Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) как градостроительный объект появится в 2014 году, однако первые его студенты уже в августе начнут обучение. Как происходил их отбор, кто и чему будет их учить, корреспонденту STRF.ru рассказал вице-президент Сколтех по управлению и развитию Алексей Ситников.

Алексей Ситников: «Количество наших выпускников долгое время будет совсем небольшим, поэтому я бы не говорил о системном эффекте – это не массовое производство»

  

Недавно Сколтех завершил первый набор студентов на трёхгодичную междисциплинарную магистерскую программу. Почему вы ограничились сферой информационных технологий и энергоэффективности?

– Отчасти потому, что по этим направлениям в «Сколково»больше наработок, больший круг компаний. IT всегда были сильной стороной, а энергоэффективностью просто надо заниматься. Биомед не вошёл пока, поскольку у нас ещё нет собственных лабораторий, для IT и энергетики такие ресурсы не требуются.

Как в рамках этой программы будет обеспечена интеграция образования, исследований, инноваций?

– Неотъемлемой частью учебного процесса станут курсы по коммерциализации технологий и инновациям. Одновременно студент будет заниматься исследованиями и думать, как создать стартап-компанию и вывести технологию на рынок. Кроме того, в нашем Центре предпринимательства и инноваций создаются условия для организации профессорами и студентами собственных компаний. Это мировая практика лучших вузов – Массачусетского технологического института (MIT), Стэнфордского университета и других, где профессор вместе с магистрантами или аспирантами разрабатывает какой-то продукт или услугу.

Чего мы избегаем, так это создания факультетов. Их отсутствие поможет снять границы между различными исследованиями, поддержит их междисциплинарный характер. Программы – вещь более гибкая, им несвойственна ригидность факультетов. Кстати, в MIT, где есть факультеты, многие междисциплинарные исследования ведутся в созданных во внешней среде институтах. В России некоторые вузы, например МИСиС, также отказались от факультетов.

Как отбирались абитуриенты?

– Отбирались они, можно сказать, в ручном режиме, потому что это – пилотная группа. Мы ездили в разные университеты Москвы, Питера, Томска, Новосибирска и рассказывали о программе. Некоторых ребят взяли из числа студентов Открытого университета «Сколково».

Все абитуриенты письменно обосновывали своё желание учиться в Сколтех, прошли тест по английскому языку, по системе TOEFL, поскольку обучение будет вестись на английском. Студенты выполняли групповые задания. В составе групп по 6–8 человек они проводили модификацию вольтметров, проектировали турбины и оценивали инновационный потенциал различных проектов.

В ходе selection weekend эксперты проводили собеседование с каждым студентом. Затем отборочная комиссия, в составе которой – высшее руководство Сколтех и президент Эдвард Кроули, детально обсудила каждую кандидатуру. В итоге мы отобрали 21 студента в первую группу. Все они – граждане России, четверть из них – девушки. Средний возраст – 22 года. 13 человек будут специализироваться на информационных технологиях, 8 – на энергоэффективности.

В каких вузах они учились?

– В Физтехе, ИТМО, МИФИ, Казанском федеральном университете, МГУ, Бауманке, МИСиС, НИУ ВШЭ, Томском политехе, СПбПолитехе и других ведущих российских вузах.

Расскажите, как и где будет проходить обучение по магистерской программе.

– Первый год наши студенты проведут в лучших вузах мира – MIT, Стэнфорде, Гонконгском университете науки и технологий, в университетах Лондона и Цюриха, с которыми у нас есть соглашения о сотрудничестве. Вернувшись в Россию, они будут нашими консультантами по созданию образовательных программ.

В каком-то смысле студенты первого набора – «подопытные кролики», которые станут для нас источниками экспертизы. Не говоря уже о том, что они принесут особый дух исследовательских университетов.

Обучение второго года будет проходить в Физтехе и других университетах, по совместным программам. А уже в 2014 году, когда будет введён комплекс Сколтех, магистранты начнут заниматься на нашей лабораторной базе, в том числе и по другим приоритетным направлениям – биомедицинским, ядерным и, возможно, космическим технологиям.

Когда будет следующий набор студентов?

– Через год мы отберём новую группу студентов, до 50 человек, включая иностранцев. Возможно, половину набора составят студенты из других стран.

Как идёт формирование профессорско-преподавательского состава Сколтех?

– Мы получили около 500 заявок. Сейчас проводим интервьюирование кандидатов. В ближайшее время, думаю, в июле, объявим о первых предложениях заявителям и о первых профессорах, которых мы наняли. Главное здесь – решить проблему «негативного отбора». То есть не брать на работу тех, кого мы не хотим видеть по тем или иным причинам, но кто к нам обращается по открытому конкурсу. У тех же, кто нам интересен, всё и так хорошо – они работают в институтах, своих лабораториях и в России и за рубежом.

Нам нужны и успешные исследователи, имеющие практику, и молодые профессора, подающие надежду, – так что будем искать некий баланс. Сейчас мы начали отдельно проводить наём «звёздных» людей – тех, кто мог бы начать исследовательскую программу, привести с собой несколько аспирантов или магистрантов, которые затем вели бы за собой молодое поколение.

Будут ли нанятые вами профессора вести курсы в зарубежных вузах, где начнётся обучение первой группы студентов?

– Они как раз и будут преподавать, в том числе в MIT. К тому же молодые преподаватели поедут в MIT на стажировку по программе развития профессуры. В этом году они будут писать курсы, которые начнут читать в следующем году.

В каких ещё формах реализуется партнёрство с MIT?

