколько тысяч, и уровень их стартапов приятно удивил не только идейных вдохновителей тура — фонд, школу и технопарк Сколково, но и других организаторов и партнеров, среди которых Агентство стратегических инициатив, Зворыкинский проект, Российская венчурная компания и "ВТБ Капитал". За время тура все они не только выступили со своими программами по продвижению и финансированию стартапов, но и рассказали о возможностях коммерциализации разработок и об особенностях взаимоотношений с инвесторами. То есть начинающие предприниматели получили бесплатные консультации венчурных гуру федерального уровня, смогли посмотреть презентации лучших проектов, обновить стратегию развития собственного стартапа. Такие встречи — реальный шанс за один день изменить судьбу своих бизнес-проектов и, что самое главное, познакомиться со своими коллегами-стартаперами. Миссия Russian StartUp Tour и заключалась в том, чтобы собрать в каждом городе стартап-сообщество из молодых талантливых предпринимателей и авторов инновационных проектов, инвесторов, представителей технопарков, ведущих региональных вузов и научных институтов, то есть соединить между собой авторов и заказчиков инновационных решений. И таким образом подтолкнуть стартапы к новому витку развития. Сейчас уже можно сказать, что с этой задачей организаторы и партнеры проекта Russian StartUp Tour справились. За время тура о существовании друг друга узнали несколько тысяч прогрессивных, динамичных, заинтересованных в развитии высокотехнологичных проектов российских предпринимателей. 

Для каждого города—участника Russian StartUp Tour была разработана особая программа. Как правило, повестка дня состояла из образовательного блока, включающего практические знания по продвижению и финансированию проектов, презентаций региональных проектов, группового консультирования и неформального общения участников с экспертами, коучинг-тренингов по развитию компетенций у стартап-команд и бизнес-игр. "В каждом городе мы проводили ровно один день, в течение которого в неформальной обстановке мы встречались с местными предпринимателями, бизнес-ангелами и представителями самых разных компаний,— рассказывает советник президента Фонда "Сколково" по работе со стартапами Пекка Вильякайнен.— Я заметил, что в регионах стартаперы немного стеснительные, но все очень талантливые и очень заинтересованные в том, что они делают". Каждое мероприятие в течение дня посещало от 10 до 20 человек. На всех встречах была очень расслабленная и неформальная атмосфера, без дресс-кода и прочего официоза. 

Руководитель RusBase Маруся Подлеснова (принимала участие в Russian StartUp Tour в качестве спикера на сессиях в Красноярске и Новосибирске) рассказывает, что "публика в провинциальных городах не избалована подобными мероприятиями, поэтому аудитория была голодная: ребята везде очень активные, глаза горят, все хотят что-то делать и делают". Основные проблемы связаны с тем, что региональные технари зачастую плохо понимают бизнес-процессы, маркетинг и необходимость изучения рынка, не могут оценить спрос аудитории и своих конкурентов. "Все беседы выглядели так: "Здравствуйте, мы разработали, например, особую технологию для плавления металлов, но не знаем, нужна ли она и кому, что нам делать,— говорит госпожа Подлеснова.— Им просто необходима экспертная поддержка, чтобы помогать коммерциализировать продукты или хоть как-то начать разбираться в рынке". Другой отрицательный момент, который отмечают участники и организаторы Russian StartUp Tour,— это ограниченность большинства стартапов своим регионом. То есть у многих предпринимателей даже в мыслях нет планов делать проект мирового или хотя бы российского масштаба. Отсутствие амбиций ограничивает стартапы, мешает им развиваться и привлекать инвесторов. Если бы не местные университеты и технопарки, которые стали партнерами Russian StartUp Tour по отбору и комплексной акселерации лучших проектов, то многие предприниматели и не узнали бы о туре. "Мы увидели в каждом регионе принципиальный позитив по многим вопросам, связанным с молодежным инновационным предпринимательством. Создается физическая инфраструктура, и запускаются различные инструменты поддержки. Это хорошо сочетается с желаниями и возможностями федеральных институтов развития",— говорит генеральный директор "Кубка техноваций" Александр Брызгалов. 

