“Сколково” играет все более заметную роль в инновационной экосистеме страны. Подмосковная территория, наделенная федеральным статусом, благоприятствующим выявлению, созданию и коммерциализации конкурентоспособных наукоемких разработок, становится настоящим локомотивом новой российской экономики. Об этом свидетельствует прошедшая при поддержке Фонда “Сколково” в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) “Неделя инноваций”. В течение пяти рабочих дней руководители, резиденты и партнеры проекта приняли участие в панельных дискуссиях, деловых завтраках и тематических брифингах - более чем в двух десятках мероприятий. А сколько было полезных знакомств, контактов, спонтанных встреч и общения в кулуарах! Рассказать обо всех событиях решительно невозможно. Поэтому мы выбрали самые значимые.

 

Совет реальный. Индустриальный

В канун открытия ПМЭФ состоялось второе заседание Индустриального консультативного совета (ИКС) Фонда “Сколково”. В совет входят главы и топ-менеджеры 21 крупнейшей российской и международной компании, ставшей участником проекта и планирующей размещение центров НИОКР в иннограде. В Петербурге к этим ключевым партнерам фонда (Nokia, Intel, IBM, АФК “Система”, SAP, EMC, Microsoft, Siemens, Alstom, General Electric, Siemens, Ericsson, EADS, “Ренова Оргсинтез”, ИСС им. академика М.Ф.Решетнева, “Композит”, Cisco, Dow, Johnson&Johnson) добавился и КамАЗ, генеральный директор которого Сергей Когогин крайне заинтересован в привлечении сколковских талантов к разработке нового поколения знаменитых грузовиков.

После первого, в известной мере ознакомительного, заседания нынешнее носило практический характер. Были определены стратегия развития совета, его структура, и приоритеты. О них можно судить по названиям шести сформированных рабочих групп, которые уже к следующему заседанию ИКС (в октябре этого года в Москве) подготовят предложения по своим направлениям. Это “Законодательные инициативы” (совершенствования нормативно-правовой базы в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также процедур госзакупок), “Инфраструктура” (создание и модернизация таковой для ведения исследовательской деятельности в России), “Регулирование” (в частности, упрощение процедур таможенной очистки оборудования и материалов, необходимых для выполнения НИОКР), “Восприятие” (изменение отношения в российском обществе к профессии ученого и к внедрению инноваций в экономику), “Персонал” (подготовка квалифицированных кадров, особенно технического персонала) и “Прочие вопросы” (в их числе снижение затрат на ­НИОКР).

Как нетрудно убедиться, выбор приоритетов совпал с болевыми точками российской экономики, что не случайно. После первого заседания участники ИКС собрали мнения о барьерах на пути наукоемкого бизнеса не только применительно к сколковскому проекту, но и ко всей России. “Такая форма работы удобна для выработки предложений как фонду, так и российскому правительству, по формированию инновационной экосистемы страны, - отметил председатель ИКС исполнительный вице-президент Nokia Corporation Эско Ахо. - У нас правильный состав, ведь подавляющее большинство членов совета - топ-менеджеры своих компаний по России и смежным регионам”. 

Что касается конкретики, было предложено изменить процедуру присвоения статуса проекта “Сколково”, которая сейчас ориентирована на стартапы и не учитывает специфики больших компаний, планирующих создавать сети научно-исследовательских и производственных объектов. Это, как сказал исполнительный секретарь ИКС, управляющий директор по ключевым партнерам Фонда “Сколково” Роман Романовский, мировой высокотехнологичный авангард, перешагнувший важный рубеж - от продаж к разработкам на территории России новых продуктов.

Ахо, бывший премьер-министр страны Суоми, настроен позитивно: “Финляндия начала формировать технологическую политику в 1980 году, затратив около 10 лет на получение первых реальных результатов. Затем они пошли по нарастающей. Так что принимаемые сегодня решения рассчитаны на долгую перспективу”. Коллегу поддержал вице-президент Фонда “Сколково” по работе с ключевыми партнерами, бывший министр науки и технологии Ирландии Конор Ленихан: “По мировым меркам, совет не является чем-то уникальным. Подобные структуры используются в других странах для выражения интересов международных инвесторов”.

Старший вице-президент Фонда “Сколково” Станислав Наумов пояснил место ИКС в экосистеме “Сколково”: “В моем понимании это такой глобальный бизнес-ра­зум. Если Консультативный научный совет определяет рубежи фундаментального и прикладного знания, то функции ИКС - отследить тенденции на внешних рынках, лидерами которых являются входящие в него компании, и одновременно заявить о своих интересах на российском рынке. А еще трудно переоценить значение рекомендаций Совета для молодых российских разработчиков о том, как снизить риски коммерциализации и приблизить стадию самофинансирования сколковских проектов”.