– Совместно мы работаем по семи направлениям. Наряду с отбором студентов и профессоров, мы сотрудничаем с MIT в сфере коммуникаций и по формированию фонда целевого капитала (Endowment), привлечению финансирования. Отдельное направление – это исследования. Обладая высокой научной репутацией, MIT помогает нам в экспертизе и отборе исследовательских центров по всем научным направлениям.

Интересный проект – строительство кампуса Сколтех. Если кампус MIT – городской, то наш – скорее деревенский. Экспертиза MIT заключается в том, какой должна быть начинка этого кампуса, как спроектировать лаборатории, чтобы они отвечали самым современным требованиям.

Есть чему поучиться у MIT и в сфере управления институтом. У нас ведь вузом руководит администрация, а в Америке – профессора и студенты. Администрация же делает так, чтобы им было удобно. Поэтому мы направляем наших администраторов в MIT, дабы они поработали бок о бок со своими коллегами и привнесли бы их практику в Сколтех.

Мы и выбрали MIT потому, что он оказался единственным институтом, оказывающим весь спектр услуг. Они нам могут дать ровно столько, сколько мы можем взять.

Сколько стоит обучение в Сколтех?

– Для студентов обучение бесплатное. При этом его стоимость в расчёте на одного студента очень высокая.

Если сравнить с нормативами, принятыми на сегодняшний день в высшем образовании, то наш студент «стоит» раз в десять дороже – с учётом привлечения к работе конкурентоспособных специалистов.

Мы изначально ставим более высокую планку, а значит, должны лучше работать и привлекать в институт больше денег, чтобы всё это себе позволить.

Из каких источников финансируется ваш негосударственный вуз и, соответственно, обучение студентов?

– Источники разные – и частные, и государственные. Государственные деньги в Сколтех идут в форме гранта от Фонда «Сколково», но эти деньги не вечные. В дальнейшем мы должны их сами зарабатывать на индустриальном рынке. А пока зарегистрировали фонд целевого капитала, куда уже поступают первые безвозмездные взносы. Сейчас отбираем его управляющую компанию.

От кого идут взносы?

– Прежде всего – от крупных компаний с государственным участием. В рамках своих программ инновационного развития они по поручению правительства переводят часть своих средств – не менее одного процента – в фонд целевого капитала Сколтех.

Очевидно, у таких компаний есть свой интерес к Сколтех, например в разработке какой-то инновационной технологии. Как вы взаимодействуете с ними?

– Мы смотрим, какие приоритеты ставит компания в своей программе инновационного развития, чем мы им можем быть полезны с точки зрения нашей исследовательской программы, пакета наших предложений, и, соответственно, сводим это воедино. Важно, что мы общаемся одновременно на двух языках – индустриальном и научном – и связываем интересы компаний с интересами российских и зарубежных вузов, учёных в области прикладных исследований. Для этого по каждому из исследовательских направлений созданы специальные консультативные советы, в состав которых входят R&D-директора компаний. Другое направление деятельности Сколтех – создание центров науки, исследований и инноваций. Уже проведён первый раунд рассмотрения исследовательских предложений из университетов, вузовских лабораторий, в том числе зарубежных, и институтов РАН. Подано 129 заявок, из которых в финал вышли 13. Вскоре мы примем решение, какие три центра начнём финансировать. Не исключено, что некоторых финалистов будут финансировать наши партнёры из индустрии.

Заглянем в будущее: один из центров Сколтех сделал технологию, существенно повышающую энергоэффективность в промышленности. Право на интеллектуальную собственность будет принадлежать вузу?

– Конечно вузу, исследователям, изобретателям. Прикладные исследования в интересах индустрии – это то, что делают все вузы во всех странах. А индустрия покупает лицензию. И на этом вуз зарабатывает деньги. Лицензии могут быть разными – эксклюзивными и неэксклюзивными, в зависимости от договорённости. Такова мировая практика, главной целью которой является защита академической свободы. На эти средства вуз продолжает исследования.

Какова доля средств от продажи лицензий в бюджетах университетов-лидеров?

– Это незначительные деньги. Бюджет Стэнфорда, например, – 1,5 миллиарда долларов в год, а на лицензиях он зарабатывает максимум 60–70 миллионов. Это хороший доход, но он не восполняет затрат на исследования. Университеты всегда убыточны. Я не видел хороших университетов, которые были бы прибыльными – в лучшем случае они выходят «в ноль». 85 процентов исследовательской программы MIT финансируется государством через Национальный научный фонд (National Science Foundation) и Национальные институты здравоохранения (National Institutes of Health).

Бюджетное финансирование в России с 2014 года будет осуществляться по государственным программам. Сколтех попадает в какую-то из них?

– Да, в государственные программы «Развитие науки и технологий» и «Развитие образования».

Кем и где Вы видите выпускников Сколтех? Предполагается ли, что они, скажем, первые три года будут работать на модернизацию российской экономики, учитывая высокие затраты на их обучение и миссию проекта «Сколково»?

– Количество наших выпускников долгое время будет совсем небольшим, поэтому я бы не говорил о системном эффекте – это не массовое производство. Лучше использовать другой критерий: человек должен быть успешным, где бы он ни был. Если мы покажем, что модель Сколтех по производству таких специалистов работает, и наши выпускники востребованы, тогда эту модель можно считать эффективной, развивать и тиражировать. Где они будут трудиться, не суть важно, поскольку мы находимся в экосистеме инновационного центра и рядом расположены офисы ключевых партнёров – российских и иностранных компаний. Некоторые выпускники, возможно, пойдут работать в R&D-центры Cisco, Microsoft, АФК «Система», «Лукойл» и других партнёров фонда «Сколково». Какая-то, надеюсь, большая, часть создаст собственные компании, возможно, ещё в процессе обучения. Главная идея в том, чтобы они создавали ценность – новые продукты.

  

Источник: strf.ru