Подготовка Владивостока к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет в сентябре, обошлась почти в пять раз дороже первоначальный сметы. Корреспонденты "Ъ" отправились в Приморье, чтобы выяснить, как строилась инфраструктура стоимостью 679 млрд руб.
Ситуация вокруг участка у бухты Тихой привела к тому, что сейчас все стройки к саммиту АТЭС тщательно проверяют специалисты. "Инспекторы придираются даже к тому, как вкручены лампочки",— говорит сотрудник нового терминала аэропорта Владивостока. На прошлой неделе отстроенный аэровокзал показали Дмитрию Медведеву. 

Старый терминал аэропорта Кневичи был построен в 1970-х годах, подъехать к нему от взлетно-посадочной полосы (ВПП) по узкой рулежной дорожке могут бизнес-джеты и небольшие самолеты. Крупные же лайнеры паркуются в 2 км от здания. 

Порт, принимающий сейчас 1,5 млн пассажиров в год, был спроектирован так неудачно, потому что на здешнем аэродроме базируется военная и гражданская авиация. Это стало главным козырем Минобороны, возражавшего против нового терминала рядом с ВПП, вспоминает один из сотрудников аэропорта. По его словам, аргумент ведомства был таков: объект режимный, хотя сейчас частота полетов военных самолетов во Владивосток сокращается. 

С министерством, владеющим крупными землями в Приморье, везде были проблемы, подтверждает один из бывших краевых чиновников. "Приходилось согласовывать каждый четвертый объект к саммиту",— добавляет он. В какой-то момент военные ушли в такую глухую оборону, что год назад в ситуацию вмешался Дмитрий Медведев, охарактеризовав ее как бардак. 

Итогом спора с военными стало появление нового терминала там, где и задумывалось,— рядом с ВПП с выездом на гостевую трассу. Бюджет выделил деньги на реконструкцию полосы, которая увеличилась на треть, до 3 км. Весь комплекс с учетом аэровокзала обошелся почти в 12 млрд руб., из которых половина пошла на новый терминал: его строительство власти поручили принадлежащему государству ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ). Взамен МАШ получил в управление госпакет старого терминала аэропорта Владивостока (52%). Под новый аэровокзал создали отдельную компанию "Терминал "Владивостока"", где МАШ получил 75%, еще 25% у ВЭБа, выдавшего кредит на 1,8 млрд руб. МАШ вложил в терминал собственные 4,63 млрд руб. "Существенную часть денег, вырученных от продажи ТНК-ВР прибыльного топливозаправочного комплекса в Шереметьево, мы реинвестировали во Владивосток",— говорит гендиректор МАШ Михаил Василенко, но не конкретизирует сумму. Окупить инвестиции в Приморье аэропорт Шереметьево надеется в течение десяти лет. 

Пропускная способность нового терминала — свыше 3,5 млн пассажиров в год. Только до конца этого года аэропорт Владивостока обслужит 1,8 млн человек, а через три-четыре года — 3 млн, надеется господин Василенко. По его плану, пока новый аэровокзал не вышел на проектную мощность, на свободной площади можно разместить, например, спа-салоны. 

Владивосток, надеются чиновники края, должен не только перетянуть на себя чартеры из аэропорта Хабаровска, но и развивать региональные перевозки. МАШ в свое время настаивал на введении во Владивостоке режима открытого неба, снимающего для иностранных перевозчиков лимиты по частоте рейсов в город. Это может оказаться на руку и региональным властям, ожидающим притока туристов. МАШ рассчитывает продать старый терминал, осталось только договориться с другими акционерами — структурами, аффилированными с экс-гендиректором "Владивосток авиа" Владимиром Сайбелем (28%) и нефтекомпанией "Альянс" (16%). На базе старого аэровокзала можно создать VIP-залы для бизнес-авиации, рассчитывают чиновники. 

От аэропорта до города построена новая ветка для "Аэроэкспресса" (50% принадлежит РЖД), для этого правительство выделило 6,5 млрд руб. Общая стоимость запуска электричек, по словам президента РЖД Владимира Якунина, превысила 8 млрд руб. Выходит, что еще 1,5 млрд руб. вложили частные владельцы "Аэроэкспресса" — акционеры "Трансмашхолдинга". 

Мост на Русский

Вантовый мост почти на 3 км через пролив на остров Русский, где и пройдет саммит,— сооружение монументальное. Высота пилонов — 320 м. Для сравнения: высота подобных конструкций моста Стоункаттерс в Гонконге составляет 298 м, а моста Нормандии во Франции — 215 м. 

На мосту к Русскому ветер сдувает каску. "Давайте помогу закрепить",— предлагает Игорь Тюнин, гендиректор СК "Мост", получивший контракт на стройку. Все конструкции устанавливались с использованием GPS и ГЛОНАСС, поэтому конструкции установлены точно, успокаивает господин Тюнин. Он говорит, что таких сооружений в мире нет. Эта фраза всегда фигурирует как аргумент в спорах по поводу дороговизны строительства моста, на который бюджет выделил 32 млрд руб. 

