Вчера IBM объявила об открытии в России и на Украине десяти офисов присутствия, в их развитие компания вложит 6 млн долл. О том, к каким новым рынкам сейчас приценивается IBM и почему именно сейчас она открывает новые точки присутствия в России, корреспонденту РБК daily ВИТАЛИЮ ПЕТЛЕВОМУ рассказал генеральный директор IBM в России и СНГ КИРИЛЛ КОРНИЛЬЕВ.

— Компания IBM широко представлена в мире и в России, зачем вам открывать еще десять точек присутствия?

— Вы знаете, тяжело оказывать услуги по ремонту автомобилей, не имея гаража с запчастями. В нашем случае ситуация примерно такая же. Для любой компании, которая продает не только оборудование, но и услуги, требуются центр присутствия и компетенции, а также экс­перты, с которыми могут работать наши заказчики. Именно поэтому мы активно развиваем бизнес, вкладывая в найм новых сотрудников, создание сервисных центров и офисной инфраструктуры.

Еще в 1974 году мы открыли представительство в СССР, в 1991 году зарегистрировали первое на тот момент в РСФСР предприятие со 100-процент­ным участием иностранной компании и начали развивать бизнес. В 1994 году открыли представительство в Санкт-Петербурге, и до настоящего момента у нас было 12 центров присутствия. Сейчас, в 2012 году, мы открываем еще десять офисов. Это будут представительства в Уфе, Хабаровске, Самаре, Тюмени, Челябинске, Воронеже, Нижнем Новгороде и Краснодаре — городах, которые продемонстрировали за последние несколько лет уверенный рост.

На Украине наши офисы появятся дополнительно в крупнейших индустриальных центрах страны — Харькове и Донецке.

— Компания намерена потратить 6 млн долл. на развитие новых центров присутствия, чем обусловлена подобная сумма?

— Указанные 6 млн долл. мы потратим на развитие офисов в новых городах присутствия в 2012 году. Помимо этих инвестиций компания будет финансировать ранее созданные центры, то есть эта сумма — дополнительные инвестиции. Планы ее увеличения на 2013 год есть, но назвать конкретные цифры я не могу.

— То есть с 1974 по 2012 год компания открыла только 12 офисов на бывшем пространстве СНГ, теперь же за один год — десять точек присутствия. Чем объясняется такой интерес к россий­скому рынку?

— Сейчас мы видим количественный и качественный скачок в развитии нашего присутствия в России. Для того чтобы это стало возможным, должна была сложиться благоприятная ситуация с обеих сторон. Региональные рынки должны созреть к потреблению высокого уровня сервисов, которые крупная компания должна предоставлять на месте. Сама корпорация должна осознать, что инвестиции могут и принесут отдачу в среднесрочной перс­пективе. Стандартный горизонт планирования — три-пять лет, но лично мне кажется, что на возврат вот этих вложенных 6 млн долл. потребуется меньшее время.

— С одной стороны, в экономическом поле ощущаются послед­ствия кризиса 2008 года, с другой — эксперты говорят о рецессии. Почему в таких условиях IBM приняли решение инвестировать?

— Назвать нынешнюю обстановку кризисом, пожалуй, нельзя, речь скорее идет о турбулентности. Когда есть флуктуации на рынке, компаниям приходится смотреть и рассчитывать, как выживать в этой обстановке и умудриться заработать. В условиях повышенной волатильности рынка бизнес требует от себя и от своих работников дополнительной гибкости, и достичь ее можно за счет внедрения информационных технологий.

Кроме того, возникает эффект, при котором обостряется борьба за ресурсы, в том числе человеческие. Если раньше многие предприятия жили в ситуации «я не знаю, как там у других, но у нас точно есть все ресурсы, а если нет, то заплатим и найдем», то сейчас компании приходят к пониманию, что деньги можно платить любые, а людей на рынке нет. Борьба за эффективность работников на предприятиях ведет к внедрению и установке базовых систем управления персоналом.

Кроме того, никто не говорит о немедленных миллиардных вложениях с нашей стороны в российский рынок. Один мудрый человек в свое время сказал, что кризис — идеальное время для умных людей расширить свою долю рынка. Если есть возможность сейчас, когда другие не будут столь активны на рынке, инвестировать и получить разумные дивиденды с инвестиций в среднесрочной или долгосрочной перспективе, то грех такой возможностью не воспользоваться.

— Какие сегменты российского рынка пользуются особым вниманием со стороны IBM, кроме стандартных для IT — банков­ского, телекоммуникационного и государственного секторов? Где еще планируете внедрять информационные технологии и в каких горизонтах?

— В последние годы IBM в России и СНГ активно следит и рассматривает возможность участия в информатизации массового ритейла, энергетического сектора (умные цифровые подстанции и мониторинг/менеджмент сетей передачи электроэнергии). Кроме того, мы присматриваемся к транспортному рынку, потенциал развития которого также тесно связан с внедрением IT. Проекты в этих областях в других странах мира IBM реализует уже многие годы и накопила обширный опыт, который российские компании могут успешно заимствовать.

В ближайшем будущем намечается крупное сотрудничество с «Ростелекомом», Роснано, РВК, «Сколково» и компанией ITFY. По сути, мы создаем облачный центр, пользователи которого смогут сами разрабатывать дизайн микропроцессоров по технологии 90 нм, востребованной в промышленной электронике, портативных устройствах, бытовой электронике. Успешное развитие проекта позволит осуществить импортозамещение при реализации крупных инфраструктурных проектах, требующих большого количества сенсоров и датчиков. Центр будет оснащен программным и аппаратным обеспечением по разработке микросхем и будет выполнять функции провайдера — агрегатора. Там можно будет создать дизайн микропроцессора и отослать заказ на его производство как на отечественный завод микропроцессоров, так и за рубеж.

Мы сделаем облако, в котором любые молодые команды разработчиков смогут получать доступ к методикам разработки чипов, которыми обладаем мы или любая другая компания — участ­ница проекта. Именно поэтому мы соз­даем данный центр в сотрудничестве со «Сколково». В конце концов, у нас людей мало, мы не Китай, главное, в чем нуждается Россия, — мозги и интеллектуальная собственность.

 

Источник: RBC Daily