В середине июня в Государственной Думе будут обсуждаться изменения в закон «О статусе наукограда Российской Федерации». Он скорее важен для давно уже существующих наукоградов, так как деятельность инновационного центра Сколково фиксируется в отдельном законе.

Предполагается, что обновлённый закон о наукоградах окажется тем механизмом, который позволит решить насущные проблемы, стоящие перед наукоградами, в частности, увеличение государственного финансирования, привлечение частных инвестиций, снижение налогового бремени для резидентов технопарков, привлечение новых кадров на выгодных условиях, модернизация и развитие инфраструктуры, оборудования.

Наукограды со времён Советского союза были и остаются особыми исследовательскими конгломератами, их в России порядка 15, не считая иннограда Сколково, технополисов и академгородков.

Судьбу уже существующих наукоградов и инноградов будущих комментируют:

Сергей Капица, профессор, президент Евразийского физического общества, член Европейской академии наук:

 — Такое образование, как наукоград, создаётся для решения конкретных вещей, преследует конкретные прикладные цели и с фундаментальной наукой непосредственно не связано. Наукограды нужны именно для решения конкретных задач. У новосибирского Академгородка прекрасный опыт влияния на развитие наукоградов во всём мире, в СССР был первый опыт развития такого рода научного центра, тем более, в районе Сибири. Последствия мы видим и в фундаментальной науке. Для развития фундаментальной науки важна система высшего образования, подготовки кадров, привлечение лучших учёных. Перед наукоградами ставится задача решения конкретных проблем, в частности, оборонных, развития новых технологий.

Давид Ян, российский IT-предприниматель, основатель и председатель совета директоров компании ABBYY:

— Я сам всю свою научную жизнь провёл в наукограде Черноголовка, и могу сказать по себе, что наукограды нужны России. Наукограды — это единственный путь, по которому должна двигаться наша страна. На данный момент Сколково — это центр кристаллизации, но оно не одно: Россия большая, и необходимо развивать существующие наукограды. Сколково абсолютно логично было создано с нуля, в нашей истории уже был такой пример - история создания Московского физико-технического института, когда перед Петром Капицей, Львом Ландау и Николаем Семёновым была поставлена задача решения современных научных проблем, и они создали школу, при условии, что это будет новый институт, не на базе МГУ. Только так они видели создание нового, потому что это проще, чем бороться с имеющимися традициями. Сколково — это один из подобных случаев: то, что рождается, никогда в жизни нельзя бы было создать на базе существующих наукоградов. Сколково — это уникальный случай, когда Массачусетский Технологический Институт согласился выступить соучредителем Сколтеха (Сколковского университета).

Благодаря Сколково западные инвесторы ещё раз поверят в российский потенциал. Но в первую очередь наши российские школьники и студенты должны поверить, что благодаря учёбе они могут сделать благополучной свою жизнь. Основная проблема уже не в инвесторах, а в том, что не хватает высококвалифицированных инженеров и менеджеров, постсоветский ресурс мы уже во многом исчерпали, а новые ребята, наши восьмиклассники и десятиклассники в регионах, к сожалению, пьют водку, вместо того чтобы учится. Им нужны примеры, когда они будут понимать с самого детства, что благодаря учёбе они могут добиться успеха, они придумают свой графен и получат Нобелевские премии.

Вячеслав Панов, руководитель аппарата комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям: 

— Для того чтобы учесть точку зрения, прежде всего, людей, занимающихся наукой, учесть их мнение при изменении закона о наукограде, была создана рабочая группа. В нее входит более сорока человек— депутаты Государственной Думы профильных комитетов, члены Совета Федерации, представители всех существующих в России наукоградов, представители науки. Рабочая группа будет обсуждать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"». 19 июня в Государственной Думе состоится первое чтение по данному законопроекту, надеемся, он будет принят. После этого рабочая группа проведёт первое заседание, на котором будут обсуждаться возможные поправки для внесения в данный законопроект, затем планируется расширенное заседание в наукограде Дубна.

Александр Пушной, ведущий программы «Галилео», закончил Новосибирский Государственный Университет:

— Развитие наукоградов очень важно для России. Наукоград даёт сформироваться профессиональному сообществу, это то, что останавливает отток кадров из страны. Учёные не уезжали из России не потому, что у них не было предложений должностей или возможностей, а, прежде всего, из-за того, что у них в соседнем кабинете сидел человек того же уровня, с которым спокойно можно было побеседовать. Я имею в виду работу своего отца (Борис Пушной — кибернетик, прим. ред.) в Новосибирском Академгородке, других академиков. В любом сообществе, прежде всего, ценятся коммуникации. Это касается не только науки, но и музыки, и всего остального. Здорово, конечно, создавать с нуля новые наукограды, но нужно развивать, прежде всего, уже существующие. Сейчас создаётся Сколково, которое не совсем наукоград, а, скорее, бизнес-городок, который больше ориентируется на высокие технологии, на инвестиции.

Антон Коробков-Землянский, член Общественной палаты, заместитель директора фонда «Сколково» по внешним коммуникациям и рекламе:

— Задача любого объединения людей — это совместно решать проблемы, стоящие перед сообществом. Статус наукограда тоже позволяет решать определённые проблемы, получать финансирование на научные разработки, на строительство научных, исследовательских учреждений. Наукоград отличается от обычного города тем, что задача большинства жителей заключается в том, чтобы заниматься научной деятельностью, проводить исследования.

Советские наукограды строились с конца 40-х до 60-х годов и тот формат, в котором они создавались, устарел, инфраструктура устарела. Их поддержка сейчас осуществляется не в том объёме, в котором хотелось бы, но речь не идёт об их закрытии или переселении людей оттуда.

Если мы говорим о современном городе с современными технологиями, то в России просто нет той базы, которую можно было бы обновить и модернизировать. Приходится строить всё с нуля. В любом случае, дешевле построить новые здания, новые производственные и исследовательские мощности, чем модернизировать и провести капитальный ремонт — порядок сумм примерно одинаковый. 

Если говорить о Сколково, то это не только инноград, это сам дух инноваций.

 Как говорит лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов: «Сколково — это не территория, Сколково – это идеология». Технологии, которые сейчас применяются в Сколково, можно будет потом масштабировать в другие наукограды. Фонд Сколково сотрудничает с Дубной, с Новосибирским Академгородком, с технопарками в Самаре, Челябинске.

Люди, которые боятся утечки мозгов из существующих наукоградов в Сколково, застряли где-то в XX веке. Сейчас не обязательно переезжать куда-то, чтобы работать, есть Интернет. Интеллектуальный труд не всегда требует присутствия на производстве, особенно в сфере IT. Сколково уже работает более года, при этом город ещё не построен, физически люди ещё не переезжают туда, пока строительство идёт, но люди со всей страны уже сейчас там работают. 

 

Источник: top.oprf.ru