Возможно, филологи в этом услышат "масло масляное", но космическим космодром "Восточный" действительно стал впервые. До этого лишь перспективный строительный объект, 12 апреля, именно в день начала начал, он сделал то, ради чего его решили создать. Вышел на орбиту.

 Фото: РИА Новости  

  

Пока вербально, но это уже была связь с МКС. Праздничная, но от этого не менее значимая. Возможно, символическая, но и символичная. Как сказал президент Владимир Путин экипажу, так открывается новая страница космической летописи России:

"Хочу поздравить весь экипаж с Днем космонавтики. Это не просто поздравления, это поздравления со строительной площадки будущего самого большого в России, самого передового космодрома "Восточный".

Рассчитываю, что он будет использоваться не только нашими специалистами, но и коллегами из Соединенных Штатов, Европы, из других стран. Мы планируем осуществлять здесь пуски пилотируемых ракет, работать над дальним космосом".

Здесь он тоже сказал "поехали". Впервые - в августе 2010. Тогда Владимир Путин открыл восточный космический фронт работ - установил закладной камень в честь основания стратегически важного объекта. Спустя три года - это уже развернутая строительная инфраструктура, и ни тени сомнения в правильности выбора позиции.

Созданная Владимиром Путиным группа исследовала несколько вариантов, но благоприятные климатические условия и удобная логистика, по словам президента, именно эту территорию недалеко от закрытого приамурского городка Углегорска сделали знаменитой:

"Здесь около 300 солнечных дней в году, достаточно развитая и имеющая перспективы для развития инфраструктура. Это и география - космодром находится почти на широте Байконура. Поэтому место очень удачное.

Здесь есть железная дорога, много свободного места, с точки зрения будущих приземлений космонавтов тоже все удобно. Правда, приземления, скорее всего, как говорят специалисты, будут смещаться в океан, и космонавты будут не приземляться, а приводняться".

По-настоящему строить космодром начали прошлогодним летом. Космические капризы Казахстана заставили Россию форсировать события. И хотя о Байконуре говорят, что он еще долго будет вне конкуренции, "Восточный" в состоянии создать ему альтернативу.

По одному показателю он уже не проиграл. Как говорит глава Роскосмоса Владимир Поповкин, темпы возведения приамурской площадки ничуть не уступают строительству Байконура. И это при том, что тогда работала вся огромная страна, а сейчас - даже не все "космические" люди в России уверены в целесообразности независимого входа в космос.

"Восточный" - это запуски в ассортименте. Это, по меньшей мере, три стартовых комплекса: один - под ракету "Союз-2" и два - под тяжелый аппарат серии "Ангара". В противоположность "Протонам", она будет использовать в качестве топлива более чистые керосин и водород. Но главное, дает ответ скептикам Владимир Путин, новая площадка позволит России замахнуться и на дальний космос:

"Это как раз будет возможно именно с нового космодрома, имеется в виду, что здесь планируются пуски тяжелых и сверхтяжелых ракет. Именно на это в значительной степени и будет нацелена деятельность космодрома в будущем. Это касается исследований Луны, Марса, других объектов".

Поэтому и новому городу, что будет выстроен при космодроме, президент предложил дать говорящее имя. Чтобы помнили, кто первый начал:

"Одним из первых людей в нашей стране, да и вообще в мире, этими проблемами занимался Циолковский". Думаю, что новый город - а здесь будет построен не просто космодром, не просто площадка для пусков, а научный центр, целый город - думаю, если мы после совета с местными жителями назовем этот город будущего "Циолковский", это будет правильно".

Почувствовать, что значит, "космос по-восточному", страна сможет через пару лет - это будет дебют ракеты-носителя, а космонавты - в 2018-м - именно в этом году планируют перенести сюда пилотируемые пуски с Байконура.

Первый объект российского космодрома - автомобильная дорога от Углегорска до промышленно-эксплуатационной базы - откроется в мае 2013 года. Это уже будет путь в орбитальную перспективу. Ее тоже обсуждали в Благовещенске.

Владимир Путин провел большое совещание по развитию космической отрасли - ее модернизацию затеяли еще в прошлом году. Однако именно к 12 апреля Роскосмос решил для себя, кем быть.

Агентство захотело стать государственной корпорацией. Здесь посчитали, что двух лет и 125 миллионов рублей вполне достаточно для максимальной концентрации всех функций и возможностей в рамках единой структуры. Свой вариант реформы ведомство направило в правительство в виде законопроекта.

