Люди. Программы. Исследовательские центры. Вот узловые пункты развития Сколтеха в 2012 году, определившие, по мнению его ректора, «огромный прогресс» университета, существующего год с небольшим.


 «Университеты состоят из людей», - говорит Эдвар Кроули, и в этом смысле несомненной удачей Сколтеха стало привлечение команды первоклассных профессоров и администраторов мирового уровня, включая проректора по исследовательской работе Эда Сайделла и Матса Ханссона – в недавнем прошлом проректора Стокгольмского королевского технологического института. Наряду с блестящими молодыми преподавателями из MIT первых профессоров отобрали из сотен кандидатов.

Не меньший успех – первые 20 студентов Сколтеха, которые сейчас учатся в MIT, Цюрихе, Лондоне и Гонконге. При конкурсе в пять человек на место университет отобрал самых достойных. «Я думаю, у нас одна из лучших групп студентов мире, - говорит ректор. -  У них очень сильная научная, математическая подготовка, полученная в лучших российских технических университетах. Мы смогли к этому добавить интерес к предпринимательству и инновациям, который способен принести изменения в экономику и жизнь российского общества. Я говорю об этом с определенной гордостью. А мои бывшие коллеги из MIT утверждают, что это просто великолепные студенты. Имеется в виду, что они являются великолепными студентами по сравнению с обычным уровнем студентов MIT. Это очень высокая планка. Я бы добавил, что наши студенты делают именно то, что мы от них хотели. Все они очень заинтересованы в том, чтобы вернуться в Россию. Они очень заинтересованы в том, чтобы помогать создавать новый тип образования. Мы рассчитываем, что этим летом они внесут свой вклад в окончательное формирование учебной программы, которую мы разработали».

В нынешнем году количество абитуриентов может составить до полутысячи на 50 вакантных мест, таким образом, конкурс будет в два раза выше. Сколтех также надеется принять первую группу иностранных студентов, которые приедут учиться в Москву.

 

Мировое признание Сколтеха

Это – то, что касается людей. Теперь о программах Сколтеха. Во всех трех направлениях (исследования, образовательные программы и инновации) университету удалось достичь очень существенного прогресса, считает Кроули.

В рамках международного конкурса было получено 110 предложений по созданию полноценных исследовательских центров. «Мы рассмотрели их все и попросили авторов 11 из них сделать финальные презентации, из которых на основе международных экспертных оценок (international peer review process) отобрали три: два в области биомедицины и один в области энергоэффективности. В нынешнем году мы будем заниматься формированием команд этих исследовательских центров, -а это длительный процесс, - в которые войдут и иностранные партнеры (MIT и университет Гронингена, Нидерланды), и российские, в т.ч. представители МГУ, академических институтов. В ближайшее время объявим их руководителей».

«Мы между тем уже начали второй цикл приема заявок на создание исследовательских центров и получили 143 заявки, т.е. на 40% больше, чем в первом цикле. У нас есть график, которых показывает, что мы получили заявки изо всех промышленно развитых стран, включая даже такие страны, как Саудовская Аравия, Израиль, Бразилия, Аргентина... Это демонстрирует мировое признание Сколтеха как исследовательского университета».

Если говорить об образовательных программах, то Сколтех разработал собственную концепцию учебного процесса, включая структуру семестров или циклов, как их называет Эдвард Кроули.  Всего в учебном году будет пять коротких семестров по шесть-семь недель каждый; после каждого семестра будет наступать период, когда студенты смогут применять полученные знания. «Мы хотим, чтобы эти два процесса шли одновременно: вы узнаете новое и учитесь применять это на практике».

Наконец, в области инноваций запущена программа по идентификации технологий, которые разрабатываются в исследовательских лабораториях, и по продвижению их в экономику, в старпапы. Эта работа названа программой инновационного спонсорства.

«Мы думаем о настоящей фабрике инноваций, которую построим в Сколково, в которой будем много компонентов. Мы должны обучать студентов, привлекать  маленькие компании и помогать им становиться более успешными».

 

Культура важна, но не только культура

У этой фабрики будет свое здание. «Мне доставляет особое удовлетворение, что у нас быстро продвигается работа по созданию нашего университетского комплекса, дизайн которого разработало швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron. Это будет великолепное здание, оно создаст среду, в которой наши студенты смогут учиться и заниматься исследованиями, а инновационный процесс будет осуществляться в буквальном смысле по всему кампусу». На первые годы достигнуто соглашение с Технопарком Сколково, по которому некоторые компании разместятся в здании Сколтеха.

А пока что с февраля некоторые структуры Сколтеха начинают обосновываться в Гиперкубе, где они будут работать наряду с уже находящимися в здании компаниями-резидентами. По словам профессора Кроули, это своего рода прототип того, что в большем масштабе будет происходить на территории университетского кампуса.

Эдвар Кроули согласен с тем, что для создания первоклассного университета нужно создать в нем особую атмосферу, «химию места» (ректор предпочитает говорить о «культуре места»). При всей важности этой темы он не склонен ее абсолютизировать.

«Когда в MIT не очень хотят рассказывать о том, что там в действительности происходит, они говорят о «химии места». Я провел там сорок лет и могу вас заверить, что там есть кое-что гораздо более существенное, чем «химия». Но «химия» действительно важна, важна культура, понимаемая как организация поведенческих моделей. Как президент-основатель Сколтеха я, в частности, вижу свою роль в создании этой культуры места на основании определенных принципов».

 

Нужно просто вкалывать

Одним из принципов этой культуры является фокус на инновации. «В действительности инновации – это и есть та главная идея, которая определяет причину создания этого университета. Мы создаем решения для общества, для индустрии.

Другой принцип – это принцип равенства. Все вносят свой вклад, и никто не является более важным, чем другие. Это очень важная мысль. 22-летний студент может подать самую важную идею дня в Сколтехе. Это своего рода продолжение жизни, в которой молодежь, люди среднего и пожилого возраста все, по-своему, обладают мудростью и все могут внести свой вклад в общее дело.

Мы также исповедуем принцип академической открытости: у нас нет кафедры того или кафедры сего. Все могут участвовать во всем, работать надо всем. Мы поощряем переход людей с одной группы проблем на другую.

Еще один принцип: интенсивность. Если сказать проще, мы вкалываем. Как однажды сказал мне мой давний друг, «лучшее, что есть в стартапе, это возможность выбрать, какие именно 18 часов в сутки ты можешь работать».  Если ты хочешь быть инноватором, делать новые вещи, это требует невероятно интенсивной работы».

 

SkReview #1 (скачать в формате .pdf)