В тот же день состоялись два события, напрямую связанные с компаниями, представленными в ИКС. Было подписано соглашение между корпорацией IBM и Фондом “Сколково”, призванное повысить эффективность управления интеллектуальной собственностью и качество подготовки российских специалистов в сфере патентного регулирования и защиты авторских прав. В соответствии с ним IBM лицензирует фонду ряд ноу-хау и методик по ведению инновационного процесса, познакомит российских патентных специалистов, отобранных по итогам открытого конкурса, с передовыми практиками коммерциализации результатов НИОКР. Лучшим выпускникам программы будет предложена работа в Центре интеллектуальной собственности “Сколково”. 

Кроме того, компания “Интел Софтвер” объявила о планах по созданию в иннограде собственного центра НИОКР. В “Сколково” эта “дочка” корпорации Intel зай­мется разработкой “умной” системы навигации для автомобилей с поддержкой сервисов ЭРА ­ГЛОНАСС на базе единой программной платформы. Унификация позволит быстрее интегрировать домашние и офисные компьютеры и приложения с автомобильными системами, сделать бортовые навигаторы удобными для водителей и привлекательными для производителей. 

В связи с этим корреспондент “Поиска” поинтересовался, не получится ли так, что мировые лидеры по инновациям в ИТ-сфере будут через Индустриальный совет добиваться преференций для своих компаний на российском рынке? Наумов сказал, что, поскольку лидеров несколько, они будут присматривать друг за другом. Кроме того, перефразируя известную поговорку “Что выгодно Форду, выгодно и Америке”, можно сказать: “Что хорошо, с точки зрения ИКС, то хорошо и для России”.

 

Если идея не выстреливает...

Первый день работы форума начался с торжественной церемонии открытия стенда “Сколково”, оформленного как “Супермаркет стартапов”, представленных резидентами иннограда. В роли директора этого инновационного супермагазина выступил советник президента Фонда “Сколково” по работе со стартапами Пекка Вильякайнен, а “продавцами” были руководители компаний-разработчиков, дежурившие возле интерактивных “прилавков”, рассказывая многочисленным посетителям, среди которых был и новый президент Финляндии Саули Ниинисте, о своих проектах, реализуемых при поддержке фонда.

Исполнительный директор компании iBuildApp Рафаэль Султанов успевал при этом разговаривать по скайпу с офисами в Сан-Франциско и Владимире. Выпускник компьютерного факультета Уфимского авиационного института вот уже 12 лет работает в США, занимаясь консалтингом и продвижением стартапов. На этот раз он с партнерами разработал сервис, позволяющий частным лицам, издательствам и компаниям по всему миру создавать собственные приложения к мобильным телефонам и планшетникам. Хотите выпускать газету - пожалуйста, электронную книгу - без проблем. Рафаэль сказал, что пока продавать разработку они не готовы, надо запатентовать технологию. Но в будущем это нормально: такова жизнь стартапа, для него он седьмой по счету! Стартап - это по определению временная организация, если идея не выстреливает, он вообще не доживает до следующей стадии финансирования. Так, по крайней мере, в США: “Я это называю кислородом. Ты плывешь под водой и, если достиг промежуточной цели, получаешь следующий баллон; не достиг - утонул”. Но идея создания платформ для приложений должна выстрелить, рост рынка на этом направлении бешеный, и сколковский “баллон кислорода” будет очень кстати.

Исполнительный директор компании ЦРТ-инновации, которая занимается разработкой биометрических систем безопасности и контроля доступа на основе искусственного интеллекта и речевых технологий, Иннокентий Дементьев тоже нахваливал свой товар. Компаньонам удалось совместить идентификацию человека по лицу и по голосу (используются разные, но математически схожие признаки), что в совокупности дает стопроцентную гарантию надежности. По условиям гранта “Сколково”, молодые разработчики, выпускники НИУ ИТМО и СПбГУ, должны создать линейку столь проницательной продукции для банковской и промышленной сфер.

