В начале декабря в Гиперкубе - первом здании инновационного центра - прошло очередное заседание Консультативного научного совета (КНС) Фонда “Сколково”. Обсуждение насущных проблем и планов на 2013 год так увлекло участников встречи, что мероприятие затянулось допоздна, практически не оставив членам Совета времени на запланированное по его окончании общение с журналистами.

 

Те жаждали узнать от сопредседателей КНС - лауреатов Нобелевской премии Жореса Алфёрова и Роджера Корнберга - все детали заседания, проходившего целый день за закрытыми дверями. Отвечая на вопрос об итогах заседания, академик РАН Жорес АЛФЁРОВ был предельно лаконичен:

 
 - В работе фонда имеется целый ряд недостатков, с которыми мы боремся. Наша главная задача: чтобы развивались те проекты, которые можно назвать прорывными технологическими, которые приведут к рождению новых высокотехнологичных отраслей промышленности. И пока можно говорить, что только еще идет работа в этом направлении, но итоги подводить слишком рано.
Дальнейшую информацию о встрече пришлось добывать буквально по крупицам. Как выяснилось, среди вопросов, обсуждавшихся участниками Совета, ключевыми на этот раз стали отчет о деятельности фонда за октябрь-ноябрь текущего года и стратегия развития кластера “Космические технологии и телекоммуникации”. Также, члены Совета обсудили ход реализации так называемой пилотной программы выделения грантов на исследования, инициированные индивидуальными исследователями. 

 
Из отчета о деятельности Фонда “Сколково” за последние месяцы уходящего года членам КНС стало известно, что часть ключевых показателей деятельности этой организации оказались не просто достигнутыми, но и перевыполненными. Например, если общее количество участников-резидентов должно было составить 500 компаний, то на сегодня в “Сколково” их входит 749. Во многом это произошло благодаря заметно сокращенным средним срокам принятия решений о предоставлении статуса участника инноцентра.

 
Сейчас стать резидентом Сколковского проекта (с предварительным одобрением) можно всего за 40 дней, без предварительного одобрения - за 29. Решение о выдаче резидентам гранта принимается, в среднем, за 61 день. Таких положительных решений в 2012-м было вынесено 91. Общая сумма грантов, одобренных к выделению в этом году, составляет на данный момент 2992,1 млн рублей. Наибольшее количество грантов в этом году было одобрено и перечислено на счета резидентов ИТ-кластера фонда - 991 млн рублей. Самый заметный рост количества участников в ноябре продемонстрировал Энергоэффективный кластер, куда вошли 17 новых компаний. Еще один перевыполненный показатель - количество заявок, поданных резидентами на регистрацию объектов интеллектуальной собственности: за 11 месяцев 2012 года ими подана уже 131 такая заявка (против 100 запланированных). Здесь самым активным вновь оказался ИТ-кластер - на его счету 66 заявок. И, хотя коэффициент полезного использования оборудования фонда, введенного в эксплуатацию, составляет сейчас пока лишь 30% вместо 50%, согласно целевому значению, все три запланированных центра коллективного пользования (ЦКП “Микроанализ”, “Прототипирование” и “Оптоэлектроника”) созданы в срок и успешно функционируют. 

 
Наконец, еще одним важным показателем, выполнение которого сегодня превышает установленную норму, является количество центров НИОКР, о размещении которых на территории иннограда подписаны соглашения: решения о создании собственных R&D-центров в “Сколково” приняли уже 22 компании вместо ожидаемых 20. В планах фонда на декабрь - дальнейшее развитие образовательных программ Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и проекта ОтУС, активное строительство инновационного города, проектирование зданий Сколтех и комплекса Технопарка… 

 
Такой, довольно позитивный, отчет во многом порадовал членов КНС. Однако, как выяснилось, некоторые из них все же отмечали, что от компаний, пытающихся стать новыми резидентами фонда, то и дело поступают жалобы на излишнюю “забюрократизированность” процесса рассмотрения заявки на получение данного статуса и финансовой поддержки. Эту ситуацию прокомментировал вице-президент, руководитель аппарата президента и советов Фонда “Сколково” Дмитрий КОЛОСОВ:

 
- Любой процесс, связанный с инвестициями, подлежит закреплению определенными процедурами. Насколько они “забюрократизированны” - категория оценочная. Мы считаем, что у нас процесс очень прозрачный. Количество наших резидентов говорит само за себя: уже более 700 коллективов смогли получить статус участника, сформировать компанию и т.д., причем за достаточно короткий срок (в среднем, процесс получения статуса участника в “Сколково” занимает не более месяца). Я считаю, что это достаточно хорошая цифра. По сравнению со многими другими существующими институтами развития в нашей стране, мы, с бюрократической точки зрения, находимся в гораздо более “продвинутой” (в хорошем смысле этого слова) стадии. 

 
Дмитрий Колосов добавил, что вопросы коммерциализации и грантовой деятельности фонда будут более детально рассмотрены в конце декабря в рамках встреч КНС и Попечительского совета Фонда “Сколково”. Там-то и будут подведены окончательные итоги деятельности за год.

