Оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете в 2019 году составил, по оценке участника «Сколково» Group-IB, 2,5 млрд. руб. Это почти на 400 млн рублей (+19%) больше, чем годом ранее.

В общей сложности эксперты направления Group-IB Brand Protection  обнаружили около 2 500 интернет-сайтов, аккаунтов или групп в соцсетях, торгующих спиртным в обход действующего законодательства (в 2018 году их было больше — около 4 000). Отмечается, что массовая блокировка Роскомнадзором сайтов с дистанционной продажей алкоголя приводит к «миграции» подпольных продавцов в мессенджеры, мобильные приложения и соцсети. 

Фото: Group-IB

 

Специалисты Group-IB Brand Protection третий год подряд измеряют оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя. Сетка самого масштабного алкогольного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить в ходе исследования специалистам Brand Protection, насчитывала 94 связанных домена. Такое количество ресурсов необходимо, чтобы продавцы алкоголя в случае блокировки одного их сайта могли оперативно «переезжать» на другой. 

Продолжившиеся в 2019 году массовые блокировки со стороны Роскомнадзора (РКН) ресурсов с дистанционной продажей алкоголя привели, с одной стороны, к сокращению количества сайтов, а с другой — к внедрению новых форматов торговли и «миграции» алкоторговцев в мессенджеры. Аккаунты используются для рекламы, продвижения самого онлайн-магазина, контакта с покупателями и даже для хантинга новых сотрудников для расширения нелегального бизнеса. Эксперты Brand Protection Group-IB обнаружили около 30 крупных алко-каналов в Telegram. Для подобных Telegram-магазинов характерно большое количество подписчиков от 20 000 до 50 000 тыс человек, а также специальные чат-боты для доставки или продажи крупных партий товаров. Здесь же, в Telegram, происходит хантинг новых продавцов. В одном из профильных Telegram-каналов объявлен набор на мастер-класс нелегальных онлайн-продаж алкоголя с гарантированным заработком от 100 тыс. рублей в месяц.

Традиционно широко представлен  нелегальный бизнес и в  Instagram — как минимум 50 Insta-магазинов предлагают алкоголь с доставкой по оптовым или сниженным ценам. Предназначенные для торговли алкоголем мобильные приложения используют проверенную схему продажи сувениров, «подарком» к которым идут крепкие алкогольные напитки. Подобные схемы используют как перекупщики, реализующие в интернете алкоголь из розничных сетей, так и мошенники, торгующие контрафактом.

Специалисты Brand Protection Group-IB оценили  экономические показатели  теневого алкорынка в 2019: средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь с доставкой, составляет 200 пользователей в сутки или 6 000 человек в месяц. При минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1 390 рублей, 2 430 онлайн-магазинов зарабатывают от 202,7 млн рублей в месяц. Кроме того, эксперты Group-IB зафиксировали около 70 ресурсов, которые реализуют дубликаты известных марок алкогольной продукции, о чем часто открыто говорится на самих сайтах. Посещаемость сайтов с подделками в среднем составляет 160 посетителей в день или 4 230 в месяц. Средний чек на подобном ресурсе — 492 рубля.  При той же конверсии в 1% доход продавцов дубликатов алкоголя составляет 1,7 млн рублей ежемесячно; 20,4 млн рублей ежегодно.

Таким образом, оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя по итогам 2019 года составил порядка 2,5 млрд руб против 2,1 млрд руб годом ранее (+19%). В 2019 году значительно вырос и потребительский спрос — количество поисковых запросов по фразе «Купить алкоголь» в этом году по сравнению с прошлым годом в поисковиках увеличилось на 34,6%. Как правило, пики подобных запросов приходятся на предпраздничные и праздничные дни — Новый год, Рождество, майские праздники, 8 марта и тд.

"В уходящем году оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя снова вырос, хотя темпы роста замедляются и число нелегальных алкосетей в результате блокировки уменьшилось, — замечает Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты интеллектуальной собственности Group-IB. —  Поскольку спрос со стороны покупателей не снижается, «алкогольные короли» ищут новые форматы подпольной торговли и активно развивают проверенные времени каналы незаконной реализации — мессенджеры и соцсети".