Но после Благовещенска стало очевидно, что о нем уже можно забыть. Идея космической госкорпорации по типу Росатома не нашла поддержки у рабочей группы, возглавляемой вице-премьером Дмитрием Рогозиным. По его словам, эксперты сошлись на необходимости сохранения и усиления роли Роскосмоса с одновременным созданием ракетно-космических холдингов.

Владимир Поповкин, судя по его заявлению, не в претензии. Тоже говорит, что его прежде всего заботит не форма, а содержание:

"Если говорить о госкорпорации, для меня важнее, как будет преобразовываться ракетно-космическая промышленность. Сейчас у нас 13 холдингов, мы должны их укрупнить до 5-7. На каких принципах их надо укрупнять, как они будут выглядеть - вот это основная часть.

Для нас важнее, чтобы утвердили структуру. А корпорация или Федеральное космическое агентство - это надстройка над базисом, она не определяет всю политику производства и разработки космической техники. Она определяет только темпы преобразования.

Если будет корпорация, будет прямое управление, и тогда темпы преобразования будут быстрее. С другой стороны, агентство - это федеральный орган исполнительной власти - будет легче проводить всю законотворческую работу, разработку основ политики в области космоса".

По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, холдинги займутся созданием перспективных конкурентоспособных орбитально-космических средств разного назначения. Они будут полностью принадлежать государству и непосредственно подчиняться Роскосмосу. Эта модель близка к той, что в свое время предлагали эксперты кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково". Его исполнительный директор Сергей Жуков теперь говорит о развитии темы:

"Должно быть сохранено и усилено национальное космическое агентство. Оно должно быть разработчиком государственных стратегий, программ на основании тех целей, которые утвердит президент. И оно же должно быть, на основании этих программ, заказчиком космической техники и деятельности, включая инновационные компоненты.

 

Должна быть выстроена нормальная система выработки целей. Организационно это должно оформляться в виде документов высшего политического уровня. Условное название - "национальная космическая политика". Контур целеполагания должен быть простроен, и это дело президента и президентской команды".

И она, судя по всему, за это дело берется. Владимир Путин на совещании в Благовещенске не исключил, что в стране может появиться Министерство космоса. Коль скоро, сказал он, в этой отрасли все принадлежит государству, почему бы и не подумать над созданием такой структуры? Тем более, что в СССР она уже была, хоть и называлась Министерством общего машиностроения, но ориентировалась прежде всего на космос. И как ориентировалась, если те времена по-прежнему считают "золотым веком" отечественной космонавтики!

И не то чтобы он завершился, но, видимо, все же не зря, по данным опроса "Левада-центра", Россию по-прежнему называют космическим лидером чуть больше трети респондентов, тогда как еще пару лет назад так думал каждый второй.

А теперь даже Первый признает, что мы значительно отстали. И лишь пилотируемая космонавтика, по словам Владимира Путина, по-прежнему вне конкуренции. Иные направления он настойчиво рекомендовал подтянуть:

"Долгое время у нас приоритет отдавался пилотируемым проектам. В разные годы на них расходовалось от 40 до 58 процентов бюджета космической программы, причем часто в ущерб другим направлениям.

Как следствие, мы отстали от мирового уровня в ряде областей. Например, по средствам дистанционного зондирования Земли, системам персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствие. Заметный отрыв от ведущих космических держав образовался у нас и в технологиях, обеспечивающих программы освоения "глубокого" космоса.

Конечно, мы должны сохранить все, что было накоплено в пилотируемой части, но необходимо подтянуть и другие направления, которые я только что упомянул".

Президент поставил задачу по наращиванию группировки космических спутников на орбите, а также по реализации проектов в области ракет-носителей и производства ракетных двигателей, мощность которых на порядки превышала бы существующие. В этом ряду и создание средств обеспечения пилотируемого полета на Марс.

Речь идет прежде всего о разработке аппарата грузоподъемностью 130-180 тонн, а также межпланетных буксиров с мощными электродвигательными установками. Также в планах начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения для отработки полетов на Луну.

Иными словами, все, чего хочет как минимум половина россиян - тот же опрос "Левада-центра" показал народную заинтересованность в расширении программ освоения космоса. Так что народ, видимо, не должен расстроиться, если предложение некоторых депутатов Госдумы сделать 12 апреля выходным не пройдет. Работать надо. Чтобы День космонавтики оставался нашим днем всегда.

Мария Кулаковская
   
  
Источник: Голос России