В Северной столице открылся Петербургский образовательный форум, на котором обсуждают перспективы профессионального образования всех уровней.

Ученые и чиновники за три дня выяснят, как преодолеть дефицит молодых ученых, что делать с бюрократией и как поднять экономику страны.

  «Как известно, в споре рождается истина. Но мало кто знает, что изначально афоризм звучал иначе: «В споре мудрейших рождается истина». Думаю, он как нельзя лучше подходит для сегодняшней аудитории», - так охарактеризовал губернатор Георгий Полтавченко состав участников Петербургского образовательного форума-2013. Форум открылся сегодня в научном центре РАН и собрал цвет петербургской науки, а также представителей промышленной сферы.

Губернатор отметил неразрывную связь академической науки и профессионального образования в наши дни, когда так необходимы молодые ученые, которые способны не только на высокий уровень научных исследований, но и на «решение реальных проблем» экономики. Полтавченко напомнил о наказе президента Путина - возродить инженерные школы, больше обращать внимание на «человека труда» и в срочном порядке подготовить 25 миллионов рабочих мест.

В целом, в Петербурге уже есть база для дальнейшего развития: как известно, СПбГУ обладает особым статусом на федеральном уровне, кроме того, по мнению губернатора, городские вузы готовят специалистов такого высокого уровня, что они могут работать как в России, так и в мире.

«Обучение в Петербурге – это уже половина жизненного успеха, так считают и молодые горожане, и их сверстники из других городов России», - говорит Полтавченко. С 2000-го года в петербургских вузах в два раза увеличилась доля иностранных студентов, сейчас она составляет 66% от общего числа обучающихся, а приехали студенты из более чем 100 стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Четыре вуза подписали меморандум о сотрудничестве с фондом «Сколково», что поможет им с выходом на международные рынки», - заявил Георгий Полтавченко. По его словам, петербургские университеты, коим свойственно «особое чувство новизны», даже опережают требования времени и внедряют инновации в свою деятельность, а также активно развивают связку «вуз-колледж»: таких кластеров в Северной столице уже более тридцати.

«Подготовка кадров всегда были и будут нашими приоритетами. Мы убеждены в том, что петербургские вузы должны быть лучшими в стране», - пояснил позицию правительства градоначальник. Он даже напомнил, что городу «не жаль средств» ни на ремонт вузовских зданий и общежитий, ни на техническое обеспечение — лишь бы молодые специалисты имели все необходимое..

Однако, если судить по словам председателя Совета ректоров вузов Петербурга Владимира Васильева, в стране есть проблемы как с тем, так и с другим: дефицит технического обеспечения далеко не последняя причина того, что в России катастрофически не хватает молодых ученых.

«Не надо никого убеждать, что основной дефицит в нашей стране - это дефицит высококвалифицированных кадров. Профильно мотивированных молодых преподавателей и ученых становится все меньше, и эта тенденция распространяется по всей России, дошла она и до Петербурга», - заявил Васильев.

Сегодня 60% сотрудников вузов — люди старше 50-ти лет. И даже для того, чтобы довести долю молодых специалистов хотя бы до 50-55%, необходимо разрешить сразу несколько проблем. Причины тяжелого положения дел очевидны: начальная зарплата молодых ученых низка, а социальный статус еще ниже, их одолевают жилищные проблемы, у них нет возможности работать на современном оборудовании, а также повышать свою профессиональную компетенцию, которой часто не хватает.

Разумеется, говорит Васильев, в России приняты программы «Кадры» и «Научные кадры», но «похоже, что этого не достаточно», так как они действуют уже четыре года, а особого результата все еще не видно. Поэтому необходимы более остро нацеленные государственные социальные программы для поддержки молодых специалистов.

«К тому же, по понятным причинам ценовая политика в жилищном секторе не предоставляет возможности молодым ученым приобрести жилье», - добавляет ректор ИТМО. Он считает необходимым введение дополнительных льгот таким специалистам и преподавателям вузов на покупку квадратных метров. Что касается инфраструктуры, то стоило бы создать Центры коллективного пользования с первоклассным оборудованием, где ученые могли бы заниматься исследованиями.

«Еще очень важна мобильность преподавателей, научных руководителей и молодых ученых, но не только международная, но и внутри страны, между вузами и институтами РАН», - добавляет Владимир Васильев. Разумеется, всего этого невозможно достичь без активной поддержки со стороны правительства.

Вице-президент РАН Жорес Алферов, выступая на форуме в Петербурге, напомнил, что даже Петр I уже понимал, что основание образовательных и исследовательских учреждений — это один из главных стимулов развития страны, и даже самолично был принят в Парижскую академию наук в 1717 году за исследование Каспийского моря. Сегодня российские чиновники и депутаты, как известно, тоже поголовно кандидаты или доктора наук, защитившие каждый по диссертации.

По мнению Алферова, создание тех 25 млн рабочих мест, о которых говорил президент — задача не только для бизнеса, но и для науки и образования. «А создавать эти места надо на основании новых собственных высоких технологий. Ситуация у нас в стране необычайно сложная. И чтобы Россия по-настоящему вышла на другой уровень экономики, нужно сегодня развивать новые технологии, которые были бы конкурентоспособными», - утверждает академик.

Для этого, уверен обладатель Нобелевской премии, российские подходы и концепции образования должны измениться, что, по умолчанию, задача непростая. Но российская бюрократия умудряется «напакостить» даже «мудрейшим», о которых говорил Полтавченко.

Когда-то, рассказал Алферов, он успел получить все необходимые согласования у высоких лиц для очередного проекта за десять дней. «Бюрократические препоны в нашей стране стали намного серьезнее, чем были раньше. И даже при поддержке президента на изменение статуса Академического университета потребовалось 4,5 года. Сначала одна структура в правительстве, затем другая — в министерстве... Если мы и дальше будем двигаться с таким количеством согласований, нам просто не успеть поднять науку», - заявил Жорес Алферов.

Действительно, та же бюрократическая машина «слишком медленно проворачивается» и, по словам Георгия Полтавченко, до сих пор не дает открыть в культурной столице России отделение РАН. Когда этот вопрос будет решен, до сих пор неизвестно, и даже особое поручение от Владимира Путина министерству образования и науки процесс не ускоряет.

Карина Саввина

 
 
Источник: baltinfo.ru