В Институт ядерной физики съехались учёные со всей России, из Китая, Индии, Японии, Австралии и других стран. Как показал форум, теоретическая физика находит всё более широкое практическое применение в медицине или, например, пищевой промышленности.


 

 

 

Крошечная частица, летящая внутри гигантского сооружения - это визитная карточка современно теоретической физики. Кто не знает знаменитый адронный коллайдер, построенный на границе Франции и Швейцарии? На нем, а также на десятках других ускорителях по всему свету, чуть ли не каждый день совершаются удивительные открытия. И вчера ученые собрались на международную конференцию, чтобы обсудить их.

Среди гостей - около 60-ти иностранных ученых. Сотрудничество ученых из стран Азии с коллегами-сибиряками сложилось давно и успешно.

«Это очень важно, и основная причина сотрудничества заключается в том, что исследования в данной сфере очень дорогие. Вместе финансовое бремя нести легче. Вторая причина - каждый институт специализируется в узкой сфере, а совместно мы имеем широкий спектр исследований», - говорит Джунджи Хаба, руководитель лаборатории ускорительной техники КЕК в Японии.

Правительства ведущих стран не скупятся на эти, казалось бы, чисто теоретические исследования. Ведь их результаты уже 40 лет находят все новые применения на практике и, более того, приносят реальный доход. Это и создание наноматериалов для использования в медицине, например, для укрепления сосудов или обеззараживания, инструментов и спецодежды. С помощью промышленных ускорителей стерилизуют фаст-фуд в Америке, специи в Индии, цветы и фрукты в Венгрии. Это и снижение токсичности стоков и выхлопов фабрик, повышение прочности и термостойкости материалов. Синхротроны способны даже на порядок уменьшить период полураспада радиоактивных отходов.

«После 1990 года 12 ускорителей мы поставили в Россию, а остальные – это Китай, Корея, Индия, США. Количество ускорителей, покупаемых той или иной страной, наглядно показывает, кто занимается инновациями, а кто просто болтает», - поясняет Геннадий Кулипанов, заместитель директора Института ядерной физики СО РАН.

Всего с 1970-х годов Институт ядерной физики отправил заказчикам 200 ускорителей. Однако, как отмечают специалисты, схема, по которой сам исследую, сам строю, сам продаю, со времен СССР себя изжила. Нужно переходить на "блочный" принцип: научные и коммерческие структуры сотрудничают, но при этом разделены.

«Место России в ближайшем будущем будет определяться тем, насколько быстро мы осуществим этот переход и будем рассуждать не только с точки зрения большой науки и развития технологий, но и сточки зрения получения элементарной прибыли», - рассказывает Александр Фертман, научный руководитель кластера "Ядерные технологии" фонда "Сколково".

В отличие от предыдущих конференций, проходивших в Китае, Корее и Индии, форум в Новосибирске имеет яркую "практическую" направленность. "Кластерная" схема, внедряемая в Сколково, актуальна для всех участников проекта.

   

Источник: nsknews.info