Иностранную профессуру в российские вузы нужно привлекать на постоянной основе, мешают этому процессу ретрограды-ректоры, а российское законодательство вполне комфортно для устройства на работу квалифицированных зарубежных специалистов, уверен вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников.


В интервью «Газете.Ru» он рассказал, как Сколтех взаимодействует с иностранцами.

– Сколько иностранных преподавателей работают на сегодняшний день в российских вузах?
– Очень мало, буквально единицы. В этом одна из главных проблем нашего высшего профессионального образования. Российские профессора и исследователи не работают как часть мирового академического сообщества, мало общаются с иностранными коллегами.

Иностранных профессоров сегодня можно найти в Российской экономической школе, Высшей школе экономики, школе управления «Сколково» и в Сколтехе.

У нас, кстати, процент иностранных профессоров зашкаливает за 50, а при выходе на проектную мощность будет где-то 30%. И это важно, потому что вместе с иностранными профессорами к нам приходят лучшие практики академической работы, исследований и преподавания.

– Заинтересованы ли вузы в квалифицированных кадрах из-за рубежа?
– Если говорить в целом о всех вузах, то нет. Вузы-лидеры, заинтересованные в развитии, готовят программы привлечения иностранных профессоров к работе на постоянной основе. На самом деле все зависит от руководства, от лидера.

Если ректор «не парится» о выходе на международный уровень, его не волнует уровень преподавания продвинутых дисциплин с участием иностранных преподавателей, ему все равно, будут или нет студенты видеть мир шире, общаться на иностранном языке или учиться на иностранном языке, тогда ему незачем и привлекать каких-то иностранцев.

Зачастую против иностранцев создается местное лобби из числа профессоров, которые не хотят конкуренции. Представляете, сидит много лет декан или завкафедрой, профессор, доктор. Сидит тихо, печатает статьи в вузовском или даже ваковском журнале, локально знаменит и уважаем. А тут приезжает молодой или не очень профессор со степенью PhD, статьи у него в лучших мировых журналах, международный рейтинг цитирования и т. д. Как должен уважаемый профессор относиться к такому вмешательству в спокойную жизнь? А ректор в наших вузах во многом заложник коллектива: они же ректора избирают. И получается замкнутый круг, разорвать который можно только при помощи кардинального изменения системы управления вузами, ориентации на развитие, прозрачность и конкуренцию на международном рынке

– Сложно ли привлекать иностранцев к работе в России, достаточно ли заинтересованных зарубежных специалистов?
– Знаете, есть такая поговорка: «Не надо путать экскурсию и эмиграцию». Так вот, важно привлекать профессоров именно на постоянной основе, чтобы работали бок о бок с российскими коллегами, чтобы с семьями приезжали. Временные схемы работать не будут. Приедут, прочитают лекцию и обратно в уютные кампусы своих университетов уедут. Эффект от такого «привлечения» совсем незначительный. А многие наши вузы этим балуются.

Привлекать иностранных профессоров к работе в России непросто,

но если этого не делать, то качество преподавания и исследований даже в наших ведущих вузах будет стремительно ухудшаться и о выходе на международный уровень качества, о рейтингах можно будет забыть.

– С какими трудностями сталкиваются российские работодатели, нанимающие на работу иностранных преподавателей?
– Ученые и преподаватели не ищут больших заработков. Многие думают, что привлечение иностранных преподавателей сопряжено со значительными материальными затратами.

Да, платить иностранцам надо больше, но не в разы и только по заслугам.

Столько же надо платить и отечественным специалистам, работающим на международном уровне качества. Дискриминации быть не должно. Куда более серьезная проблема в создании благоприятной научной среды для работы преподавателей и исследователей из-за рубежа. Мы постоянно и много говорим о важности создания благоприятного инвестиционного климата, но важно также создавать хороший исследовательский климат, чтобы в нашу страну, в наши университеты ехали бы делать исследования иностранные ученые. Почему в США едут, а к нам нет? Отток мозгов надо заменить на приток, причем не только возвращать диаспору, но и привлекать американцев, японцев, китайцев в ряды аспирантов ведущих вузов, профессоров и сотрудников НИИ. Тогда, может быть, и с инвестиционных климатом будет получше.

