Оборот теневого рынка продажи алкоголя в российском сегменте интернета вырос почти на четверть, выяснила сколковская компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак. Эксперты компании оценили его в 2,1 млрд. руб. Это почти на 400 млн рублей, или 23% больше, чем в 2017 году.

В общей сложности эксперты направления Brand Protection Group-IB обнаружили около 4000 интернет-сайтов, торгующих спиртным в обход действующего законодательства. При этом злоумышленники создают целые сети из «зеркал» своих алкомагазинов; в случае блокировки одного сайта они оперативно переезжают на запасной ресурс.

Самая большая группа, которую удалось обнаружить специалистам Brand Protection в ходе исследования, насчитывала 86 связанных доменов. Такие схемы используют как перекупщики, реализующие в интернете алкоголь из розничных сетей, так и мошенники, торгующие контрафактом, говорится в сообщении Group-IB, поступившем в редакцию Sk.ru.  

 

Средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь с доставкой, составляет 190 пользователей в сутки или 5 700 человек в месяц. При конверсии 0,7% и средней стоимости одной покупки в 1 100 рублей, 4 000 онлайн-магазинов зарабатывают от 174,5 млн рублей в месяц.

В предпраздничные месяцы количество запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%. Первая масштабная волна регистрации доменов для продажи спиртного началась весной 2018 года, накануне майских праздников, и продолжалась летом во время чемпионата мира по футболу. Вторая волна была зафиксирована в октябре, пик регистраций пришелся на декабрь.

Специалисты Group-IB Brand Protection обнаружили в интернете десятки сайтов и досок объявлений, на которых продаются составные части так называемого, алкогольного конструктора для нелегального изготовления крепких спиртных напитков — подделок известных брендов. Один такой набор, включающий, бутылку, этикетку, пробку и фирменную коробку обойдется в 38,5 рублей. Таким образом, затраты на выпуск одной бутылки «виски» объемом 0,5 литра вместе со спиртом и эссенцией составят 74 рубля.

 

«Исследуя тему производства контрафактного алкоголя, мы пришли к неутешительным выводам: покупка самой линии розлива и даже производства – не сложнее заказа книги или смартфона, — замечает Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB.  — Несмотря на то, что такие подпольные мини-заводы ежегодно закрываются десятками, всегда находятся смельчаки готовые рискнуть своей свободой и чужим здоровьем ради быстрого получения сверхприбылей».