По результатам встреч в каждом регионе местные компании отобрали от 5 до 15 стартапов, которые получат приглашение к участию в федеральных проектах, таких, как Международный инновационный фестиваль в иннограде Сколково Startup Village, смена "Инновации и техническое творчество" Всероссийского форума "Селигер", Всероссийский молодежный инновационный конвент, Всероссийский конкурс инновационных проектов "Зворыкинская премия", предпринимательский конкурс "Бизнес инновационных технологий", мероприятия национальной сети Startup Club и многие другие. Но абсолютно все желающие смогут принять участие в Startup Village в конце мая, которая и станет главным результатом Russian StartUp Tour. 
 
   
 
"Вудсток" для стартаперов
 
Такие коучинг-сессии, как Russian StartUp Tour, для начинающих предпринимателей и международные конкурсы, подобные Startup Village, не уникальное российское изобретение. Например, похожий StartUp Tour недавно прошел в Берлине. Его учредители и организаторы выбрали 15 наиболее перспективных проектов со всей Европы для дальнейшего обмена знаниями и опытом на территории специального коворкингового пространства в Берлине. В Великобритании по схожему принципу действует Startup Britain. В Москве и Казани в апреле прошел Третий российский тех тур, в рамках которого московские и казанские стартаперы получили шанс презентовать свои решения ведущим инвесторам. Со Startup Village все приведенные вышел мероприятия роднят прежде всего неформальная атмосфера и отсутствие ограничений, то есть равные условия для всех зарегистрировавшихся участников. Но у итогового мероприятия Russian StartUp Tour есть существенное отличие. Зарегистрироваться и принять участие в Startup Village может абсолютно любой стартапер, где бы он ни находился: в России, Индии, США или Новой Зеландии. 

Участники Startup Village смогут научиться презентовать себя и найти единомышленников, получить советы опытных экспертов и помочь своим коллегам, самую актуальную информацию о трендах инновационного рынка, реальную практику по превращению идеи в бизнес, проведут объективную экспертизу своего проекта и получат менторскую помощь, то есть все то, что в разы повышает шансы продать проект инвестору. Для посетителей Startup Village будут организованы презентации стартап-компаний и инвесторов, панельные дискуссии и мастер-классы, истории успеха и провала от первого лица, тренинги и многие другие мероприятия. Pitch-сессии, запланированные в рамках Startup Village, решили разделить на четыре тематических сектора: чистые технологии, технологии для жизни, IT и промышленные технологии. Организаторы обещают сохранить неформальный и дружеский тон Russian StartUp Tour, чтобы на Startup Village было как можно меньше формальных выступлений и речей, долгих пленарных заседаний. 

Главная цель, которую ставит перед собой Фонд "Сколково", с одной стороны, заключается в том, чтобы объединить стартап-сообщество России, чтобы инноваторы получили прямой доступ к инвесторам, партнерам, большим корпорациям и СМИ. А с другой — с помощью Startup Village избавить как россиян, так и иностранцев от стереотипов и переломить ложное представление о низком уровне российских инноваций. 

Российская Startup Village пройдет с 26 по 28 мая на территории инновационного центра Сколково, который на это время превратится в крупнейшую в стране площадку для стартап-сообщества. Основной "сценой" конференции станет "Гиперкуб" инноцентра, где разместятся комнаты для переговоров, демонстрационные зоны, пресс-центр и видеопавильон. Однако большая часть мероприятий пройдет прямо под открытым небом. На территории, прилегающей к "Гиперкубу", построят несколько площадок, которые вместе образуют своего рода большую стартап-деревню вокруг главного здания инновационного центра Сколково. 

Планируется, что в международной конференции примет участие более 3 тыс. человек: представители инновационных компаний, венчурных фондов и институтов развития, органов власти и СМИ, менторы и бизнес-ангелы. К участию в Startup Village будет привлечено свыше 1 тыс. компаний и 300 инвесторов. Почетными гостями масштабного события также станут зарубежные эксперты в области технологических стартапов, в частности участники конференций Slush в Хельсинки и Pioneers Festival в Вене. Ключевыми партнерами Startup Village выступают: Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), технопарк Сколково, корпорация Microsoft, Startup Sauna, TechNode, Rusbase. Все они уверены, что это событие очень быстро станет самой крупной стартап-конференцией в России. 

Ольга Ильина
   
 
Источник: kommersant.ru