 

  А вот кластер “Космические технологии и телекоммуникации” фонда подвел собственные итоги работы прямо на заседании КНС - с подробной презентацией перед его членами выступил исполнительный директор кластера Сергей ЖУКОВ. Он сообщил, что его кластер сейчас работает по двум основным направлениям: привлечение и поддержка резидентов “Сколково”, а также формирование национальной среды передовых исследований и разработок в сфере космической деятельности. Среди недавних нововведений он отметил перевод на новые стратегические приоритеты, одобренные ранее КНС и утвержденные решением Совета Фонда “Сколково”, автоматизированной системы приема заявок на статус участника проекта, состоявшийся в октябре нынешнего года. В 2012-м в кластер планировалось привлечь 45 новых участников. Этот показатель удалось перевыполнить - в космический кластер пришли 55 новичков. Было выдано 7 грантов на сумму 346 млн рублей, а также 10 мини-грантов на сумму 41,1 млн рублей. Также в конце ноября в ходе совещания “О мерах по совершенствованию системы управления организациями ракетно-космической промышленности” команде экспертов космического кластера “Сколково” удалось сыграть важную роль в принятии новых ориентиров для отрасли.

 
Основная цель сегодняшней стратегии кластера, по словам Сергея Жукова, - развитие российской коммерческой космонавтики посредством расширения целевых сегментов (групп участников) рынка космических продуктов и услуг. Среди задач, стоящих на этом пути, - повышение доли коммерческих участников на рынках космических продуктов и услуг, в том числе в сегментах дистанционного зондирования Земли, навигации, космических телекоммуникаций, малых космических аппаратов различного назначения, космической электроники. Сергей Жуков отметил, что текущая версия списка приоритетных направлений (форсайта) развития подведомственного ему кластера выполнила задачу “начального выращивания” кластера на основании инициативных проектов и требует дальнейшего уточнения. В результате во 2-3 кварталах следующего года планируется “сужение форсайта”: предстоит сосредоточиться на утвержденных ранее “проактивных приоритетах” космического кластера. Среди них - создание национальной инфраструктуры микроспутниковых технологий полного цикла с участием ведущих университетов; создание национальной инфраструктуры и развитие бизнеса в области суборбитальных полетов; развитие национального бизнеса и ключевых технологий в сфере разработки и производства электронной компонентной базы и целевой аппаратуры космических аппаратов. Особую важность развития последнего приоритета отметил академик РАН Жорес Алфёров, который, в целом, высоко оценил результаты деятельности космического кластера. 

 
Другими важнейшими направлениями работы кластера также станут создание специализированных аутсорсинговых инжиниринговых и консалтинговых центров в области прикладной космонавтики и развития компетенций отечественных предприятий; разработка учебных программ для Сколтех; формирование многоуровневой образовательной среды и нормативно-правового поля, регулирующего коммерческую деятельность и государственно-частное партнерство в сфере космонавтики. Отдельное внимание будет уделяться исследованиям в области аэрокосмических технологий. 
Кстати, правовые вопросы стали во время заседания КНС одними из самых главных. По словам вице-президента Сколтех по исследованиям Матса НОРЛУНДА, который присутствовал на встрече в качестве независимого наблюдателя, основной проблемой сегодня является “жажда скорости” участников и претендентов на сколковское резидентство:


- Все хотят двигаться, развиваться быстрее. Но здесь на их пути встает сложная проблема - несоответствие между существующими системами законодательства в России и за рубежом. Например, ряд предложений, которые были сделаны на заседании Совета, отлично коррелируют с законодательством ЕС или США, но по юридическим параметрам пока что не подходят для России. Что делать? Участники совещания сошлись во мнении, что, вероятно, некоторые законы РФ требуют доработки и улучшения, особенно в области того, что касается ускоренного получения финансовой поддержки от Фонда “Сколково” индивидуальными исследователями. Сейчас это у них занимает очень много времени, а сам процесс довольно сложен. 

 
Матс Норлунд также отметил, что он хоть и не является официальным членом КНС и наблюдал за происходящим со стороны, но остался доволен увиденным. По его словам, на Совете обсуждалось несколько очень перспективных проектов индивидуальных исследователей, которые КНС принял решение рекомендовать к грантовой поддержке. Были и плодотворные дискуссии о том, как улучшить общую эффективность системы финансирования проектов фонда, используя всю информацию, представленную членами Совета и группами экспертов от кластеров:

 
- Результаты работы Сколтех мы сегодня не презентовали - озвучим их, а также нашу исследовательскую стратегию на следующей встрече КНС в феврале 2013 года. Думаю, членам Совета будет полезно узнать о наших достижениях, так как Сколтех развивается стремительно и нам уже удалось решить некоторые проблемы, которые были озвучены сегодня. В целом, меня сильно впечатляет состав КНС: например, в него входит сразу несколько нобелевских лауреатов! Это уникальное явление. До прихода в “Сколково” я еще никогда не видел такого высокого уровня экспертизы проектов, какой наблюдаю здесь… 

