В последнее время устои нашего государства сотрясают коррупционные скандалы в высших эшелонах власти, но есть и не такое громкое, но не менее опасное, ползучее наступление на образование, культуру и науку. И вот совсем недавно очередной скандал поднял "на дыбы" всё наше медиасообщество и широкую общественность.

  

Нобелевский лауреат Жорес АЛФЁРОВ вышел из состава Общественного совета Минобрнауки после того, как министр Д. Ливанов заявил о неэффективности Российской академии наук. Коллектив РАН отправил министру письмо, в котором потребовал извинений и не исключил, что будет просить отставки Ливанова, так как "его поведение недопустимо для министра образования и науки РФ".

Предлагаем вниманию читателей беседу нашего корреспондента с учёным, академиком, вице-президентом РАН, лауреатом Нобелевской премии по физике Жоресом АЛФЁРОВЫМ, который, как истинный рыцарь науки без страха и упрёка, не оставил без последствий оскорбления в адрес нашей великой науки.

….

- В процессе нашей беседы вы нелестно отзываетесь о Е. Гайдаре и его сподвижниках. Но совсем недавно с высоких трибун в их адрес звучали восхваления. И тем не менее вы дали согласие быть сопредседателем Совета "Сколково", который продвигают именно ревностные последователи политики Е. Гайдара.

- Когда мне было предложено быть сопредседателем научно-консультативного совета Фонда «Сколково», я, почти без колебаний, согласился, поскольку для решения задачи модернизации страны был нужен вновь созданный центр и специальная законодательная база.

Причём естественной компонентой такого центра должен быть Технологический университет нового типа - рождающий инновационные кадры.

Определённые Президентом страны основные направления технологической модернизации страны - энергоэффективность и энергосбережение, информационные технологии, биомедицинские, ядерные и космические технологии - должны стать и основным направлением научно-технического развития и нового центра.

Наверное, этот новый центр - это, прежде всего, не столько новая территория, а новая идеология, и тогда совершенно естественно взаимное влияние и развитие и нового, и старых центров.

Я знал, что предложение, сделанное мне, было, прежде всего, основано на желании иметь во главе Совета Нобелевских лауреатов; в России не было иного выбора: после ухода из жизни В. Гинзбурга я остался в одиночестве.

Хочу подчеркнуть, что важнейшей проблемой для нашей страны сегодня, проблемой жизни и смерти является проблема возрождения промышленности высоких технологий.

При этом я отстраняюсь от своих и чужих политических взглядов. Не важно: буржуй ты или рабочий, инженер или научный сотрудник - есть одна задача, для решения которой мы должны объединять свои усилия.

Россия не может развиваться как сырьевой источник для других стран. Это означает закрепление статуса колонии на вечные времена.

Мы потеряли 20 лет, а весь мир в это время шёл вперёд.

Мы, в своё время заложив для многих вещей научный фундамент, в период их

широкого применения оказались на обочине прогресса.

Возможно, "Сколково" - не лучший вариант, но тем не менее этот вариант предложен и в него вкладываются средства. И нужно использовать их.

Не надо забывать, что мы сегодня живём в другой стране. Мы можем мечтать, мы можем глубоко сожалеть, негодовать о том, что произошло, но мы должны быть реалистами.

….

  

Источник: Всеволожские вести, №28