На визитке заместителя генерального директора компании “Новые энергетические технологии” Дмитрия Поливанова уже сколковский адрес! (Технопарк Сколково арендует площади в Московской школе управления “Сколково”). Компания, возникшая на стыке оборонки и науки, занимается коммерциализацией разработок сотрудников академических учреждений. Руководитель ее сколковского проекта Александр Сивак окончил МИФИ, сейчас в аспирантуре ФИАН ведет исследования по квантовым часам, которые могут служить портативным источником высокостабильной частоты и точного времени для разнообразных электронных устройств на Земле и в космосе. Весьма вероятно, что “часики” сколковской марки найдут применение еще до защиты Александром диссертации. Но что значит диверсификация! Разработчики из НЭТ привезли на форум светодиодный светильник, созданный при поддержке Минобр­науки. Инновационный фонарь, востребованный для равномерной подсветки автомобильных, железных дорог и взлетно-посадочных полос, был “скромно” поставлен при входе в “супермаркет” - блестящий маркетинговый ход! 

В целом, как сказал Пекка Вильякайнен, эти 22 компании, может быть, не самые большие и красивые, являют собой прекрасное собрание российских предпринимателей, которые мечтают расти, создавать рабочие места, зарабатывать и быть суперуспешными. А президент Фонда “Сколково” Виктор Вексельберг подытожил: если года полтора назад, в начале сколковского проекта, вопросов было больше, чем ответов, то сегодня он набрал крейсерскую скорость. И в подтверждение этого тезиса вручил сертификат 500-му резиденту иннограда - компании Parasight Rus, Израиль, в лице ее генерального директора Йосси Поллака. 

Новый участник стал достойным пополнением Биомедицинского кластера. Разработанная компанией технология компьютерной экспресс-диагностики заболеваний крови превосходит по скорости и точности анализа привычные методы, позволяет проводить гемосканирование непосредственно в местах проживания пациентов, что жизненно важно для стран третьего мира, где велика опасность заболеваний, вызываемых паразитами крови. Впрочем, спрос на оперативные тесты крови возрастает повсюду. 

Йосси, математик по образованию, получивший МБА во Франции, и его партнер-биолог намерены открыть офис в Москве, с российским персоналом, а в дальнейшем делить свое рабочее время между Израилем и Сколково. Поэтому он был так рад, что вместе с именным хрустальным кирпичом компания получила право уже в сентябре 2012 года заселиться в Гиперкуб - первое здание иннограда.

Там же, в “супермаркете”, было подписано соглашение о сотрудничестве Фонда “Сколково” с петербургским технопарком “Ингрия”. Казалось бы, рабочий момент, но тем самым прописан алгоритм нарастающего взаимодействия фонда с регионами. “Ингрия” обеспечит квалифицированную поддержку лучших команд, их комфортное сопровождение в “Сколково”, займется первичной экспертизой проектов для кластера ИТ, что, по словам его исполнительного директора Александра Туркота, заметно ускорит формальные процедуры. 

В свою очередь Ирина Калашникова, генеральный директор технопарка, рассказала, что 3 из 80 резидентов входящего в его состав бизнес-инкубатора уже обрели статус участника “Сколково” и готовятся к получению грантов. Теперь число проектов из Петербурга, претендующих на сколковское финансирование, явно возрастет, причем, пока технопарк иннограда не отстроен, бизнес-инкубатор “Ингрии” станет их домом.

Интересно, что для привлечения первых 500 резидентов специалисты Фонда “Сколково” рассмотрели более 10 000 заявок. Поток инновационных бизнес-предложений не убывает, и первичная экспертиза действительно будет подспорьем. Фактически на наших глазах формируется население иннограда. И в том, что юбилейным “жителем” оказалась иностранная компания, заключен глубокий смысл. Организаторы проекта хотят создать в Сколково интернациональную, мультикультурную (в смысле культуры наукоемкого бизнеса) среду. О параметрах этой среды, в том числе соотношении российских и зарубежных компаний, шел содержательный разговор на следующий день работы форума.

 

Пусть неудачник не плачет

Семинар “Сколково: кратчайший путь к развитию российских талантов, исследованиям и инновациям”, модератором которого выступил директор фонда по внешним коммуникациям Александр Чернов, шел на английском языке. Причиной тому был не только высокий международный уровень мероприятия, но и тот простой факт, что в зале было множество иностранцев - инвесторов, партнеров, консультантов. Они предлагали свое видение процессов, протекающих в России, и путей развития “Сколково”. Российские участники - свое. Подчас мнения не совпадали. Но что характерно: по ключевым, довольно острым вопросам наблюдалось единство.

