Советник президента фонда «Сколково» по работе со стартапами рассказал «Бумаге» о новом поколении лидеров, умении открыто говорить о своих ошибках и о том, что бюрократия — это не самая большая проблема для технологического бизнеса в России.
Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково» по работе со стартапами, свою первую технологическую компанию основал в 1986 году. За нестандартный подход к управлению глава Microsoft Стив Баллмер дал ему прозвище «Бульдозер». На этой неделе Вильякайнен выступил перед резидентами стартап-школы Sum It и разъяснил некоторые положения своей концепции руководства «No Fear».
— В своей книге «No Fear» вы назвали новое поколение лидеров Playstation Generation. Чем это поколение отличается от предшествующего?
— Каждое новое поколение детей пытается обскакать своих родителей. В этом нет ничего нового. Новое поколение гораздо глобальнее. Если собрать в одной комнате молодых людей из Швеции, Англии, Америки и России, они будут мыслить примерно одинаково. Вы пьёте одни напитки, слушаете схожую музыку, говорите по-английски. Можно сказать, что нынешние двадцатилетние уже рождены интернациональными. Но если на месте вас окажутся ваши матери, им будет не о чем разговаривать. Новое поколение хорошо подготовлено к тому, чтобы заниматься делами в международном масштабе. Кроме того, нынешнее поколение лидеров активно использует технологии. Это прекрасная возможность для развития стартапов, но для руководителей прошлого поколения — это ночной кошмар.
— Что, на ваш взгляд, становится приоритетом для нынешнего поколения профессионалов?
— Когда вам предлагают работу, вас, конечно, интересует, какая у вас будет зарплата, как в компании отмечают Новый год и с кем вам придётся работать. Но ещё больше вас заинтересует, кем будет ваш босс и каким образом он сможет помочь вашему развитию и личному росту. Деньги — это не то, что может объединить людей, людей объединяют возможности.
— Разве деньги не важны для мотивации молодых людей?
— Все молодые сотрудники в любой точке мира похожи. Возможно, в силу исторического развития России, для вашей молодёжи деньги чуть более важны, но не думаю, что это становится приоритетом. Пять лет назад, когда мне пришлось нанимать первых сотрудников в Москве, люди говорили только о деньгах. Но сейчас уровень жизни стал лучше и всех интересуют несколько другие аспекты работы. Я провожу с коллегами гораздо больше времени, чем с женой, поэтому важно, кто те люди, с которыми ты работаешь, как они на тебя влияют.
— То есть всё-таки национальные различия ещё не стёрты окончательно?
— Для талантливых людей мир открыт. Если молодой предприниматель не найдёт поддержки в России, он может сесть в поезд «Аллегро» и через три часа оказаться в Хельсинки. Если и Хельсинки не подойдёт, он может сесть на паром и оказаться в Таллине и так далее.
— А как же развитие потенциала собственной страны?
— Я верю, что для русских лучше жить и работать в России. Это одна из причин, почему я начал работать со Сколково и консультировать стартапы. Но есть распространённый синдром «самой красивой девочки в городе». Здесь ты королева, но ты попробуй убедить в этом кого-нибудь в любом другом месте. Попробуй протестировать себя, свой продукт в другой стране, при других обстоятельствах. Ты должен быть активным, действовать бесстрашно и таким образом делать страну более открытой.
— В чём основные проблемы российского предпринимательства? В закрытости?
— Отчасти. В России никто не доверяет друг другу: все боятся, что их обманут, что идею украдут. Но это заблуждение. Мой бумажник всегда валяется кое-как на столе или в открытой сумке, хотя помощники вечно говорят, что это неправильно и его могут украсть. Деньги в данном случае не так существенны, главное — доверие к людям, с которыми тебе приходится работать. Кроме того, надо рассказывать о своих ошибках. Многие российские бизнесмены мне говорили, что признаваться в неудачах — это, как минимум, странно. Я объясняю, что делать ошибки — это нормально. Но их ни в коем случае нельзя повторять. Если руководитель не признаётся, что ошибся, не будут признаваться и подчиненные: так формируется бюрократия.
— Опираясь на свой опыт работы в Сколково, какие проблемы вы можете назвать в сфере развития стартапов?
— Молодёжь ждёт, что они смогут все спрогнозировать: сейчас я запущу компанию, в следующем году стану миллионером. Но большинство стартапов развивались по несколько лет. Angry Birds делались семь лет!
— А как же тогда планировать свою работу? Получается, что ты действуешь в условиях постоянного риска…
— Надо всё время тестировать продукт и доверять своей интуиции. Да, это риск, но лучше как можно раньше начать проверять свою идею. В Финляндии, например, дизайн кружки могут придумывать два года и только потом попросить кого-нибудь её испробовать. Возможно в этом есть смысл, но лучше через две недели раздать кружки десяти своим друзьям и попросить протестировать их. Важно не перемудрить: невозможно предотвратить все ошибки. Лучше быть максимально открытым и быстро реагировать на требования рынка. Это распространенная ошибка российских стартапов. Люди скрывают всё до последнего, боятся пробовать, боятся оказаться не «самой красивой девочкой города».
— Это страх возможно побороть или он пройдёт сам со временем?
— Нужно воздействовать не на молодых людей — надо влиять на матерей, как это ни странно. Родители должны объяснить своим детям, что быть предпринимателем в широком смысле слова — это всегда рискованно, но не опасно.
— То есть запустить собственную технологическую компанию не так сложно, как об этом принято думать?
— Я не говорю, что открыть компанию просто. Я только настаиваю на том, что часто люди начинают жаловаться и причитать, что всё в России сложно. Когда я пытаюсь выяснить, что же на самом деле вызывает сложности, оказывается, что речь идёт о простых вещах: о поиске офиса и оформлении документов. Надо перестать жаловаться и начать адски работать.
— А как же бюрократия? Многие говорят, что именно это препятствует нормальному равзитию бизнеса в России, в том числе и технологического. Это справедливо, на ваш взгляд?
— Возможно, со мной многие не согласятся, но я не вижу большой проблемы с бюрократией в технологическом бизнесе. В любой стране тебе придётся регистрировать свою фирму, искать финансирование и набирать команду. В других областях бюрократии больше. Если меня спросят, сможет ли в Петербурге появиться второй Google, я скажу: «Конечно, почему нет». Вряд ли государство или другие структуры будут этому препятствовать. Поэтому подобных рисков нет. Риск возникает, если ты слишком медленный, слишком традиционный, не доверяешь людям и не в состоянии привлечь самых талантливых. В технологическом бизнесе все твои ресурсы в голове. Если что-то пойдёт не так, ты всегда можешь сесть на поезд «Аллегро».
Источник: paperpaper.ru