Иностранную профессуру в российские вузы нужно привлекать на постоянной основе, мешают этому процессу ретрограды-ректоры, а российское законодательство вполне комфортно для устройства на работу квалифицированных зарубежных специалистов, уверен вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников.
В интервью «Газете.Ru» он рассказал, как Сколтех взаимодействует с иностранцами.
– Сколько иностранных преподавателей работают на сегодняшний день в российских вузах?– Очень мало, буквально единицы. В этом одна из главных проблем нашего высшего профессионального образования. Российские профессора и исследователи не работают как часть мирового академического сообщества, мало общаются с иностранными коллегами.
У нас, кстати, процент иностранных профессоров зашкаливает за 50, а при выходе на проектную мощность будет где-то 30%. И это важно, потому что вместе с иностранными профессорами к нам приходят лучшие практики академической работы, исследований и преподавания.
– Заинтересованы ли вузы в квалифицированных кадрах из-за рубежа?– Если говорить в целом о всех вузах, то нет. Вузы-лидеры, заинтересованные в развитии, готовят программы привлечения иностранных профессоров к работе на постоянной основе. На самом деле все зависит от руководства, от лидера.
Зачастую против иностранцев создается местное лобби из числа профессоров, которые не хотят конкуренции. Представляете, сидит много лет декан или завкафедрой, профессор, доктор. Сидит тихо, печатает статьи в вузовском или даже ваковском журнале, локально знаменит и уважаем. А тут приезжает молодой или не очень профессор со степенью PhD, статьи у него в лучших мировых журналах, международный рейтинг цитирования и т. д. Как должен уважаемый профессор относиться к такому вмешательству в спокойную жизнь? А ректор в наших вузах во многом заложник коллектива: они же ректора избирают. И получается замкнутый круг, разорвать который можно только при помощи кардинального изменения системы управления вузами, ориентации на развитие, прозрачность и конкуренцию на международном рынке
– Сложно ли привлекать иностранцев к работе в России, достаточно ли заинтересованных зарубежных специалистов?– Знаете, есть такая поговорка: «Не надо путать экскурсию и эмиграцию». Так вот, важно привлекать профессоров именно на постоянной основе, чтобы работали бок о бок с российскими коллегами, чтобы с семьями приезжали. Временные схемы работать не будут. Приедут, прочитают лекцию и обратно в уютные кампусы своих университетов уедут. Эффект от такого «привлечения» совсем незначительный. А многие наши вузы этим балуются.
но если этого не делать, то качество преподавания и исследований даже в наших ведущих вузах будет стремительно ухудшаться и о выходе на международный уровень качества, о рейтингах можно будет забыть.
– С какими трудностями сталкиваются российские работодатели, нанимающие на работу иностранных преподавателей?– Ученые и преподаватели не ищут больших заработков. Многие думают, что привлечение иностранных преподавателей сопряжено со значительными материальными затратами.
Столько же надо платить и отечественным специалистам, работающим на международном уровне качества. Дискриминации быть не должно. Куда более серьезная проблема в создании благоприятной научной среды для работы преподавателей и исследователей из-за рубежа. Мы постоянно и много говорим о важности создания благоприятного инвестиционного климата, но важно также создавать хороший исследовательский климат, чтобы в нашу страну, в наши университеты ехали бы делать исследования иностранные ученые. Почему в США едут, а к нам нет? Отток мозгов надо заменить на приток, причем не только возвращать диаспору, но и привлекать американцев, японцев, китайцев в ряды аспирантов ведущих вузов, профессоров и сотрудников НИИ. Тогда, может быть, и с инвестиционных климатом будет получше.
Английский язык у нас в вузах знают плохо, а преподают еще хуже. А без языка возникает ограничение по тем, кого можно привлечь: не преподавать же студентам с переводчиком. Но это проблема решаемая, и тому есть примеры в наших вузах.
Бытовая неустроенность тоже имеет место, особенно в регионах. Квартира нужна профессору или коттедж. Это, пожалуй, самая простая из проблем: ее можно решить с помощью денег.
– Сколтех ориентирован в большей степени на иностранных преподавателей или лекторов из российских вузов?– Мы нанимаем преподавателей на международном рынке. Там есть и иностранцы, и русские, и украинцы, и все, кто ищет хорошую и интересную работу. Пока счет у нас 50 на 50 по иностранцам и россиянам. Преподавание в Сколтехе на английском, а многие российские ученые и преподаватели его не знают на должном уровне, как говорится, «общаются со словарем», и это большая проблема. Не скрою, ищем именитых профессоров для запуска исследовательских центров, руководства ими. Ищем именно иностранных специалистов ведущих мировых научно-образовательных центров. Но это не вместо российских, а в дополнение к ним. Академическая среда сегодня глобальна.
– С какими проблемами Сколтех уже столкнулся при найме иностранных преподавателей?– Нам пока нужно верить на слово: у нас пока нет достаточной репутации в силу юного возраста. Приходится активно агитировать профессоров приехать в Россию и с нами вместе строить Сколтех.
Государство помогает, гарантируя финансовую подпитку на первых порах. Профессора ведь должны работать на основе постоянного, пожизненного контракта, а для этого необходимо обеспечить стабильное финансирование института. Есть бытовые трудности: мало начальных и средних школ, где преподают на английском, профессорам с семьями и детьми это важно. А мы именно таких привлекаем, чтобы все перебирались в Сколтех семьями. Пробки, конечно, и плохая экология многих смущают, но мы все-таки за городом, и в Сколково воздух чистый.
– Есть ли у Сколково льготы, позволяющие оформлять иностранцев по упрощенной в сравнении с обычной схеме?
– Они есть не только в Сколково.
Другое дело, что в Сколково все специалисты оформляются быстро, а неквалифицированных иностранцев мы не привлекаем, как и россиян, впрочем.
– Есть ли идеи, как облегчить наем квалифицированных иностранцев на работу в российские университеты?– Там, где можно, сменить ректоров-ретроградов на современных лидеров. Где-то убедить руководство в важности изменений. Поддержать финансами только тех, кто показывает понятную, амбициозную, но выполнимую программу не только по привлечению иностранных профессоров, но и в целом программу развития вуза. Где-то можно подготовить достаточно специалистов-управленцев, понимающих важность интернационализации высшего образования. Именно этим сейчас занимается новая команда министра Ливанова, процесс обучения руководителей вузов запущен в Сколково.
– Если Сколково удастся упростить процедуру оформления иностранцев для себя, есть ли надежда, что этот пилотный проект распространится на всю Россию или Сколково останется оазисом льгот?– Сколково – это не оазис льгот, это тестовый полигон для новых подходов, и не только в образовании. Сколково ничего не делает «для себя», именно потому что это стратегическая национальная инициатива. Сколтех создается как университет нового поколения, причем нового не только для России, но и для мира.
Такого «замеса» система российского высшего профессионального образования не видела еще никогда. Надеюсь, за нами пойдут другие вузы, станут привлекать специалистов международного уровня, а мы им в этом готовы помогать – некоторым особо активным уже помогаем.
Источник: gazeta.ru