У российских ученых нет навыка коммерциализации идей, твердят эксперты, но проблема не только в этом: надо принципиально изменить взгляд ученых на бизнес и бизнесменов — на исследователей

 Богдан Узбеков, выпускник Московского физико-технического института, первые два курса учебы на факультете аэрофизики и космических исследований мечтал стать ученым и получить Нобелевскую премию, однако ближе к окончанию бакалавриата понял, что одной наукой сыт не будешь и придется идти работать в финансы или консалтинг. Поступление в магистратуру Сколтеха позволило Узбекову вопрос трудоустройства на три года отложить, а научные разработки продолжить.

Новый сколковский проект — технологический институт Сколтех был создан 26 октября 2011 г. фондом «Сколково» совместно с Массачусетским технологическим институтом. А первую пилотную группу студентов набрал в августе 2012 г. Отличием этого института от традиционных российских вузов в Сколкове считают включение в программу обучения методик коммерциализации технологий. «У нас нет цели сделать из каждого студента предпринимателя, задача — вырастить инноватора. Нам нужно научить его и предпринимателем быть, и хорошим инженером. Он должен понимать, как идти на рынок и как генерировать востребованный продукт», — говорит Илья Дубинский, директор центра предпринимательства и инноваций Сколтеха.

В поисках ученого

«В отличие от предпринимателей ученые сами по себе не приходят за государственной поддержкой. Мы вручную пытаемся вытащить на поверхность проекты, которые можно коммерциализировать: приезжаем в НИИ, объясняем, предлагаем», — рассказывает Аркадий Иванов, венчурный специалист Инновационного центра малого и среднего предпринимательства Свердловской области.

За год Иванов с коллегами обошли более десятка институтов, и сегодня каждому пятому инновационному проекту, который родился в недрах НИИ, оказали поддержку. «Слишком часто у ученых нет уверенности в успехе коммерциализации разработок. Скорее всего, причина недоверия заключается в отсутствии кооперационных связей между наукой и производством. На Уральском инновационном форуме, который мы проводили в сентябре, четко звучала мысль, что заказов от промышленников практически нет. А у предприятий нет доверия к внедрению отечественных разработок», — говорит Иванов.

«Если в традиционном образовании сначала идет изучение фундаментальных наук, а затем уже под конец — возможность их прикладного применения, то в наших программах формирование компетенций и по базовым дисциплинам, и по их коммерциализации будет идти одновременно и параллельно», — рассказывает Алексей Ситников, вице-президент по управлению и развитию Сколтеха.

План и команда

Весной в МГТУ им.Баумана запустили курс «Коммерциализация инноваций», а осенью заработал Клуб инженерных предпринимателей. «Для технарей, которые привыкли работать руками, описать свой продукт очень сложно, — говорит профессор Андрей Кузьмичев.- У ребят в голове полная каша. Они вроде бы получили хорошее инженерное образование, но не знают таких простых вещей, как создать бизнес-модель, как масштабировать проект. Очень важно дать им понимание, как это работает изнутри».

По мнению Кузьмичева, идей на рынке много, но нет команд, которые изо дня в день будут заниматься их реализацией, ежедневной рутиной. «Вопрос в том, как в Сколтехе будут формировать и размещать такие проектные команды. Ведь инновационные проекты длинные. На реализацию может уйти от полугода до 10 лет», — задается вопросом Кузьмичев.

Опыт мировых вузов показывает, что к концу обучения, особенно в аспирантурах, появляются компании. Научный руководитель и 2-3 аспиранта отпочковываются в своего рода инкубатор, где команды получают разнообразную помощь на стартовом этапе, там зарождаются компании, а потом они уже выходят на открытый рынок. Будет такой центр и в Сколтехе. «Чтобы получить команду на выходе, нужно заложить это в основу всего учебного процесса и к этому стремиться», — говорит Ситников.

Инвесторы боятся

«Инвесторов прежде всего интересует возможность выхода и получение прибыли, поэтому они неохотно вкладывают деньги в долгосрочные исследования. Слишком велики риски и неясны перспективы технологий, для которых только в будущем можно будет придумать модель коммерциализации» — так Гайдар Магдануров, директор по инвестициям Runa Capital, объясняет нежелание венчуров вкладываться в длинные научные проекты.

Проблема даже не в том, что люди не задумываются о прикладной составляющей, а в опыте и подходах к прикладному применению, считает Магдануров: «Поэтому так важно будущим ученым рассказывать об основах предпринимательства. Пусть они не превратятся в бизнесменов, но им будет проще ориентироваться и проще общаться с потенциальными партнерами».

«Основная сложность, конечно же, в доступе к серийным предпринимателям, менторам и экспертам. Людей, обладающих релевантным опытом, имеющих возможность и готовых им делиться, крайне мало. В целом идея Сколтеха мне очень нравится, и именно в таком подходе я вижу будущее — объединение обучения, исследований и бизнеса», — заключает Магдануров.

 

Источник: Ведомости