В столичном Центре международной торговли состоялся первый форум сообщества молодых ученых Futurussia, организованного Федеральным агентством по делам...
В столичном Центре международной торговли состоялся первый форум сообщества молодых ученых Futurussia, организованного Федеральным агентством по делам молодежи. По словам заместителя руководителя агентства Александра Повалко, координатора работы сообщества, в Futurussia вошли наиболее активные участники «Зворыкинского проекта» (Всероссийского молодежного инновационного конвента)«.
С программной речью выступил руководитель рабочей группы по созданию инновационного центра в Сколкове, первый замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков, предложивший создать на базе Futurussia «сообщество друзей будущего города, а возможно, в перспективе и его жителей». Он призвал молодую технократическую элиту разработать эффективную модель сколковского иннограда и принять на себя часть ответственности за организацию широкого общественного контроля над реализацией нового проекта. Он подчеркнул, что будущий «город Солнца», разумеется, не рассматривается в Кремле в качестве панацеи от социально-экономических проблем страны, скорее это экспериментальная «модель для сборки», для отработки возможных механизмов, которые могут в скором будущем «привести к созданию духа новаторства, созданию системы изобретений и коммерциализации этих изобретений в России».
Необходимые условия для новых научно-технологических проектов, по мнению первого замглавы администрации президента, — привлечение российского вуза или исследовательского учреждения и участие иностранных специалистов. Инноград Сколково должен стать «транснациональным», поскольку «без интеграции наших интеллектуальных возможностей с возможностями других развитых экономик мы страну развивать не сможем».
Кроме того, для успешной реализации этого проекта потребуется применить классические рецепты построения технополисов. Во-первых, собрать в одном месте критическую массу высококвалифицированных специалистов и создать сильный научный центр, производственные подразделения крупных российских и зарубежных компаний. Во-вторых, привлечь венчурный капитал (на сегодня в России его практически нет, поэтому, по словам Суркова, «пока эту роль возьмет на себя государство»). В-третьих, предоставить особый налоговый и административный режим. В-четвертых, организовать продуманную систему подготовки и обучения научных и инженерных кадров и, в-пятых, создать для них комфортную среду обитания.
Владислав Сурков представил три ключевых тезиса, которые свидетельствуют в пользу правильности принятого российским руководством решения о создании нового «города Солнца». Первый — чисто социальный. Способность государства повышать качество жизни своих граждан, считает Сурков, напрямую зависит от уровня технологического уклада: «Если мы будем оставаться примитивной сырьевой экономикой, то так и будем жить, перебиваясь с хлеба на квас». В то же время «чем выше будет наш интеллектуальный и научный потенциал, тем ближе мы будем к категории «белых воротничковј в мировом разделении труда. В мире нации играют определенные роли на разных этапах глобального конвейера. Мне кажется, мы должны стремиться в этом мировом разделении труда занять место мозгового центра».
Вторым социальным измерением инновационной политики должно стать формирование социально мотивированных, мобильных групп населения. «После кризиса жизнь в обществе несколько замерла, — констатировал Сурков, — социального авангарда на сегодня не наблюдается. Бизнес приуныл, бюрократия тоже устала. Возникает ощущение замедления развитияИ И наша задача в том числе путем такого общения привести в движение какие-то группы населения». Достаточно очевидно, что в инновационной экономике заинтересована российская научно-техническая элита.
Наконец, третьим, фундаментальным, измерением следует считать задачу укрепления демократических институтов нашего общества. По мнению первого замглавы администрации президента, сейчас «властная вертикаль является проекцией нефтегазовой трубы на сферу политическую. Это просто отражение: если у нас примитивная, подобная трубе, экономика, у нас будет такая же политическая система». Если же у нас будет сложная экономическая система, то она «неизбежно повлечет за собой сложные политические институты. Их сложность будет базироваться на крепкой экономике, потому что что-то сложное может устоять только в каркасе мощной экономики».

Источник: Эксперт