Первый шаг к легализации дистанционной занятости в нашей стране уже сделан. Правительств внесло в Государственную Думу законопроект, дающий возможность заменить традиционную трудовую вахту от звонка до звонка работой вне офисов со свободным графиком.


Уже много лет современные средства связи позволяют не сгонять ежедневно в конторы юристов, переводчиков, программистов, журналистов, аудиторов, менеджеров, консультантов и других специалистов, а работодатели подчас в упор не замечают изменившихся реалий. Например, какая разница, где корреспондент напишет статью – дома, в метро, в кафе или сидя с девяти до шести за редакционным столом? Пусть работает, как ему удобно. Лишь бы материал вышел толковым и был сдан в срок. Главное – результат! Но для многих руководителей гораздо важнее, чтобы человек был под рукой, даже если в том нет никакой производственной необходимости. Не могут они пережить свободный график подчинённых, в то время как сами обязаны координировать их деятельность непосредственно в офисе. Вдруг сотрудник займётся личными делами в рабочие часы, когда шеф такой возможности лишён? Ни в коем случае! При этом ревнивый начальник, конечно, не вспоминает, что за свой более хлопотный труд получает зарплату, существенно превышающую оклад рядового специалиста…

О том, что с подобными пережитками «доинтернетовского» режима пора расставаться и подумать об экономической эффективности удалённого найма, первым на государственном уровне заявил Дмитрий Медведев в свою бытность Президентом. С его подачи полтора года зрел законопроект о дистанционной занятости, полностью находившейся вне правового поля. Наконец долгожданный документ поступил в парламент.

  

Мегаполисы вздохнут свободнее

Если законопроект одобрят, то даже трудовые соглашения разрешат заключать в электронном виде. Сведения об удалённой работе по желанию сотрудника можно будет не вносить в трудовую книжку: документами, подтверждающими период занятости, станут копии контракта и приказа о его прекращении, заверенные работодателем.

Кроме того, бумаги, необходимые для трудоустройства, работник тоже сможет предоставить в электронной форме. Для этого предлагается использовать усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись (ЭЦП) при заключении, изменении или прекращении трудового договора. Рабочее время и отдых дистанционно нанятый специалист будет вправе распределять по собственному усмотрению, если иное не предусматривает контракт.

Официальное признание и оформление удалённой работы позволит государству не только получить новые налоговые по­ступления, но и разгрузить транспортную инфраструктуру мегаполисов. К примеру, ежедневно в Москву на заработки приезжают более миллиона жителей области. Многие – на личном транспорте, который закупоривает город пробками. Однако, если хотя бы треть подмосковных специалистов будут трудиться дома, в столице точно станет просторнее.

  

Вдали от офиса

Свою выгоду от занятости на расстоянии рачительные компании подсчитали давно. Не надо тратить лишнее на аренду помещений и коммунальные платежи, закупки и обслуживание оргтехники, приобретение канцелярских товаров. Можно привлекать к проектам высококлассных специалистов из любого уголка земного шара, не вкладываясь в организацию рабочих мест и обеспечение их жильём рядом с конторой. Да и платить «дистанционщику» приходится меньше: ради возможности самостоятельно распоряжаться своим временем и трудиться сразу на нескольких работодателей он зачастую согласен на меньший оклад.

Внедрение гибкого графика, когда сотрудники вправе работать вне офиса периодически или постоянно, даёт гораздо большую экономию, чем сокращение операционных расходов. Это признали 66 процентов из 400 опрошенных недавно топ-менеджеров России, Велико­британии, Франции и Германии. Европейцы утверждают, что в таких условиях производительность труда возрастает на 40 процентов. А поскольку от неё наполовину зависят размеры прибыли организации, то растёт и совокупный доход фирмы. Сейчас в Старом Свете около 80 процентов предприятий предлагают своим специалистам скользящий график, а 68 процентов – разрешают им проводить всё рабочее время, не приходя на службу.

  

Тёмные рабочие лошадки

Подозрения начальников, что такой почти виртуальный сотрудник тратит рабочее время и на личные проблемы, отнюдь не беспочвенны. Как показывают исследования, около трети «дистанционщиков» параллельно с выполнением заданий готовят еду, 35 процентов – занимаются другими домашними делами, а 24 процента – в процессе трудовой деятельности не прочь пропустить рюмочку. Зато две трети таких работников уверяют, что благодаря гибкому графику их деятельность более эффективна и они испытывают от неё большее удовлетворение. А что может быть лучше для компании, чем счастливый специалист? Ему не нужно вставать ни свет ни заря, чтобы успеть на автобус или электричку до работы, платить за билеты, убивать время на дорогу и простаивание в нескончаемых пробках, чтобы потом униженно оправдываться за неизбежное опоздание. Он не замучен дресс-кодом и плохо перевариваемой столовской пищей. Трудится в привычной, оборудованной по его вкусу обстановке. Видит семью не только ночью и по выходным. Ни у кого не отпрашиваясь специально, решает бытовые вопросы и получает справки у чиновников, по­скольку и госструктуры, и жилкомхоз принимают население строго в то время, когда всем надо быть на рабочих местах. Может лишний раз сходить к врачу, не афишируя проблемы со здоровьем на весь офис. И наконец, при желании откладывает часть работы на вечер, чтобы дневные часы посвятить повышению образовательного ­уровня.

