Победители конкурса по поиску идей, способных стать основой для решения актуальных мировых и национальных проблем, Сергей Мусиенко и Анна Трунина получили грант на участие в 10-недельной стажировке в Кремниевой Долине в рамках программы Singularity University’s 2011 Graduate Studies Program. В интервью T&P они рассказали, что происходит в самом инновационном университете мира.


— Что такое Университет Сингулярности?

Сергей Мусиенко: Количество инноваций и научных открытий ежегодно растет в геометрической прогрессии, при этом все сложнее быть в курсе событий даже в своей области знаний, не говоря о смежных областях. Для этого, а также для ускорения внедрений этих инноваций в повседневную жизнь и создавался Университет Сингулярности. Он готовит специалистов для решения глобальных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. Студенты слушают различные междисциплинарные курсы, которые затрагивают темы по самым разным областям человеческих знаний: медицине, нанотехнологиям, искусственному интеллекту, футурологии, предпринимательству и многим другим.

Анна Трунина: Это проект Американского аэрокосмического агентства (NASA) по созданию нового междисциплинарного университета будущего, осуществленный при поддержке компании Google. Миссия университета в том, чтобы собирать, обучать и вдохновлять лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.

— Как вы туда попали?

Анна Трунина: Из рассылки Сколково получила письмо с приглашением к участию в конкурсе «Моя идея для России». Для участников, попавших в финал, была организована скайп-конференция с представителем Университета Сингулярности; после чего объявили трех победителей. Всего в конкурсе приняло участие около ста человек.

— Расскажите, отличается ли учеба в Кремниевой Долине от учебы в России?

Сергей Мусиенко: Учебный процесс в университете ведут мировые звезды: нобелевские лауреаты по астрофизике, астронавты, создатели частных компаний по изучению генома. Среди них создатель eBay, изобретатель стандарта шифрования с открытым ключом и главный нанотехнолог корпорации Zyvex Ральф Меркле, автор самого известного учебника по Искусственному Интеллекту Питер Норвиг, изобретатель Ethernet и основатель 3Com Боб Меткалф и другие. Задача курса проста — собрать талантливых людей из различных областей и дать любые возможные ресурсы для проведения R&D с выходом на венчурный капитал в дальнейшем.

Анна Трунина: Отличается сильно. Во-первых, обучение в Университете Сингулярности не предполагает получение степени, это краткосрочный курс, сфокусированный на информировании о передовых, самых новейших инновационных технологиях и проблемах, которые могут возникнуть в будущем. Программа университета Сингулярности предполагает, что у студентов уже есть базовое образование и этот курс является дополнением к нему.

Во-вторых, тут нет выпускных экзаменов, как в классической школе. The decision is up to you. Если тебе нужно, ты изучаешь, разбираешься и задаешь вопросы. Здесь не записывают лекции в тетради, а используют Google Docs; и вместо рисования маркером на доске используют видео-презентации. Нас здесь 80 человек из 35 стран, средний возраст участников — 32 года.

В-третьих, занятия проводятся весь день, с 9 до 21 часов. За все 6 лет обучения в Бауманке у меня не было столь напряженного графика. Огромный поток информации и очень мало времени.

В-четвертых, что особенно отличается от образования в России — так это то, что курс носит не только теоретический, но и практический характер. После окончания обучения нам нужно будет проработать идею, которая бы смогла потенциально улучшить жизнь 1 миллиарда человек в течение 10 лет, и презентовать ее на итоговом мероприятии на десятой неделе курса. Планируется, что работа над проектом должна продолжаться и после завершения обучения и в конечном счете превратиться в полноценный бизнес-проект. Университет уже имеет историю запуска таких проектов, хотя некоторые из них спустя время закрылись. Мне сейчас тяжело представить, как можно организовать работу команды над таким проектом, когда каждый из нас живет в разных уголках планеты.

В любом случае, это неплохой шанс. Мне кажется, было бы неплохо ввести такую же практику и в российских вузах, когда студенты смогут не просто делать курсовые и дипломные проекты по принципу «сдал и забыл», а получать возможность реализовать и впоследствии развивать их.

— В чем особенность обучения? Какие впечатления сложились у вас после первых недель в университете?

Сергей Мусиенко: Для того, чтобы лучше понимать происходящие в мире процессы, конечно, необходимо учиться у лучших, — тех, кто занимается технологиями завтрашнего дня. Университет Сингулярности как раз и предоставляет такую возможность. Ведь наши наставники — это ведущие мировые специалисты, пионеры своих областей. Эти люди уже активно, а главное успешно, занимаются модернизацией и внедрением инноваций в различных сферах.

— В чем глобальное отличие от российской системы образования?

Анна Трунина: Процесс обучения делится на шесть направлений, каждое из которых курирует один из основоположников науки в этой отрасли (например, Дэниел Крафт — исполнительный директор программы FutureMed в Кремниевой долине и куратор медицинского направления Университета Сингулярности). Эти направления — форсайт научного и инновационного развития с экспоненциальной картиной роста в ближайшем будущем: образование, энергетика, управление здоровьем, безопасность, космос.

— Возможно ли развитие сингулярности в России? Какие перспективы нас ожидают?

Анна Трунина: Происходящие в мире процессы, экспоненциальный рост технологий и их одновременное удешевление не могут обойти стороной ни одну страну. Очень важно отметить, что значительными успехами в перечисленных областях могут похвастаться и российские ученые. Так, в декабре прошлого года в России при организационной и финансовой поддержке Центра высоких технологий МФТИ была проведена первая в России операция по пересадке трахеи, выращенной из стволовых клеток пациента. Глубокие исследования потенциала, заложенного в стволовые клетки каждого из нас, смогут дать человечеству невероятные инструменты для регенерации наших органов и тканей.

— Что вы можете посоветовать молодым ученым и инноваторам?

Сергей Мусиенко: На сегодняшний день российским молодым ученым и инноваторам необходимы дискуссионные площадки для общения и обсуждения результатов научной работы, обмена мнениями по основным направлениям современной науки, установления прямых научных контактов. Такую возможность сейчас как раз предоставляет наш Центр высоких технологий МФТИ.

Более того, в сентябре на базе Московского физико-технического института состоится конференция по проблеме подготовки специалистов в области сингулярных технологий для экономики будущего. Сейчас она планируется как всероссийская площадка передачи опыта и обмена мнениями, ориентированная на молодых исследователей.

Анна Трунина: Главная рекомендация от меня — учить английский язык. И не просто для повседневного общения, а учить так, чтобы суметь учиться на нем. Люди здесь всегда открыты к общению, причем не важно — сидящий рядом с тобой студент или топ-менеджер из списка Forbes, например, Стив Возняк, который заглянул к нам недавно. Сегодня все глобальные проблемы решаются на английском языке, и нашим инноваторам и ученым тоже есть, чем поделиться. Связи и коммуникации сейчас решают все.