СК "Мост", принадлежащая Владимиру Костылеву и Евгению Суру (их совокупное состояние Forbes оценивает в $1,5 млрд), строит к Олимпиаде-2014 вантовый мост для совмещенной автомобильной и железной дороги от Адлера до курорта "Альпика Сервис" в Красной Поляне. "Но опыта строительства такого моста, как во Владивостоке, ни у кого в нашей стране нет",— говорит гендиректор СК "Мост". Тем не менее именно эту компанию Дмитрий Медведев еще в должности президента назначил генподрядчиком стройки. Местные строители утверждают, что главным претендентом на этот контракт было омское НПО "Мостовик", разрабатывавшее проект строительства моста. Но проектировщик, похоже, в обиде не остался. ""Мостовик", как и другое объединение — "Мостостройиндустрия", поставлял нам конструкции для моста",— рассказывает господин Тюнин. 

Возможность острова

Новые здания Дальневосточного федерального университета произвели впечатление на премьер-министра Дмитрия Медведева
Фото: Дмитрий Астахов/Фото ИТАР-ТАСС
 
"Китайский снаряд летит сюда 30 секунд — вы должны успеть защитить родину" — так описывал свою армейскую службу на острове Русский Евгений Гришковец в романе "Как я съел собаку". У владельца Crocus Group Араса Агаларова, чье состояние Forbes оценивает в $1,6 млрд, в отличие от героев романа Гришковца было больше времени "спасти родину" — три года. Генподрядчиком застройки острова бизнесмен тоже назначен отдельным указом президента. Началось все с того, что куратор строек к саммиту во Владивостоке первый вице-премьер Игорь Шувалов вызвал владельца Crocus на совещание, где обсуждалась смета будущего проекта: за предлагаемую сумму девелопер предложил построить больше площадей, чем планировалось (см. интервью). Правда, бюджету РФ в итоге пришлось вложить в проект 70 млрд руб. вместо первоначальных 54 млрд руб., но и строить пришлось больше. 

"Агаларов появился в тот момент, когда точка невозврата была пройдена: нужно было срочно начинать застраивать Русский",— вспоминает один из федеральных чиновников. Сейчас на Русском острове, куда переедет университетская набережная с водопадом, почти 1 млн кв. м недвижимости.

Апартаменты для профессоров, где во время саммита поселят первых лиц стран—участниц АТЭС,— классический пентхаус. Студенческие комнаты, где в сентябре поживут гости рангом пониже, напоминают стандартный номер в добротном отеле. Море — в 100 м. Настоящий курорт по сравнению с теми условиями, в которых сейчас живут студенты Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Коллега-американка из Russia Today, с которой мы оказались в университетском хостеле N1 в центре Владивостока, охарактеризовала увиденное так: "O, my пи...ец". Эти остатки ДФВУ должен продать, чтобы компенсировать часть затрат бюджета страны на строительство кампуса на Русском. 

Бизнес к морю

Губернатор Владимир Миклушевский отмечает, что одна из задач властей — остановить давно возникшую миграцию населения: в крае сейчас живет около 2 млн человек, что на четверть меньше, чем в начале 1990-х годов. Для этого край будет использовать оставшуюся после саммита инфраструктуру для создания в регионе крупной рекреационной зоны и новых производств. 

Власти рассчитывают, что бюджет сможет зарабатывать и на притоке туристов — за счет строящейся игорной зоны в Уссурийском заливе у Артема. На Русском же создается туристическая особая экономическая зона, где Игорь Шувалов предложил создать курорт с сафари, добавляет один из краевых чиновников. 

Крупный бизнес также надеется, что саммит АТЭС позволит превратить Владивосток из последнего европейского города в Азии первым, а именно воротами в центр России. Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Базовый элемент" Олега Дерипаски, ВТБ, "Транснефть", фонд "Сколково" учредили Национальный деловой центр (НДЦ), который стал оператором делового саммита АТЭС. На этой встрече примут участие главы экономик и президенты крупных корпораций региона. "Мы сформировали повестку с тремя ключевыми пунктами — обеспечение продовольственной безопасности, развитие логистическо-транспортной системы и развитие инноваций",— рассказывает глава правления НДЦ Владимир Андросик. 

Только из Китая ежегодно отправляются в Европу товары на $500 млрд, большая часть экспорта идет морем, через Индийский океан. "Через Россию перевозится менее 1%",— говорит господин Андросик. По его словам, чтобы увеличить транзит через Владивосток по территории России, необходимо модернизировать железные дороги и сделать лояльнее систему тарифов. Через Приморье в Азию можно экспортировать и зерно из Алтая. 

Халиль Аминов, Александр Панченко, Владивосток—Москва

Источник: kommersant.ru