Правда, консервативно настроенное руководство нередко считает, что подъём по карьерной лестнице «дистанционщикам» не светит: якобы они тёмные лошадки, потому что не общаются в коллективе и о них мало что известно.

В XXI веке, когда люди умудряются влюбляться и жениться, устраивать революции и реализовывать социально значимые проекты, общаясь поначалу лишь виртуально, подобные рассуждения выглядят наивно. Банальная по сегодняшним временам видео-конференц-связь успешно помогает наладить контакты между сотрудниками и организовать командную работу. Такое взаимодействие, по мнению 72 процентов опрошенных топ-менеджеров европейских и российских компаний, как нельзя лучше способствует повышению продуктивности деятельности фирмы.

  

Единый реестр специалистов

К сожалению, новый законопроект об удалённой работе охватывает лишь малую толику связанных с ней и нуждающихся в решении проблем. Да и само содержание документа вызывает вопросы. Настораживает, например, необходимость получения «дистанционщиком» усиленной квалифицированной электронной подписи. Немногие россияне сейчас понимают, откуда её брать и как с ней обращаться.

Оказывается, есть специальные сайты, на которых можно обзавестись ЭЦП. До недавнего времени она была очень дорогой, доступной только для крупных компаний, и о том, чтобы физическое лицо поставило себе эту систему, речь, конечно, не шла. Однако теперь стоимость годового обслуживания электронной подписи снизилась до 300 рублей.

«Думаю, сейчас даже предприятия, нанимающие удалённого работника, согласятся оплатить его расходы на ЭЦП. Расширение её использования выгодно всем», – утверждает Владимир Горбунов, генеральный директор компании – резидента инновационного центра «Сколково». Его фирма первой в Рунете организовала ресурс по официальной дистанционной занятости, предоставив желающим агентскую работу в страховой, банковской, туристической сферах и выплачивая за граждан все положенные налоги. И хотя фирма стартовала без особой законодательной поддержки, отыскав нишу в Трудовом кодексе, без дальнейшего правового регулирования, по словам Владимира Горбунова, не обойтись. В частности, нужны электронные трудовые книжки, сведения из которых включались бы в единый государственный реестр специалистов. В личную карточку также вносились бы данные об ИНН, счетах в Пенсионном фонде, структурах обязательного медицинского страхования. Заглянув в неё, работодатель точно понимал бы, с кем имеет дело, а в случае найма человека брал бы на себя обязательства не только по выплате ему заработка, но и отчислений на социальное страхование.

 

ЗА И ПРОТИВ


Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

«Надо осовременивать формы трудовых отношений. В век бурно развивающихся интернет-технологий удалённая работа вполне допустима. Важно только, чтобы обе стороны, участвующие в заключении такого рода трудовых договоров, были добросовестными: работодатель не завышал своих требований, а работник – своих заслуг.

Форма необычная, требующая адаптации. Многие руководители опасаются упускать трудовой процесс из-под личного контроля. Но пробовать внедрять новое необходимо. В частности, по тем специальностям, где достаточно увидеть готовый продукт и не обязательно в ходе его создания заглядывать человеку в глаза. Например, при выдаче документов, справок, экспертных заключений.

Нам нужно продолжать и полномасштабное развитие проекта электронного правительства и перевода в электронную форму всех госуслуг. Пока мы не можем похвастаться, что у нас эта работа отлажена. Хотя с развитием дистанционной занятости и удалённых контактов данная программа в целом приобретает особую ценность».

  

Михаил Тарасенко, член Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Единая Россия»:

«Идея законопроекта об удалённой работе понятна, прогрессивна и востребована. Но писали его юристы, далёкие­ от трудового права. Если документ будет принят­ в нынешнем виде, то пенсионные права, вопросы, связанные с больничными «дистанционщиков», никак не будут урегули­рованы. Тогда мы в старое прокрустово ложе втиснем новую идеологию.

Законопроект должен быть комплексным и касаться более широкого спектра проблем. Я не хочу говорить о том, что его сегодняшний вариант неприемлем: давать заключение – прерогатива всего нашего комитета. Отмечу лишь, что Федерация независимых профсоюзов уже дала отрицательный отзыв на этот документ.

Думаю, его всё-таки можно будет привести к такому виду, чтобы он сыграл свою позитивную роль в трудовом законодательстве. Но для этого предстоит очень большая работа с по­правками. И скорее всего, она начнётся уже в осеннюю ­сессию».

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

2 миллиона россиян получают удалённую работу через различные фрилансовые интернет-биржи.

71 процент опрошенных в нашей стране хотели бы трудиться удалённо при условии достойной оплаты.

100 миллионов жителей планеты уже официально оформили контракты с дистанционной занятостью.

13 процентов предпринимателей в США компенсируют своим специалистам, работающим вне офисов, расходы на покупку ноутбуков, мобильных телефонов и планшетных компьютеров.

1,2 миллиарда долларов потратила корпорация Microsoft на приобретение сервиса для организации совместной удалённой работы сотрудников.

 

Источник: pnp.ru