 
Пожалуй, наиболее горячее обсуждение вызвал вопрос, связанный с функционированием пилотной программы выделения грантов на исследования, инициированные индивидуальными исследователями. Речь идет о финансировании проектов исследователей, не имеющих статуса участника проекта создания и обеспечения работы инноцентра “Сколково”, но поддержанных и рекомендованных к реализации КНС. Совет уже одобрил 12 подобных проектов. Все индивидуальные исследователи являются сотрудниками различных российских институтов и вузов. Приоритет при выборе таких проектов отдается изысканиям и экспериментам, которые проводятся отечественными учеными в ряде прорывных областей. Среди них, например, разработки по солнечной энергетике, исследования в области Smart Grid, разработки суперконденсаторов, добыча и разведка сланцевого газа методом рыхления и др. На своих прошлых встречах члены Совета уже высказывали неудовлетворенность текущим статусом реализации данной программы. Основная проблема заключается в том, что мандат Фонда “Сколково” не подразумевает оказание грантовой помощи отдельным ученым или тем научным организациям, где они трудятся. Подробно этот вопрос прокомментировал Дмитрий Колосов:

 
- Члены Совета хотели выяснить, можно ли финансировать деятельность индивидуальных исследователей через те университеты и институты, в которых они сегодня работают, а не выдавать эти деньги самим ученым лично. Позиция фонда по этому вопросу такова: если мы поддерживаем индивидуальных исследователей, то хотим поддерживать именно людей и их команды, а не институты и университеты, в которых они работают. Мы не являемся распределителями бюджетных средств и действуем в силу требований, которые содержатся в законе. 


Вообще, изначально идея данной программы возникла на встрече Виктора Вексельберга и Роджера Корнберга где-то год назад, когда они беседовали о том, каким образом могут осуществляться исследования в рамках Сколтех. То есть это был отдельный специальный механизм финансирования, там и цифры определенные - не более 8 млн рублей на проект индивидуального исследователя (обычно на коллектив ученых). Спустя год эта идея трансформировалась. Сейчас мне представляется, что индивидуальные исследователи станут резидентами фонда, во многом их деятельность будет регламентироваться теми процессами, которые у нас распространяются на участников. Об этом мы сегодня договорились. Члены КНС опасались, не возникнет ли при этом у индивидуальных исследователей конфликт с теми организациями, в которых они уже работают. На это могу ответить лишь, что свыше 700 наших резидентов тоже пришли к нам не “с улицы”, они также работали в каких-то институтах и компаниях. Но люди, которые обращаются к нам за “бесплатными” деньгами - грантами, в принципе, должны понимать, что получение финансирования от “Сколково” налагает на них определенные обязательства. И если эти обязательства вступают в конфликт с их существующими интересами либо интересами тех учреждений, где они трудятся сегодня, им в конце концов придется принять решение, чем и где они все-таки хотят заниматься. 

 
Член КНС, директор Института катализа им. Г.К.Борескова СО РАН, академик Валентин ПАРМОН, оценивая итоги заседания Совета, отметил, что он результатами встречи и длительных обсуждений, в целом, доволен:
- На самом деле, хорошего было отмечено много. Есть большой прогресс по поводу сближения позиций КНС и руководства Фонда “Сколково” по вопросам подготовки кадров. Как нам сообщили, принято решение относительно возможности поддержки нескольких уже существующих, “якорных”, университетов, которые будут работать по системе Сколтех в регионах, а не только на территории иннограда. 


Далее члены Совета убедились, что все наши кластеры развиваются по правильным направлениям. Однако было подтверждено то, чем мы были озабочены ранее: так как КНС отвечает за уровень тех проектов, которые одобрены для финансирования фондом, то, естественно, нам надо принимать более серьезное участие в тот момент, когда готовится решение о выделении гранта. Проблема заключается в том, что практически все мы, члены КНС, работаем и в качестве экспертов. И может возникать конфликт мнений члена КНС и грантового комитета. Такие случаи мне хорошо известны. Специалисты, которые отлично знают свою область, иногда категорически отклоняют проекты, пусть и по очень популярной тематике, однако имеющие некие научные либо экономические препятствия в реализации. Эти препятствия широко известны не всем, но специалисты о них отлично знают. Поэтому КНС обеспокоен тем, чтобы гранты выдавались только на те проекты, которые точно получится реализовать. А если работа заведомо обречена на неуспех, пусть и не технически, но хотя бы экономически, по причинам, известным только узким специалистам, ее надо вовремя отследить и не допустить ее финансирования, так как денежные средства на поддержку исследований фонд выделяет очень серьезные. Иными словами, система экспертов в “Сколково” еще отрабатывается, ее формирование не полностью завершено, контингент экспертов уточняется и требуется его расширение. У нас есть форсайты, по которым оцениваются проекты. И к каждому такому форсайту надо прикрепить именно тех экспертов, которые действительно являются специалистами в данной области. Сейчас над этой проблемой мы сотрудничаем с кластерами, они полностью отзываются на предложения КНС, но все равно работа еще предстоит большая.

Анна ШАТАЛОВА

  

Источник: poisknews.ru