О проблеме «уважаемого профессора» я уже говорил. Зависть – страшное чувство.

Английский язык у нас в вузах знают плохо, а преподают еще хуже. А без языка возникает ограничение по тем, кого можно привлечь: не преподавать же студентам с переводчиком. Но это проблема решаемая, и тому есть примеры в наших вузах.

Бытовая неустроенность тоже имеет место, особенно в регионах. Квартира нужна профессору или коттедж. Это, пожалуй, самая простая из проблем: ее можно решить с помощью денег.

– Сколтех ориентирован в большей степени на иностранных преподавателей или лекторов из российских вузов?
– Мы нанимаем преподавателей на международном рынке. Там есть и иностранцы, и русские, и украинцы, и все, кто ищет хорошую и интересную работу. Пока счет у нас 50 на 50 по иностранцам и россиянам. Преподавание в Сколтехе на английском, а многие российские ученые и преподаватели его не знают на должном уровне, как говорится, «общаются со словарем», и это большая проблема. Не скрою, ищем именитых профессоров для запуска исследовательских центров, руководства ими. Ищем именно иностранных специалистов ведущих мировых научно-образовательных центров. Но это не вместо российских, а в дополнение к ним. Академическая среда сегодня глобальна.

– С какими проблемами Сколтех уже столкнулся при найме иностранных преподавателей?
– Нам пока нужно верить на слово: у нас пока нет достаточной репутации в силу юного возраста. Приходится активно агитировать профессоров приехать в Россию и с нами вместе строить Сколтех.

Тут помогает MIT, наш институциональный партнер подставляет нам локоть в найме профессуры, участвует в разработке процедур и процессе отбора.

Государство помогает, гарантируя финансовую подпитку на первых порах. Профессора ведь должны работать на основе постоянного, пожизненного контракта, а для этого необходимо обеспечить стабильное финансирование института. Есть бытовые трудности: мало начальных и средних школ, где преподают на английском, профессорам с семьями и детьми это важно. А мы именно таких привлекаем, чтобы все перебирались в Сколтех семьями. Пробки, конечно, и плохая экология многих смущают, но мы все-таки за городом, и в Сколково воздух чистый.

– Есть ли у Сколково льготы, позволяющие оформлять иностранцев по упрощенной в сравнении с обычной схеме?

– Они есть не только в Сколково.

Это называется ВКС (высококвалифицированные специалисты), работает для всей страны. Виза оформляется быстро, разрешение на работу – тоже.

Другое дело, что в Сколково все специалисты оформляются быстро, а неквалифицированных иностранцев мы не привлекаем, как и россиян, впрочем.

– Есть ли идеи, как облегчить наем квалифицированных иностранцев на работу в российские университеты?
– Там, где можно, сменить ректоров-ретроградов на современных лидеров. Где-то убедить руководство в важности изменений. Поддержать финансами только тех, кто показывает понятную, амбициозную, но выполнимую программу не только по привлечению иностранных профессоров, но и в целом программу развития вуза. Где-то можно подготовить достаточно специалистов-управленцев, понимающих важность интернационализации высшего образования. Именно этим сейчас занимается новая команда министра Ливанова, процесс обучения руководителей вузов запущен в Сколково.

– Если Сколково удастся упростить процедуру оформления иностранцев для себя, есть ли надежда, что этот пилотный проект распространится на всю Россию или Сколково останется оазисом льгот?
– Сколково – это не оазис льгот, это тестовый полигон для новых подходов, и не только в образовании. Сколково ничего не делает «для себя», именно потому что это стратегическая национальная инициатива. Сколтех создается как университет нового поколения, причем нового не только для России, но и для мира.

У нас ректор – американец, проректор по исследованиям – швед, директор по научной работе – индус, исполнительный вице-президент – бельгиец, среди профессоров итальянцы, сербы, американцы, шведы, немцы и россияне, конечно.

Такого «замеса» система российского высшего профессионального образования не видела еще никогда. Надеюсь, за нами пойдут другие вузы, станут привлекать специалистов международного уровня, а мы им в этом готовы помогать – некоторым особо активным уже помогаем.

 

Источник: gazeta.ru