Резидент кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» компания  Frontline Avionics объявила об установке пилотажно-навигационного комплекса для малой авиации Glance EFIS на самолеты пилотажной группы «Первый полет». Эта пилотажная группа является одной из наиболее титулованных российских команд по высшему пилотажу, в которую входят призеры чемпионатов мира и России. 

Glance EFIS. Фото: flavionics.ru

Полнофункциональный комплекс Glance EFIS, разработанный Frontline Avionics, предназначен для использования на легких и сверхлегких судах авиации общего назначения: самолетах, вертолетах, автожирах и дельтапланах. Прибор объединяет в себе все необходимые пилотажные и навигационные инструменты — высотомер, измерители воздушной и вертикальной скоростей, индикаторы перегрузки и скольжения. Комплекс обладает встроенными функциями контроля двигателя, в число которых, помимо прочего, входят индикаторы оборотов двигателя и ротора, а также температуры жидкостей, цилиндров и выхлопных газов, датчики топливных баков. 

Аэронавигационные функции комплекса обеспечиваются встроенным приемником ГЛОНАСС/GPS. К аэронавигационным инструментам комплекса относятся  указатель путевой скорости, истинный/магнитный курс, навигационный индикатор, планы полетов. Прибор использует аэронавигационные базы данных, включающие аэродромы и вертолетные площадки, зоны воздушного пространства, навигационные маяки.

До недавнего времени пилотажная группа «Первый полет» летала по правилам визуального полета — по карте, используя компас, часы, указатель высоты и указатель скорости, рассказал ведущий пилотажной группы «Первый полет», мастер спорта международного класса Дмитрий Самохвалов: «Естественно, это не вполне соответствует современным требованиям удобства и безопасности. Но потом увеличилась география наших полетов – сейчас мы летаем по всей стране, и в какой-то момент мы ощутили острую потребность в оборудовании, дающем пилоту всю полноту информации о полете. Эти потребности полностью удовлетворяет комплекс Glance EFIS. До этого мы присматривались к американскому прибору компании Garmin. Но он стоит 10 тысяч долларов, то есть в несколько раз дороже отечественного – это для нас существенно».

У конкурентного оборудования более дорогой сервис, меньшая функциональность, к тому же отечественный комплекс снабжен российской базой навигационных данных, которой нет в американском комплексе. После успешных испытаний Glance EFIS, комплекс был установлен на все семь самолетов пилотажной группы «Первый полет».

По словам технического директора и сооснователя Frontline Avionics Евгения Кондратьева, проект пилотажно-навигационной системы стартовал несколько лет назад. Тогда на рынке полностью отсутствовали российские пилотажно-навигационного комплексы для малой авиации. Зарубежные приборы при этом имели высокую стоимость при отсутствии технической поддержки в России, длительном времени заказа и поставки. Кроме того, иностранные приборы не устраивали команду сложностью установки, настройки и неочевидностью многих функций. 

«Наш проект начинался с создания простого прибора для недорогих самолетов и мотодельтапланов, который пользователь может установить и подключить самостоятельно. Со временем, нашими приборами стали пользоваться разные люди в разных условиях и мы под их нужды развили его в полноценный комплекс для малой авиации, который на сегодняшний день включает в себя все необходимые функции для выполнения полетов как в зоне аэродромов, так и на дальние расстояния, включая заграничные перелеты. В этом году мы официально представили нашу продукцию на европейском рынке. Она вызвала определенный интерес и сейчас прибор тестируется европейскими пользователями в европейском воздушном пространстве», — рассказал Евгений Кондратьев.

Комплекс Glance EFIS – это готовый продукт, производимый и продаваемый мелкими партиями, подчеркнул аналитик кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Иван Косенков: «Вместе с тем, в рамках проекта, реализуемого Frontline Avionics как компанией–участником «Сколково», происходит существенная доработка комплекса, превращающая его в прибор экстра-класса, который вполне способен найти свою нишу не только на российском, но и на мировом рынке».