Так, при обсуждении сколковской модели инновационной экосистемы участники сошлись на том, что невозможно и не нужно копировать американскую Кремниевую долину, другое дело - применять элементы сложившейся в ней инновационной культуры. Даже глава Банка Кремниевой долины Грег Беккер отметил, что у “Сколково” есть достаточные предпосылки для создания собственной экосистемы, достойной подражания в части комплексной поддержки стартапов.

Точнее всего сказал директор по маркетингу финской компании Rovio, создатель знаменитой игры Angry Birds Петер Вестербакка: надо строить первое Сколково, а не вторую Силиконовую долину. В пример он привел родную Финляндию, где не было такого кластера, что не помешало разработать, как он пошутил, “какие-то мобильные телефоны”. Вот и “Сколково” предстоит обрести свою идентичность, и с каждым годом она будет все отчетливее. Конечно, было бы здорово при этом удивить мир рожденным здесь высокотехнологичным продуктом или сервисом, вроде системы электронных платежей PayPal.

Создание национальной инновационной платформы не исключает, а предполагает привлечение зарубежных стартапов, как это делалось в Чили, Сингапуре и других странах для синергии предпринимательских структур. Руководители проекта заверили, что доля иностранных резидентов “Сколково” возрастет с нынешних 20 до 50%, в том числе за счет перспективных компаний из стран Таможенного союза. При этом они полагают, что доля успешных стартапов должна составить 25-30% (среднемировой показатель). Потом развернулась прелюбопытная дискуссия о полезности или, если хотите, культуре неудачи в бизнесе.

Российским участникам пришлось признать, что в нашем обществе репутация неудачника незавидна, его притесняют морально, бывает, и юридически. Тем самым отбивается охота у тех, кто хотел бы начать новое дело, но боится рискнуть. Между тем толерантность к неудачам - важный компонент комфортной среды для инноваций. Вице-президент Cisco Systems по работе на рынках развивающихся стран Мохсен Моазами подтвердил, что один из краеугольных камней экосистемы Кремниевой долины - спокойное отношение к провалу стартапа. И указал на сидевшего рядом Камрана Элахьяна, пионера применения технологии “письмо от руки” в планшетниках. Первая его компания Momenta с треском лопнула, та же участь постигла еще две, но партнеры продолжали верить в его успех, одна из составляющих которого - умение извлекать уроки из неудач. Сам Камран рассказал, что учредил в Сингапуре премию для стойких предпринимателей “Феникс”. Тему поддержал Вестербакка, cообщивший, что Rovio, прежде чем преуспеть с Angry Birds, создала 55 других игр, которые не были так заметны на рынке, и что финские стартаперы придумали и отмечают как национальный праздник “Failure Day”, в ходе которого начинающие бизнесмены получают прививку уверенности от опытных. 

Президент Фонда “Сколково” поделился собственным опытом успехов и относительных неудач, но при этом отметил, что главным успехом для стартапа все же надо считать создание команды единомышленников, “которая на 150 процентов разделяет ваши устремления”. По его словам, если связывать успех с реализацией технологической идеи, лежащей в основе бизнеса, то 30% успешных стартапов - замечательный результат. Но если вы создали команду, то пусть со второй или третьей попытки добьетесь коммерческого успеха. Независимо от конкретных достижений в конкретных проектах формирование столь необходимой для России предпринимательской культуры в инновационном поле будет стопроцентным успехом сколковского проекта.

Молодой университет новой формации, уже действующий технопарк, 500 резидентов, 20 ключевых партнеров, крупные международные компании, каждая из которых намерена до 2016 года инвестировать в проект по 150 млн долларов, - все это сделано меньше чем за два года. “Сколково” - прецедент, стартап для страны. И если он будет успешным, в России возникнут сотни таких территорий. Это то, ради чего “Сколково” создавалось. А что произойдет с ним дальше, каковы критерии дальнейшего успешного развития?

Виктор Вексельберг ответил и на этот вопрос, пояснив, что не саммит G8, который пройдет в 2014 году в “Сколково”, - цель проекта, а построение через 8-10 лет саморегулируемой инновационной среды, способной в рамках рыночных механизмов спроса и предложения реагировать на потребности российской и глобальной экономик. Тот год, день и час, когда надобность в фонде как управляющей компании отпадет, - вот это и будет желаемый результат, который предстоит распространить на всю страну. Но и успех “Сколково” невозможен без общих позитивных изменений, которые должны происходить в России.

 

Источник: www.poisknews.ru

Спецвыпуск в формате .PDF (стр. 10, стр. 11)